Яндекс.Метрика

Намаз путника. Первая часть

 

Мы продолжаем переводить книгу «Аль-Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии», совместный труд известных современных ученых: Мустафы Аль-Буга, Мустафы Аль-Хини, а также Али Аш-Шурбаджи.

 

Раздел о намазе путника рассматривает основные вопросы, связанные с сокращением и совмещением молитвы, совершаемой во время путешествия (сафар), а также связанные с ними условия.

 


Намаз путника

 

Предисловие.

Всевышний Аллах говорит: «..и не сделал (Аллах) для вас никакого затруднения в религии. »[1] то есть Он, свят Он и велик, не установил в решениях религии то, что бы ввергало вас в затруднение. И там, где мусульманин попадает в трудное положение, Аллах облегчает ему в его религии, чтобы  решения религии стали приемлемыми, вполне возможными.

 

Сафар – это (какая-то) часть муки, [трудностей]. В нем человек утрачивает стабильность и спокойствие. Поэтому, Всевышний Аллах облегчил путнику множество решений религии, и из таких облегчений является намаз. Чуть позже мы остановимся на рассмотрении формы облегчения (намаза), её условий и на способе извлечения от него пользы.

 

 

Как выполняется намаз путника:


Всевышний Аллах облегчил путнику его намаз двумя облегчениями:

 

Первое: сокращение количества ракаатов, что называется «каср» - сокращение.

 

Второе: объединение двух своевременных намазов, чтобы путник имел как можно больше свободного времени, и это называется «джам’у байна салатайн» - объединение намазов.

 

 

Первое – сокращение

 

Это совершение четырехракаатных намазов, таких как Зухр, Аср и Иша в два ракаата вместо четырех, как мы это увидим далее, в приведенных (нами) доводах.

 

Основой, в установлении сокращения, являются слова Всевышнего Аллаха: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы сократите некоторые из намазов»[2].


Передает имам Муслим от Я’ля ибн Умаййа, сказавшего: «Я произнес (перед) Умаром ибн аль-Хаттабом (данный аят): «Не будет за вами греха в сокращении молитвы, если боитесь, что неверующие подвергнут вас испытанию» и спросил его: «Но ведь теперь люди в безопасности». Он ответил: «Я тоже когда-то удивился этому и спросил об этом Посланника Аллаха, на что он ответил: «Это милостыня, которую Аллах подал вам. Так примите же Его милостыню!»


И это указывает, что сокращение намазов не является обособленным только лишь из-за состояния боязни.

 

 

Для сокращения намаза необходимо соблюдать следующие условия:
 

1.Необходимо, что бы наступление времени намаза и его совершение было в сафаре.

 

Это условие исключает совершение намаза, время которого наступило  до того, как путник вышел в путь. Такой намаз не разрешается совершать сокращенно, потому что он не был путником в то время, когда этот намаз на нем обязывался и ему стало обязательным его выполнение.

 

Также исключается намаз, время которого наступило в то время, когда он еще был путником, но который он не совершил [в пути], пока не возвратился в свой город. Ему не разрешается совершить её в сокращенном виде, потому что он, во время его совершения, не является путником, а сокращение является (облегчением только) для путника.

 

 

2. Преодоление границ (стен) города[3], из которого путник выходит в путь, или же минование построек, если этот город не имеет границы, потому что тот, кто находится внутри этих построек или границ, не является путником.

 

То есть, сафар начинается тогда, когда человек переходит эти границы (города), также как и сафар заканчивается прибытием на это место. И, исходя из этого, он не сокращает намазы кроме тех, которые стали его ответственностью в этот промежуток времени (то есть в промежуток между минованием границы и прибытием к этим границам, но это слабое мнение. Сильным мнением в Шафиитском мазхабе является то, что не является условием для совмещения намаза, чтоб человек, совмещающий намазы, был мусафиром в начале первого намаза, как это и было сказано выше, то если если время намаза наступило до того как человек выехал в сафар, а он не совершив его у себя дома вышел в сафар то ему разрешается его сократить и совместить с другим намазом, как это пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами. Прим. пер.).

 

Передали имамы Бухари[4] и Муслим[5] что Анас, да будет доволен им Аллахговорил: «Вместе с Посланником Аллаха, я совершил обеденную молитву в Медине в четырех (ракаатах) и также исполнил вместе с ним предвечернюю молитву в Зуль-Халифе в двух ракаатах». А Зуль-Халифа находится за пределами построек Медины.

 
 

3. Отсутствие намерения задержаться в том месте, куда он держит путь,  на 4 дня (или более), не считая дней прибытия и отъезда.

 

А если же он, все-таки сделал такое намерение, то место, куда он держит путь, считается как его родина (родной город), где он живет, и ему не разрешается сокращать намаз, кроме как в дороге (т.е., ему разрешается сокращать намазы  в дороге до места, куда он держит путь, а с прибытием на это место у него заканчивается сафар).

 

А если же он намерен остаться там менее четырех дней, или же он не знает срок пребывания в этой местности из-за его работы и не знает, когда она закончится: в первом случае, он сокращает, пока не возвратится обратно, а во втором - до восемнадцати дней, не считая дней прибытия и отъезда.

 

Передал Абу Дауд[6] от Имрана бин Хусейн, да будет доволен им Аллах, он сказал:


«Я сражался вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и присутствовал с ним во время открытия (Мекки), и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался в Мекке восемнадцать ночей, не совершая кроме двух ракаатов». Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в том году, когда была завоевана Мекка, оставался там на этот срок (18 дней), сокращая молитвы, чтоб потом пойти на сражение с Хавазин, так как не знал точно, сколько дней ему придется там остаться.

 

 

4. Не совершение намаза за тем, кто не находится в сафаре.

 

Если путник встал на намаз за имамом, который не сокращает намаз, то он обязан последовать за ним до конца, и не разрешается ему сокращать намаз. А что касается обратного случая, когда путник является имамом в намазе и за ним совершают намаз те, кто не в сафаре, то в этом случае он может сокращать намаз. Для него является желательным после того, как даст салям после двух ракаатов, поспешить и сказать тем, кто следовал за ним в намазе: «Вы заканчивайте свой намаз, поистине я являюсь путником (и поэтому сократил намаз)».

 

Передал имам Ахмад, с достоверной цепочкой от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что его спросили: «Что можно сказать о путнике, который совершает два рааката, когда молится один, а когда следует за имамом, не находящимся в сафаре, совершает четыре раката?» Он сказал: «Это и есть Сунна».

В предыдущем хадисе от Имрана, пришло, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы совершайте намаз в два ракаата, поистине мы являемся путниками».

 

 

Второе – объединение намазов.

 

Смысл этого ты узнал немного ранее.


Передал имам Бухари от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял обеденную и предвечернюю молитвы, когда бывал в сафаре, также и вечернюю и ночную».

 

Также передал имам Муслим от него же, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,в одном из своих путешествий во время похода на Табук, исполнил вместе молитвы: обеденную и предвечернюю, вечернюю и ночную. Саидибн Джабир, да смилуется над ним Аллах,  сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Что толкнуло его на это?»Тот ответил: «Он не желал причинять неудобства его общине».

 

 

Объединяющие намазы делятся на два вида:


Объединение во время первого намаза - это совершение двух намазов во время первого из них, и, соответственно, объединение во время второго намаза - это совершение двух намазов во время второго из них.

 

Передали абу Дауд, Тирмизи и другие от Муаза, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время газавата Табук, когда выходил в путь до того, как поднимется солнце, откладывал обеденный намаз, чтобы совершить его вместе с предзакатным, а когда выходил в путь после уклонения солнца, то совершал обеденный и предзакатный намазы вместе. Также, когда он выходил в путь до заката, то откладывал вечернюю молитву чтоб совершить её вместе с ночным, а когда выходил в путь после заката, то совершал ночной закат вместе с обеденным».
 


Вторая часть...

 

 

 

 


[1] Сура «аль-Хадж» 78 аят

[2] Сура «ан-Нисаъ» 101 аят

[3] Современные ученые шафиитского мазхаба указали на то, что сегодня границы в такой ситуации дозволено определять по указателям о начале/окончании того или иного населенного пункта.

[4] Бухари №1039

[5] Муслим №690

[6] Абу Дауд №1229

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru