Яндекс.Метрика

ЭТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ШЕЙХУ

 

Всем нам известно, что очищение сердца от пороков является обязанностью каждого мусульманина. 

 

Для того чтобы очиститься от них и так же для приобретения высоких духовных нравом, люди обращаются к суфийскому шейху - духовному наставнику. Шейх в свою очередь, смотря на состояние человека, обучает его определенным молитвам. Таким образом он помогает мюриду постепенно очищать своё сердце и приобретать благие нравы.

 

Но для того чтобы получить полноценную пользу от вступления в духовную опеку необходимо соблюдать этику и определенные правила, как по отношению к шейху, так и по отношению к другим людям.

 

Далее мы приведём основные этические правила, которых должен придерживаться мюрид относительно своего духовного наставника.

 

Шейх Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) в книге «Ляваихуль Фасия», стр.133 пишет:

 

«У мюрида есть три обязанности по отношению к своему шейху:

 

1. Сохранять уважение к шейху, будь он рядом или же далеко, так как тот, кто возвысился, возвысился лишь посредством уважения, а тот, кто унизился, унизился из-за оставления уважения…;

 

2. Бросить своё сердце, душу, тело и существование перед шейхом чтобы не скрывалось из этого перед ним ничего (т.е. всецело и во всем положиться на него). Оставить свои предпочтения и выбор насколько возможно (на шейха) даже если он не потребовал это. Поистине это адаб, если "больной" скроет от врача свою болезнь он не получит "лекарство".;

 

3. Полное подчинение шейху, без возражений и отговорок, кроме случая, когда он повелевает совершить явное запретное - по единогласию учёных уммы - действие, на это у него нет права, и нет пути для подчинения в этом, вместе с сохранением почета к шейху, пойми это!"

 

У большинства людей бывает непонимание относительно этих правил, особенно последнего правила. Почти во всех книгах по тасаввуфу мы находим это правило. Мы видим, что Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) указывает на то что подчинение должно быть во всем, за исключением греховного. Вот здесь есть очень важный момент. Мы знаем, что у нас есть четыре правовых школ. То, что считает запретным одна из них может быть дозволено другой. Даже в рамках одной правовой школы могут быть разногласия вокруг дозволенности какого-либо действия. К примеру, в шафиитском мазхабе есть мнения которые можно использовать для личной практики, но не пригодные для издания всеобщей фетвы. Так в каком запретном нельзя следовать повелению шейха? 

 

Шейх Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) в тексте выше указал нам ответ: в действиях, которые запретны ПО ЕДИНОГЛАСИЮ УЧЕНЫХ УММЫ! То есть, если то что повелевает совершить шейх дозволено хоть по одному мнению в каком-либо мазхабе, то нужно давать предпочтение его повелению. 

 

Об этом сказал сам шейх Ахмад Заррук (да будет доволен им Аллах) в другой книге:

 

«Что же касается повеления шейха совершить действие, относительно дозволенности которого у учёных есть разногласия, то здесь предпочтение отдаётся проницательности шейха (то есть надо делать то, что он повелел), ошибка шейха лучше для мюрида, чем своя правда (то есть даже если предположить, что шейх ошибся, предпочтя дать мюриду неверное задание, совершение этого действия из послушания шейху лучше, чем ослушание).  

 

Усвой это из того, что сказал имам Малик (да помилует его Аллах) относительно преднамеренного нарушения желательного поста: «Запрещается нарушать желательный пост кроме как по  велению шейха и отца». Ибн Г’алиб пояснил: «Так как его договор с шейхом о том, что он не ослушается его, предшествовало его намерению держать пост, то если они противопоставляются, обязательным является исполнение первого, а не второго». «Мукддимату Тасаввуф», стр. 29.

 

А как же поступить если все-таки шейх повелел совершить, то что единогласно запретно? Поставить крест на этого шейха и разорвать с ним связь?

 

Шейх Заррук (да будет доволен им Аллах) пишет:

 

«Если же шейх повелел совершить запретное, по единогласному мнению, учёных, деяние, то следует прибегнуть к уловке при отказе от совершения этого повеления, чтобы это не выглядело противодействием и возражением шейху. Если так не получается, то всё равно надо ослушаться шейха с каким-либо оправданием и с проявлением вежливости, адаба.» «Мукддимату Тасаввуф», стр. 29.

 

 

То есть, ты не делаешь это действие и при этом стараешься не оставлять к нему уважения, не говоря уже о разрывании связи или же что еще хуже, строчить посты в соцсетях с его порицанием.

 

Бывает одновременно и неприятно и смешно видеть, как студенты, чей уровень знания фикха находится где-то между «Матн Абу Шуджа» и «Фатхуль Муин», обсуждают соответствие каждого повеления шейха шариату. И бывает неприятно (и только), когда более «старшие» студенты призывают к такому разбору не только «младших», но порою и совсем невежественных в фикхе людей, чем они и обрекают их на оставление адаба. Таких студентов я считаю разбойниками. Человек прочитавший к примеру «Махалли», должен знать, что помимо мнения которого он придерживается есть еще и другие.

 

Пусть Аллах поможет всем нам!

 

Источник: Al-aslein


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru