Яндекс.Метрика

ЛОГИКА – НАУКА О ПРАВИЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ

 
Довод Ислама – Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Мункиз мин ад-Даляль» (67 стр.) рассуждая о науке логики пишет следующее:
 
وأما المنطقيات: فلا يتعلق شيء منها بالدين نفياً وإثباتاً، بل هي النظر في طرق الأدلة والمقاييس، وشروط مقدمات البرهان، وكيفية تركيبها، وشروط الحد الصحيح وكيفية ترتيبه. وأن العلم إما تصور وسبيل معرفته الحد، وإما تصديق وسبيل معرفته البرهان، وليس في هذا ما ينبغي أن ينكر، بل هو من جنس ما ذكره المتكلمون وأهل النظر في الأدلة، وإنما يفارقونهم بالعبارات والاصطلاحات بزيادة الاستقصاء في التعريفات والتشعيبات، ومثال كلامهم فيها قولهم: إذا ثبت أن كل " أ " " ب " لزم أن بعض " ب " " أ " " ي " إذا ثبت أن كل إنسان حيوان لزم أن بعض الحيوان إنسان، ويعبرون عن هذه بأنه الموجبة الكلية تنعكس موجبة جزئية. وأي تعلق لهذا بمهمات الدين حتى يجحد وينكر؟ فإذا أنكر لم يحصل من إنكاره عند أهل المنطق إلا سوء الاعتقاد في عقل المنكر، بل في دينه الذي يزعم أنه موقوف على مثل هذا الإنكار، نعم لهم نوع من الظلم في هذا العلم، وهو أنهم يجمعون للبرهان شروطاً يعلم أنها تورث اليقين لا محالة، لكنهم عند الانتهاء إلى المقاصد الدينية ما أمكنهم الوفاء بتلك الشروط، بل تساهلوا غاية التساهل، وربما ينظر في المنطق أيضاً من يستحسنه ويراه واضحاً، فيظن أن ما ينقل عنهم من الكفريات مؤيد بمثل تلك البراهين، فيستعجل بالكفر قبل الانتهاء إلى العلوم الإلهية. فهذه الآفة أيضاً متطرقة إليه.
 
«Что касается логики, то она не имеет никакой связи с религией, ни в смысле отрицания её, ни в смысле утверждения. Логика – это изучение способов построения доказательства и умозаключения, условий посылок доказательства и способов их составления, а также условий и способов построения правильного определения, также что знание (по мнению учёных логики) – есть либо понятие, получаемое путём определения, либо - суждение, получаемое путём доказательства. 
 
В логике нет ничего, подлежащего отрицанию, она принадлежит к такому роду вещей, о которых говорят и мутакаллимы в вопросах аргументации. Логики отличаются от последних только в том, что касается отдельных формулировок и терминов, а также тем, что у них определения и классификации получили более детальную разработку. 
 
Примером их логических рассуждений может служить такое: «если верно, что любое А есть Б, то необходимо, чтобы некоторые Б были А», или, иными словами, «если верно, что любой человек есть животное, то необходимо, чтобы некоторые животные были людьми». То же самое они выражают и так: «общеутвердительное суждение обращается в частно-утвердительное». 
 
И какое же отношение всё это имеет к вопросам религии, чтобы это отрицать? 
 
Отрицание её приводит лишь к тому, что у логиков складывается дурное мнение не только об интеллекте отрицающего, но и о его религии, которая, по утверждению последнего, освящает это отрицание.
 
Согласен, логики в своей науке приходят в некоторое заблуждение. Они связывают доказательство с многочисленными условиями, которые, как они полагают, обязательно должны дать достоверное знание. Однако стоит логикам дойти до религиозных предметов, как они, оказываясь не в состоянии выполнить этих условий, делают большие отступления от выдвинутых ими же положений.
 
Также может случиться так, что какой-либо человек, одобрительно относящийся к логике и считающий её ясной, подумает, что все исходящие от логиков ереси подкреплены такими же доказательствами, и, не дожидаясь того момента, когда дойдет до теологии, поспешит и заделается неверным.
 
Это - еще одно несчастье, подстерегающее такого человека». Конец цитаты.

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru