Наставление беспечному юноше. О старческом возрасте.
- Категория: Манхадж
- Автор: Ибн Джаузи
- Просмотров: 1586
Пятая глава
О пятом периоде жизни – старческом возрасте.
В хадисе говорится: «Человек, достигший восьмидесяти лет – пленник Аллаха на земле»[1].
Пользу из старческого возраста невозможно извлечь иначе, кроме как исправлением прошлых ошибок, просьбой о прощении, мольбой, совершением благого в меру своих сил, извлекая пользу из считаных часов, и подготовкой к предстоящему пути.
Ас-Сарию ас-Сакати[2] (да смилуется над ним Аллах) в этом возрасте не спал, если только сон не одолевал его.
Как-то к Абу Касиму Джунейду (да смилуется над ним Аллах)пришли люди, когда он был при смерти и совершал намаз. Когда же он в земном поклоне захотел согнуть свои ноги, то не смог этого сделать из-за того, что в них не осталось силы. После намаза один из присутствующих спросил его: «Что это было, о Абу Касим? (то есть зачем в таком бессильном положении совершать намазы?)», на что он ответил: «Это наивеличайший дар Аллаха».
Амир бин аль-Кайс (да смилуется над ним Аллах) совершал в сутки тысячу ракаатов. Как-то его встретил один человек и сказал ему: «Я хочу сказать тебе одно слово», на что он ответил: «Удержи солнце».
Человеку, который спросил его о чём-то, он сказал: «Быстрее только, я спешу», и когда его спросили: «Что тебя так торопит?», он ответил: «Покидание души».
Усман аль-Бакиляни[3] (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Самое ненавистное для меня – время разговения, потому что в это время я отвлечён от поминания Аллаха».
Давуд ат-Таи (да смилуется над ним Аллах) ел только тюрю[4]без хлеба вприкуску. Когда его спросили об этом, он сказал: «Между употреблением тюри и тюри с хлебом – время чтения пятидесяти аятов».
Некоторые люди пришли к одному поклоняющемуся человеку навестить его. Когда они увидели его, то спросили: «Быть может, мы отвлекли тебя?» Он сказал: «Сказать вам правду? Я занимался чтением, а вы отвлекли меня от моего режима (вирд)».
Тот, кто поймёт достоинство жизни, воспользуется им полностью.
В достоверном хадисе сказано:
مَنْ قالَ سُبْحانَ اللّه العظيم وبِحمْدِهِ غُرِسَتْ لَهُ نَخْلَةٌ في الجَنَّةِ
«Для того, кто произнесёт слова “Субхана-Ллахи аль-‘азым ва би-хамдихи”, в Раю будет посажена пальма»[5].
Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Рай – равнина, на которой ангелы сажают деревья, иногда ангелы останавливаются, и их спрашивают: "Что с вами? Почему вы остановились?", и они отвечают: "Наш друг остановился"». Далее Хасан аль-Басри сказал: «Помогайте им, да смилуется над вами Аллах»[6].
Мы видели группу стариков, которые радовались тому, что вокруг них собирались люди и слушали их бесполезные рассказы. Их время проходило попусту. И если бы они разумели, то один тасбих был бы лучше для них, чем всё это.
Причина такого упущения – не что иное, как беспечность в отношении будущей жизни (ахират), потому как посредством одного тасбиха человек получает вышеописанную награду, а мирские разговоры только вредят и не приносят пользы.
Абу Муса аль-Ашари (да смилуется над ним Аллах) постился в жару, и когда ему говорили: «Ты же старец», он отвечал: «Я готовлюсь к долгой тягости».
Одному поклоняющемуся человеку сказали: «Будь снисходителен к себе», на что он ответил: «Снисходительности я и требую».
Сказано: к Сарию ас-Сакати пришёл один из его сподвижников навестить его и нашёл возле него группу людей. Он сказал: «О Сарий! Ты устроил лагерь бездельников» и, не сев, ушёл оттуда.
Тот, кто познал достоинство жизни и её цену, не допустит упущений ни в одну из её секунд.
Юнец пусть сосредоточится на сохранении товара, который у него есть, зрелый мужчина пусть сохранит себя по мере возможности, пожилой пусть соберёт провизию для присоединения к своим друзьям, а старец пусть ожидает, что в любой миг его душу заберут.
[Послесловие]
Да одарит Аллах нас и вас пользой от наших знаний, не лишит нас и вас разума, даст нам насладиться нашим слухом и взором и не сделает наши знания доводом против нас, поистине, Он податель этого и властен над этим.
Мы закончили эту книгу, и хвала одному Аллаху, да благословит и приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников[7].
[1] «Муснад» аль-Баззара, №3589. В этом хадисе имеется в виду, что так же, как бессильный человек, находящийся в плену, не может оттуда выйти, так и человек, достигший восьмидесяти лет, находится в плену Ислама и не выйдет из него. И так же, как пленник находится под попечительством того, у кого он в плену, так и человек, достигший восьмидесяти лет, находится под попечительством Аллаха.
[2] Ас-Сирий бин аль-Мугаллис ас-Сакати, один из больших праведников и суфиев. Родился и умер в Багдаде. Являлся учителем и дядей Джунейда аль-Багдади. Умер в 253 году по хиджре.
[3] Усман бин Иса аль-Бакиляни, был одним из видных аскетов, отрёкшихся от людей. Умер в 402 г. х.
[4] Кушанье из крошеного хлеба на квасе или воде.
[5] Привёл Тирмизи, №3464, №3465
[6] То есть каждый раз, как раб читает тасбих, ангелы сажают ему дерево, и когда он перестаёт читать тасбих, ангелы перестают сажать ему деревья, поэтому Хасан аль-Басри говорит, чтобы мы часто читали тасбих и тем самым помогали ангелам сажать деревья.