Наставление беспечному юноше. О пожилом возрасте
- Категория: Манхадж
- Автор: Ибн Джаузи
- Просмотров: 1028
Четвёртая глава
О четвёртом периоде жизни – пожилом возрасте
В начале пожилого возраста ощущаются некоторые остатки влечения, соответственно, пожилой человек будет вознаграждён по степени своего терпения в этом. По мере старения будет уменьшаться и страсть, поэтому он физически не сможет согрешить.
Как сказал один из поэтов:
Тебя оставили грехи, и ты перестал их совершать,
Хотя в сердце ещё бушует страсть.
Хвала греху за оставление тебя,
Но не тебе – за оставление греха.
Пожилой человек, который намеревается согрешить, подобен принуждающему себя человеку, потому что он потерял желание.
Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое ненавистное Аллаху из его творений – пожилой прелюбодей»[1].
Есть пожилые люди, которые, не имея желания, принуждают себя, хотят совершить подобное и надевают золотые кольца.
Горе тому, кого седина не удерживает от ошибок, и причина этого – недостаток имана (веры).
Иногда пожилой учёный может сказать: «Мои знания заступятся за меня». Однако он забывает, что его знания будут доводом против него же самого, [если он не следует им].
Одного шейха увидели во сне и спросили: «Как Аллах поступил с тобой?» Он сказал: «Он смыл мои грехи и отвернулся от меня». Его спросили: «Смыл грехи и отвернулся от тебя?» Он ответил: «Да, так он поступил и с другими учёными, которые не совершали деяния согласно своим знаниям».
Я увидел во сне голым одного из моих шейхов, небрежно относившегося к своим знаниям, за его грудь держались три маленьких собачки и щенок, который сосал его соски.
После смерти Яхьи бин Аксама некоторые увидели его во сне и спросили: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Господь мой сказал мне: "О шейх зла!"».[2]
Также люди увидели во сне Мансура бин Аммара и спросили его: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Мне сказали: "О шейх зла!"».[3]
Фузайль бин Ияз говорил: «Простому человеку (невежде) смоют семьдесят грехов, пока учёному смоют один грех».
Всевышний Аллах говорит: «Скажи, о Мухаммад! Разве сравнятся те, кто обладает знанием, и те, кто им не обладает? Поистине, разумеют обладатели разума».
Абу Дарда говорил: «Горе однократно тому, кто не знает и не поступает согласно знаниям, и горе тому семикратно, кто знает и не поступает согласно знаниям ».
Также он говорил: «Больше всего я боюсь того, что меня спросят: "Ты знал?", и я отвечу: "Нет". А ведь я знал, а если я отвечу: «Да», то все аяты, в которых есть повеление или запрет, упрекнут меня.
Вот что я сочинил о седине:
Мы обманулись временной юностью,
А седина пробудила нас от похмелья.
Она осветила нам верную дорогу,
А о содеянных грехах мы сожалеем.
Как же я сожалею о прошедшей сладости жизни,
От которой остался отвратительный позор.
А сегодня мы плачем о содеянном нами,
О, сколько же мы потеряли?!
Нам не остаётся ничего, кроме печали и страха,
Раскаяния со смиренностью и покорностью.
Давайте же оплакивать то, что мы совершили,
И встанем в ночной тьме с оправданиями.
Для прощения греха нет ничего лучше,
Чем печаль о содеянном и обильные слёзы.
Правдивость моих слов ты поймёшь скоро,
Когда оставят тебя одного в земной глубине.
Когда тебя оставит твой друг в плену у нищеты,
Сопровождать тебя будет только огорчение.
Все получат то, что они приобрели,
И ты будешь вопить: "Горе мне, о моё бессилье!"
О тот, кто отправляется в те страны,
Бери с собой пропитание, достаточное тебе.
Наслаждайся же запахом цветка из Неджда,
После вечера ты больше не найдёшь этот цветок.
Также:
Грехи с сединою?! Воистину, это ненавистно,
Книга деяний его омрачена, а волосы побледнели.
Он пребывает в страстях, а слабость нарастает,
Тело болеет беспомощно и страдает.
Когда поседевший собирается совершить грех,
Ненавистен Аллаху он, а не его страсть.
Болен тот, чьё тело истощено слабостью,
Однако такой более достоин названия "больной"».
[1] Насаи, 2/86; Ибн Хиббан, №5558.
[2] В полной версии этого сна в книге «Тариху Багдад» 14/206 говорится: его спросили: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Господь мой сказал мне: "О шейх зла! Если бы не твоя седина, то я сжёг бы тебя огнём Ада"».
[3] В полной версии этого сна в книге «Тариху Багдад» 13/79 говорится: спросили его: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Мне сказали: "О шейх зла! Знаешь ли ты, почему я смыл твои грехи?" Я сказал: "Нет, о мой Господь". Господь сказал: "В один из дней ты читал проповедь людям и заставил их заплакать, и среди них был мой раб, который в жизни не разу не плакал из страха передо мной. И там впервые из-за боязни он заплакал. Я смыл его грехи и всех тех, кто присутствовал на том маджлисе, в их числе был и ты"».