Яндекс.Метрика

Наставление беспечному юноше. О пожилом возрасте

 

Четвёртая глава

О четвёртом периоде жизни – пожилом возрасте

 

В начале пожилого возраста ощущаются некоторые остатки влечения, соответственно, пожилой человек будет вознаграждён по степени своего терпения в этом. По мере старения будет уменьшаться и страсть, поэтому он физически не сможет согрешить.

 

Как сказал один из поэтов:

 

Тебя оставили грехи, и ты перестал их совершать,

Хотя в сердце ещё бушует страсть.

Хвала греху за оставление тебя,

Но не тебе – за оставление греха.

 

Пожилой человек, который намеревается согрешить, подобен принуждающему себя человеку, потому что он потерял желание.

 

Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самое ненавистное Аллаху из его творений – пожилой прелюбодей»[1].

 

Есть пожилые люди, которые, не имея желания, принуждают себя, хотят совершить подобное и надевают золотые кольца.

Горе тому, кого седина не удерживает от ошибок, и причина этого – недостаток имана (веры).

 

Иногда пожилой учёный может сказать: «Мои знания заступятся за меня». Однако он забывает, что его знания будут доводом против него же самого, [если он не следует им].

 

Одного шейха увидели во сне и спросили: «Как Аллах поступил с тобой?» Он сказал: «Он смыл мои грехи и отвернулся от меня». Его спросили: «Смыл грехи и отвернулся от тебя?» Он ответил: «Да, так он поступил и с другими учёными, которые не совершали деяния согласно своим знаниям».

 

Я увидел во сне голым одного из моих шейхов, небрежно относившегося к своим знаниям, за его грудь держались три маленьких собачки и щенок, который сосал его соски.

 

После смерти Яхьи бин Аксама некоторые увидели его во сне и спросили: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Господь мой сказал мне: "О шейх зла!"».[2]

 

Также люди увидели во сне Мансура бин Аммара и спросили его: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Мне сказали: "О шейх зла!"».[3]

 

Фузайль бин Ияз говорил: «Простому человеку (невежде) смоют семьдесят грехов, пока учёному смоют один грех».

 

Всевышний Аллах говорит: «Скажи, о Мухаммад! Разве сравнятся те, кто обладает знанием, и те, кто им не обладает? Поистине, разумеют обладатели разума».

 

Абу Дарда говорил: «Горе однократно тому, кто не знает и не поступает согласно знаниям, и горе тому семикратно, кто знает и не поступает согласно знаниям ».

 

Также он говорил: «Больше всего я боюсь того, что меня спросят: "Ты знал?", и я отвечу: "Нет". А ведь я знал, а если я отвечу: «Да», то все аяты, в которых есть повеление или запрет, упрекнут меня.

 

Вот что я сочинил о седине:

 

Мы обманулись временной юностью,

А седина пробудила нас от похмелья.

Она осветила нам верную дорогу,

А о содеянных грехах мы сожалеем.

 

Как же я сожалею о прошедшей сладости жизни,

От которой остался отвратительный позор.

А сегодня мы плачем о содеянном нами,

О, сколько же мы потеряли?!

 

Нам не остаётся ничего, кроме печали и страха,

Раскаяния со смиренностью и покорностью.

Давайте же оплакивать то, что мы совершили,

И встанем в ночной тьме с оправданиями.

 

Для прощения греха нет ничего лучше,

Чем печаль о содеянном и обильные слёзы.

Правдивость моих слов ты поймёшь скоро,

Когда оставят тебя одного в земной глубине.

 

Когда тебя оставит твой друг в плену у нищеты,

Сопровождать тебя будет только огорчение.

Все получат то, что они приобрели,

И ты будешь вопить: "Горе мне, о моё бессилье!"

 

О тот, кто отправляется в те страны,

Бери с собой пропитание, достаточное тебе.

Наслаждайся же запахом цветка из Неджда,

После вечера ты больше не найдёшь этот цветок.

 

Также:

 

Грехи с сединою?! Воистину, это ненавистно,

Книга деяний его омрачена, а волосы побледнели.

Он пребывает в страстях, а слабость нарастает,

Тело болеет беспомощно и страдает.

 

Когда поседевший собирается совершить грех,

Ненавистен Аллаху он, а не его страсть.

Болен тот, чьё тело истощено слабостью,

Однако такой более достоин названия "больной"».

 

Продолжение 



[1] Насаи, 2/86; Ибн Хиббан, №5558.

[2] В полной версии этого сна в книге «Тариху Багдад» 14/206 говорится: его спросили: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Господь мой сказал мне: "О шейх зла! Если бы не твоя седина, то я сжёг бы тебя огнём Ада"».

[3] В полной версии этого сна в книге «Тариху Багдад» 13/79 говорится: спросили его: «Как Аллах поступил с тобой?» На что он ответил: «Мне сказали: "О шейх зла! Знаешь ли ты, почему я смыл твои грехи?" Я сказал: "Нет, о мой Господь". Господь сказал: "В один из дней ты читал проповедь людям и заставил их заплакать, и среди них был мой раб, который в жизни не разу не плакал из страха передо мной. И там впервые из-за боязни он заплакал. Я смыл его грехи и всех тех, кто присутствовал на том маджлисе, в их числе был и ты"».


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru