Яндекс.Метрика

НЕСОВЕРШНЕНИЕ ПРОРОКОМ ЧЕГО-ТО УКАЗЫВАЕТ ЛИ НА ЗАПРЕТ?

 

Ат-Тахрим – это категоричное требование отказа от действия. Раз это требование, значит оно существует в объективной реальности. То, в чём нет требования, не является тахримом.

 

Отсюда становится ясно, что несовершение Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) чего-то не указывает на то, что это является запретным, так как есть огромная разница между несовершением (ат-тарк) и воздержанием (аль-каффу); второе(аль-каффу) – это умышленное воздержание от чего-то, к примеру, пост, в отличие от несовершения (ат-тарк), которое не является действием вообще.
 

О человеке, который не выпил опьяняющее, потому что даже не думал его пить, говорят: «Он не пил (оставил) опьяняющего», но не говорят: «Он воздержался от опьяняющего», в отличие от того, кому предложили опьяняющее, и он его не выпил – о таком говорят: «Он воздержался от питья», и благодаря этому он получит вознаграждение.
 

Поэтому несовершение Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) некоторых действий не означает их запретность. Равно как и несовершение праведными предшественниками некоторых деяний не означает их запретности, а их совершение не является нововведением, если они подпадают под общие шариатские каноны.
 

Кто-то может сказать: «Это мы принимаем в том случае, если не было каких-то факторов, требующих совершить данное действие, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал это действие. Но если не было препятствий к совершению действий и были факторы, требующие действия, однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) его не совершал, то несовершение им этого действия является доводом в пользу того, что это действие нельзя совершить».
 

На это мы ответим так: сподвижники (да будет доволен ими Аллах) совершили много действий, которых Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал, хотя были факторы, требующие действия, и ничто не мешало Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) его совершить, и он не упрекнул их за его совершение.
 

Например, некий сподвижник сказал: «О Господь наш! Тебе вся хвала. Все лучшие, пречистые и благие восхваления лишь Тебе»; один из сподвижников от себя прочёл в начале намаза дуа, как это приводится в «Сахихе» Муслима; Абу Бакр совершил дуа и поднял руки в обязательном намазе; Айша (да будет доволен ею Аллах) совершила намаз-зуха в особой форме; Абу Саид аль-Худри совершил рукъя вождю одного племени, которого укусила змея, и на вопрос Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), откуда он узнал, что чтение суры Аль-Фатиха может исцелить, ответил: «Мне было внушено, что это есть рукъя»; также сподвижники повторяли суру Аль-Ихляс во всех намазах, которые читаются вслух; Абу Бакр совершил поясной поклон отдельно от остальных; Салман аль-Фариси сказал Абу Дарде (да будет доволен ими Аллах): «Поистине, у Аллаха есть на тебя права»; Билял (да будет доволен им Аллах) совершал двухракаатный намаз после омовения; Хубейб бин Адди (да будет доволен им Аллах) совершил намаз в два ракаата перед мученической смертью; сюда же относится добавление к формуле тальбии (слова «лаббайк»); все сподвижники единодушно согласны с этим. Тому есть множество других примеров.
 

Мазхаб имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) заключается в том, что несовершение действия Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) с наличием фактора, требующего совершить это действие, и с отсутствием преграды является доводом в пользу воздержания, в то время как сам имам аш-Шафии говорил:
 

ﻛﻞ ﻣﺎ ﻟﻪ ﻣﺴﺘﻨﺪ ﻣﻦ ﺍﻟﺸﺮﻉ ﻓﻠﻴﺲ ﺑﺒﺪﻋﺔ ﻭﻟﻮ ﻟﻢ ﻳﻌﻤﻞ ﺑﻪ ﺍﻟﺴﻠﻒ


«Всё, что имеет обоснование в шариате, не является нововведением, даже если саляфы не делали этого». Поэтому дело не обстоит так просто – мы не выносим решение, что всё то, что не указано в шариате (однако входит под общую основу, не противоречит точным текстам и не противоречит тому, в чём усердствовал наш Пророк [да благословит его Аллах и приветствует]), является нововведением; однако в то же время мы не открываем дверь нововведениям в религии, как об этом сказано в хадисе:
 

من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو بدعة


«Если кто внесёт в это наше дело (в религию) то, что не относится к нему, то это нововведение».
 

Если ты скажешь: «Тогда, получается, можно добавить ещё один намаз к пяти обязательным, увеличить количество ракаатов и исказить шариат?!», мы ответим:

 

«Поклонения бывают двух видов:

  1. ограниченные по времени, месту, форме или количеству. Это можно узнать по передаче (то есть из хадиса), есть там обособление или нет. В таких поклонениях мы должны ограничиться тем, что передано, и их нельзя изменять;
  2. поклонения, которые описываются без обособления и ограничений. К таким видам поклонения можно добавить что-то, при условии, что добавление имеет обоснование в шариате, к примеру: дуа, зикр, намаз сунна-мутлак (желательный намаз, не ограниченный во времени и по количеству). К этому относят совершение зикра сподвижниками и саляфами по 12 000 раз в сутки, перечитывание Корана больше одного раза в сутки и т. д. Еще надо учитывать то, что факихи иногда расходятся во мнениях относительно того или иного поклонения – является оно ограниченным условиями или нет, к примеру намаз-таравих; шафииты считают таравих ограниченным видом поклонения и утверждают, что его нужно совершать только с двумя ракаатами с саламом после каждых двух ракаатов, так как информация о такой форме и таком количестве передана от саляфов и халяфов, а ханбалиты дозволяют совершать больше двух ракаатов за один раз с одним саламом, подобно суннат-намазу-мутлак.

 

Аллах знает лучше!

 

 Абу Хамза Аш-Шафии (да хранит его Аллах)

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru