Яндекс.Метрика

Закят уль-фитр: доводы и достоинство

 

 

Закят уль-фитр

 

Довод и достоинство

 

От Ибн Абаса (да будет доволен им Аллах) передаются следующие слова:

 

فرض رسولُ الله - صلَّى الله عليه وسلم - زكاةَ الفِطْر طُهْرةً للصَائم مِن اللغو والرَّفثِ وطُعْمةً للمساكينَ، مَنْ أدَّاها قبلَ الصَّلاة، فهي زكاةٌ مقبولةٌ، ومن أدَّاها بعدَ الصَّلاة، فهي صَدَقةٌ من الصَّدقات

 

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вменил в обязанность постящемуся закят уль-фитр для очищения его от пустословия и непристойностей и ради кормления неимущих. Будучи исполненным перед праздничной молитвой, оно будет принято, а после неё закят уль-фитр станет лишь разновидностью простой милостыни»[1].

 

Шариатское решение и размеры закята аль-фитр

 

По мнению имама Абу Ханифы и имама Шафии, закят уль-фитр является обязательным, и размер его – 2 килограмма и 40 грамма пшеницы с одного человека. По мнению ханафитов, можно отдать стоимость пшеницы деньгами.

 

Праздничный намаз Ид аль-фитр

 

В обоих «Сахихах» приводится хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел в день праздника разговения, совершил два ракаата не помолившись ни до, ни после неё[2].

 

Табарани передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

إِذَا كَانَ يَوْمُ الْفِطْرِ وَقَفَتِ الْمَلائِكَةُ عَلَى أَبْوَابِ الطُّرُقِ ، فَنَادَوْا : اغْدُوا يَا مَعْشَرَ الْمُسْلِمِينَ إِلَى رَبٍّ كَرِيمٍ يَمُنُّ بِالْخَيْرِ، ثُمَّ يُثِيبُ عَلَيْهِ الْجَزِيلَ ، لَقَدْ أُمِرْتُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَقُمْتُمْ ، وَأُمِرْتُمْ بِصِيَامِ النَّهَارِ فَصُمْتُمْ ، وَأَطَعْتُمْ رَبَّكُمْ ، فَاقْبِضُوا جَوَائِزَكُمْ ، فَإِذَا صَلَّوْا ، نَادَى مُنَادٍ : أَلا إِنَّ رَبَّكُمْ قَدْ غَفَرَ لَكُمْ ، فَارْجِعُوا رَاشِدِينَ إِلَى رِحَالِكُمْ ، فَهُوَ يَوْمُ الْجَائِزَةِ ، وَيُسَمَّى ذَلِكَ الْيَوْمُ فِي السَّمَاءِ يَوْمَ الْجَائِزَةِ

 

«В день разговения (Ид аль-фитр) ангелы выстраиваются вдоль дорог и взывают: “Идите, о мусульмане, к вашему Щедрому Господу, который вознаграждает добром и одаривает большими благами. Вам было велено выстаивать ночи, и вы их выстаивали, вам было велено поститься днём, и вы постились. Вы повиновались вашему Господу, так получайте же свою награду”.

 

А когда совершат праздничный намаз, глашатай будет взывать: “Поистине, простил вас Господь, возвращайтесь же домой благополучными. Это день награды”. На небесах этот день называется днём награды»[3].

 

Шариатское решение и чтение такбиров

 

Праздничный намаз, по мнению имама Абу Ханифы, является обязательным, а по мнению имама Шафии – желательным. Его совершают в два ракаата. По мазхабу Абу Ханифы читают шесть такбиров: в первом ракате, после произнесения дуа «сана» произносятся три такбира, во втором ракате, после чтения Корана, перед поясным поклоном произносятся ещё три такбира.

 

А по мнению мазхаба имама Шафии, в первом ракаате до чтения суры Аль-Фатиха читают семь такбиров, а во втором ракаате также до чтения суры аль-Фатиха читают пять такбиров.

 

Пост шесть дней месяца Шавваль

 

Мусульманину желательно поститься шесть дней месяца Шавваль, даже если они не будут непрерывно после праздника Ид аль-фитр.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ، كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ

 

«Пост, который человек соблюдает в месяц Рамадан, добавляя к нему шесть дней месяца Шавваль, подобен непрерывному посту в течение целого года».

 

Да благословит и приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников.

 

«Пречист твой Господь — Господь могущества — от того (тех несовершенств), что они приписывают (Ему). Мир посланникам! И вся хвала Аллаху, Господу миров!».

(Ас-Саффат, аяты 180–182)

 

 


[1] «Сунан», Абу Давуда, 1609.

[2] «Сахих», Бухари, 945.

[3] «Муъджаму аль-Кабир», Табарани, 617.

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru