Яндекс.Метрика

Достоинства поста

 

Пост заключает в себе множество достоинств, мы назовём некоторые из них:

 

1. смывание проступков и грехов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

من صام رمضان إيمانا و احتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه

 

«Тому, кто постится в месяц Рамазан, веруя и надеясь, будут прощены совершённые им грехи»[1].

 

От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

من صام رمضانوعرف حدودهوتحفظ ما ينبغي له ان يتحفظ كفر ما قبله

 

«Кто будет поститься Рамадан, зная его ограничения и остерегаясь всего, чего надлежит остерегаться, получит искупление грехов, которые он уже совершил»,[2] то есть тех грехов, которые были до постов.

 

Муслим передал от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

الصلوات الخمس و الجمعة إلى الجمعة و رمضان إلى رمضان: مكفرات ما بينهن إذا اجتنبت الكبائر

 

«Пятикратная молитва, пятничный намаз до следующего пятничного, пост в месяц Рамазан и до Рамазана смывают грехи, которые человек совершил между ними, если он будет остерегаться тяжких грехов»[3];

 

2.  возвышение в степени и приумножение воздаяния. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

كل عمل ابن آدم يضاعف الحسنة بعشر أمثالها إلى سبعمائة ضعف قال الله عز و جل : إلا الصوم فإنه لي و أنا أجزي به يدع -أي: يترك الصائم- شهوته و طعامه من أجلي

 

«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз, и это преумножение может достигать семисот крат. Всевышний Аллах сказал: “За исключением поста, ибо, поистине, он (соблюдается) для Меня, и Я воздам за него, ибо человек – то есть постящийся – отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня!”»[4];

 

3. пост имеет высокую и почётную степень, поэтому Всевышний Аллах отнёс его к себе, сказав: «За исключением поста, ибо, поистине, он (соблюдается) для Меня», – несмотря на то, что все благие дела принадлежат Ему. И это отнесение указывает на особый почётный статус поста. Насчёт этого у учёных есть разные мнения. Каждый из них высказался в соответствии с тем, что он испытал и понял.

 

Некоторые сказали, что в посте нет ни доли наслаждения для постящегося, он полностью принадлежит одному Аллаху. Другие сказали, что пост не из тех деяний, которые содержат показное, так как он состоит из намерения и воздержания от того, что портит его, а это всё соблюдается только ради Аллаха. Есть также другие мнения, но я их не привёл, опасаясь запутать читателя и надоесть ему;

 

4. ангелам и другим творениям запах изо рта постящегося кажется более приятным, чем запах мускуса.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

والذي نفسي بيده لخلوف فم الصائم أطيب عند الله من ريح المسك

 

«Клянусь Тем, в чьей власти душа моя, запах изо рта постящегося приятнее для Всевышнего Аллаха, чем благоухание мускуса»[5];

 

5. ангелы (мир им) молятся за постящегося и просят для него прощения.

 

Тирмизи и другие имамы передали от Умму Амарата аль-Ансария (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл к ней не в месяц Рамадан, она поднесла ему еду, и он сказал ей: «Ешьте», – а она ответила: «Я держу пост».

 

Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

إنّ الصائم تصلّى عليه الملائكة إذا أُكل عنده حتى يفرغوا

 

«Воистину, ангелы благословляют постящегося человека, когда возле него едят, пока трапеза не закончится»[6].

 

Ибн Маджа передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

يا بلال أنّ الصّائم تسبح عِظامه وتستغفر له الملائكة ما أكل عنده

 

«О Билял, поистине, кости постящегося читают славословие[7], а ангелы благословляют его, пока рядом с ним длится трапеза»[8];

 

6. Аллах, свят Он и велик, хвастается[9] постящимся человеком перед ангелами.

 

Табарани передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

أَتَاكُمْ رَمَضَانُ شَهْرُ بَرَكَةٍ يَغْشَاكُمُ اللهُ فِيهِ فَيُنْزِلُ الرَّحْمَةَ وَيَحُطُّ الْخَطَايَا وَيَسْتَجِيبُ الدُّعَاءَ وَيُبَاهِى بِكُمْ مَلَائِكَتَهُ

 

«К вам пришёл месяц благодати – Рамадан. В этот месяц Всевышний окружает вас благами и ниспосылает вам Свою милость. Он стирает ваши грехи и принимает молитвы. В этот месяц Аллах хвалится вами перед ангелами»[10];

 

7. почтение к постящимся входом в Рай через врата Райан.

 

Бухари и Муслим передали от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

مَنْ أنْفَقَ زَوْجَيْنِ في سَبِيلِ اللهِ نُودِيَ مِنْ أبْوَابِ الجَنَّةِ ، يَا عَبْدَ اللهِ هَذَا خَيرٌ ، فَمَنْ كَانَ مِنْ أهْلِ الصَّلاَةِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الصَّلاَةِ ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أهْلِ الجِهَادِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الجِهَادِ ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أهْلِ الصِّيَامِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الرَّيَّانِ ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أهْلِ الصَّدَقَةِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الصَّدَقَةِ

 

«Потратившего (совершившего) две вещи[11] на пути Аллаха призовут из врат Рая: “О раб Аллаха! Это – благо!”. И совершавших молитвы призовут из врат молитвы, участников джихада призовут из врат джихада, постившихся призовут из врат “ар-Раййан”, а раздававших садака призовут из врат садака».

 

[Услышав это], Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха! Ни в чём не будут нуждаться те, кого призовут из этих врат, но найдутся ли такие, кого станут призывать изо всех врат (Рая)?», – и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да, и я надеюсь, что ты окажешься среди них»[12];

 

8Постящийся получает две радости:

 

- радость при разговении – от мысли, что он получит полную награду за пост и что он уберегся от того, что могло прервать его пост;

 

- радость при встрече со своим Господом.

 

В обоих сборниках «Сахих» передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

للصائم فرحتان يفرحهما: إذا أفطر فرح بفطره، وإذا لقي ربه فرح بصومه

 

«Постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, когда же он встретится он со своим Господом, то порадуется тому, что постился[13]»[14].

 


 


[1] «Сахих» Бухари, 38; «Сахих» Муслим, 759 и 760.

[2] Аль-Байхаки (4\304), ибн Хиббан (3433).

[3] «Сахих», Муслим, 233.

[4] «Сахих», Муслим, 1151.

[5] «Сахих» Бухари 1894; «Сахих» Муслим 1151.

[6] «Сунан», Тирмизи, 790.

[7] Ибн Хаджар аль-Хайтами (да будет доволен им Аллах) в труде «Фатх аль-Илях» (7/47) говорит, что за это славословие, которое читают его кости, постящийся получит награду, и в этом нет ничего удивительного.

[8] «Сунан», Ибн Маджа, 1821.

[9] Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) в труде «Шарх Сахих Муслима» (17/23) говорит, что под хвастовством подразумевается, что Аллах показывает ангелам превосходство этих людей и их благой поступок.

[10] «Муснаду Шамийин», Табарани 2238

[11] Имам Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя данные слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приводит слова Кади Ияда (да смилуется над ним Аллах), который говорит, что, возможно, речь идёт о совершении двух благих дел, например, о двух молитвах, о соблюдении поста в течение двух дней и так далее, возможно также, что здесь подразумеваются два вида благих дел.

[12] Бухари, 1897; «Сахих» Муслим 1027.

[13] Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) говорит в своём комментарии к сборнику «Сахих» Муслима: «Учёные сказали, что причиной его радости в момент, когда он встретится со своим Господом, будет награда, которую он получит, и воспоминание о милости Аллаха, который помог ему поститься в своё время».

[14] «Сахих» Бухари  1894 и 1904; «Сахих» Муслим 1151.

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru