Яндекс.Метрика

Ляйлятуль Кадр: его признаки и достоинство

 

Оживление ночи Ляйлятуль Кадр

 

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются следующие слова: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه

 

“Тому, кто выстаивал в поклонении ночь Ляйлятуль Кадр, веруя и надеясь, простятся все его прежние грехи”».[1]

 

Имам Навави (да будет доволен им Аллах) говорит, что смысл выстаивать эти ночи, «веруя», заключается в том, что нужно верить в то, что это – истина и признак покорности, а «надеясь» – в том, чтобы человек стремился к довольству Всевышнего Аллаха и к Его награде, не желал ни показного перед людьми, ни чего-либо иного.

 

Желательно в эти ночи многократно читать дуа, совершать намаз и разные виды поклонений. Желательно оживить эту ночь поклонением. Следует искать ночь Ляйлятуль Кадр в последнюю декаду Рамадана, так как Бухари передал от нашей госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) следующие слова:«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

تحروا ليلة القدر في العشر الأواخر من رمضان

 

“Ищите Ляйлятуль Кадр в последнюю декаду Рамадана”».

 

В обоих сборниках «Сахих» написано, что когда наступала последняя декада Рамадана, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оживлял ночи: будил домочадцев и проявлял большое усердие в поклонении.

 

Вознаграждение за Ляйлятуль Кадр получит тот, кто выстаивал ночи в поклонении и совпал с этой ночью, даже если он не заметил этого во сне или наяву, не распознал её признаки и не увидел свет; так как в «Сахихе» Муслима говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

مَنْ يَقُمْ لَيْلَةَ الْقَدْرِ فَيُوَافِقُهَا.. غُفِرَ لَهُ

 

«Кто оживит ночь Ляйлятуль Кадр с верой и надеждой, совпав с ней, тому будут прощены предыдущие грехи»[2].

 

В ночь Ляйлятуль Кадр желательно многократно делать дуа, которое передаётся от нашей госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах); она рассказывала:

 

قلت: يا رسول الله أرأيت إن علمت ليلة القدر ما أقول فيها؟

قال: قولي: اللهم إنك عفو كريم تحب العفو فاعف عني

 

«Я спросила: “О посланник Аллаха, как ты думаешь, если я узнаю (о наступлении) ночи предопределения, что мне следует говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Говори:

 

اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

 

(смысл): "О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый, Ты любишь прощать! Так прости же меня!"”»[3]

 

Признаки Ляйлятуль Кадр

 

Из-за яркого сияния, ниспосылаемого в эту ночь, из-за ангелов, которые спускаются в эту ночь с душевным спокойствием и которыми заполнено всё пространство между небесами и землёй, солнце наутро после Ляйлятуль Кадр восходит без лучей.

 

В «Сахихе» Муслима приводятся слова Убайа бин Каъба:

 

والذي لا إله إلّا هة إنّها –يعني: ليلة القدر – في رمضان وإنّها الليلة التي أمرنا رسول الله صلى الله تعالى عليه وسلم بقيامها، وهي ليلة سبع وعشرين، وأماراتها – أي: علامتها – أن تطلع الشمس في صبيحتها بيضاء لا شعاع لها

 

«Клянусь Тем, кроме Которого нет истинного божества, она (Ляйлятуль Кадр) – одна из ночей Рамадана! Эта ночь – та самая, которую Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам оживлять. Это ночь на двадцать седьмое утро, признак которой – восход белого солнца на следующее утро, от него не исходят лучи»[4].

 

В «Муснаде» имама Ахмада (да будет доволен им Аллах) с надёжной цепочкой передатчиков приводится хадис от Убады ибн Самита (да будет доволен им Аллах), согласно которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

إِنَّ أَمَارَةَ لَيْلَةِ الْقَدْرِ أَنَّهَا صَافِيَةٌ بَلْجَةٌ ، كَأَنَّ فِيهَا قَمَرًا سَاطِعًا، سَاكِنَةٌ، سَاجِيَةٌ، لَا بَرْدَ فِيهَا وَلَا حَرَّ، وَلَا يَحِلُّ لِكَوْكَبٍ أَنْ يُرْمَى بِهِ فِيهَا حَتَّى يُصْبَحَ، وَإِنَّ أَمَارَتَهَا أَنَّ الشَّمْسَ صَبِيحَتَهَا تَخْرُجُ مُسْتَوِيَةً، لَيْسَ لَهَا شُعَاعٌ مِثْلَ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ، وَلَا يَحِلُّ لِلشَّيْطَانِ أَنْ يَخْرُجَ مَعَهَا يَوْمَئِذٍ

 

«Признаком Ляйлятуль Кадр является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не падают звезды, пока не наступит утро. И ещё одним её признаком является то, что солнце наутро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выходить вместе с ним»[5].

 

Признаки ночи Ляйлятуль Кадр укрепляют бодрость уверовавшего человека и побуждают его оживлять эту ночь и совершать поклонение. А признаки на следующее утро побуждают человека участить поклонение в день, который наступает после этой ночи. Поэтому имам Навави в труде «Маджмуъ» сказал, что желательно, чтобы уверовавший человек на следующий день после Ляйлятуль Кадр поклонялся так же усердно, как ночью.

 

Намаз таравих

 

Доводы и достоинства.

 

В обоих «Сахихах» приводятся слова Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

من قام رمضان إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه

 

“Тому, кто выстаивал в поклонении Рамадан веруя и надеясь, простятся предыдущие его грехи”»[6].

 

Насаи говорил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

من قام رمضان إيمانا واحتسابا خرج من ذنبه كيوم ولدته أمّه

 

«Тот, кто выстаивал в поклонении Рамадан веруя и надеясь, выйдет из своих грехов таким же, как в день, когда его родила мать»[7].

 

В другой версии хадиса, которая передаётся от него, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

إنّ الله فرض صيام رمضان وسننت لكم قيامه فمن صامه وقامه إيمانا واحتسابا خرج من ذنبه كيوم ولدته أمّه

 

«Поистине, Аллах вменил в обязанность пост в Рамадан, а я сделал для вас желательным выстаивание этого месяца в молитвах. Тот, кто будет поститься в этот месяц и выстаивать его в поклонении веруя и надеясь, выйдет из своих грехов таким же, как в день, когда его родила мать»[8].

 

Под «выстаиванием в молитвах» имеется в виду совершение намаза таравих.

 

Шариатское решение и количество ракаатов намаза таравих

 

Как для мужчин, так и для женщин намаз таравих является настоятельной сунной (сунна муаккада). Совершение его в джамаате является коллективной сунной (сунна кифая). У неё 20 ракаатов, как это установлено доводами, и на этом мнении сошлись большинство имамов. В книге «Аль-Адъия валь Азкар» мы привели некоторую часть доводов в пользу верности утверждения о двадцати ракаатах, обратись к этой книге.

 

 



[1] Передал Бухари и Муслим.

[2] «Сахих», Муслим, 760.

[3] Транскрипция: «Аллаhумма иннака г1афуввун каримун тух1иббу-ль-г1афва фаг1фу г1анни».

[4] «Сахих», Муслим, 762.

[5] «Муснад», имам Ахмад, 22765.

[6] «Сахих», Бухари, 37.

[7] «Сунан», Насаи, 2208.

[8] «Сунан», Насаи, 2210.

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru