Яндекс.Метрика

Пост. Его этические нормы, требования, пользы и достоинства

 

Представляем вниманию читателя перевод небольшой брошюры учёного из Сирии Абдуллаха Сираджуддина (да смилуется над ним Алла) под названием «Пост. Его этические нормы, требования, пользы и достоинства». Абдуллах Сираджуддин является учителем таких известных во всём мире учёных, как шейх Нуруддин Итр, шейх Мухаммад Аввама, шейх Самир ан-Насс и шейх Мухаммад ан-Нинови. Он покинул этот мир 4 марта 2002 года.

 

Предисловие автора

 

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду – печати пророков, его семье, сподвижникам, всем.

 

Это лаконичное послание было составлено на скорую руку. Оно содержит в себе исследование некоторых достоинств, этических норм, требований, пользы и плодов поста, которым обучится несведущий, о которых вспомнит тот, кто находится в забвении, и благодаря которым проявит благоразумие тот, кто находится в здравом уме.

 

Я планировал осветить эти исследования, подробно рассказать о постановлениях поста, однако занятость не позволила мне это сделать, поэтому тут лишь небольшая их часть. Надеюсь, Аллах, Свят Он и Велик, поможет мне во втором издании передать уже изложенное в более подробной форме.

 

Законность (правомерность) поста

 

Эта тема содержит несколько разделов.

 

1. Универсальность законности поста в отношении всех общин.

 

Всевышний Аллах сказал:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

 

«О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными»[1].

 

Этот благородный аят указывает на то, что пост — это всеобщая обязанность как для этой уммы, так и для предыдущих общин. И нет ни одного божественного шариата без упоминания поста, так как пост — это основное благо для человечества и наивысшая степень его совершенства. На это указывают слова Всевышнего Аллаха «чтобы вы были богобоязненными», то есть с соблюдением поста вы достигли высших степеней богобоязненности, ведь он оберегает от множества бедствий:

 

1. тело – от болезней,

2. органы тела – от похоти,

3. разум и мысли – от сомнительного,

4. сердца – от наущений и потусторонних мыслей (это будет разъяснено чуть ниже, иншаАллах).

 

Доказательством обязательности поста в отношении всех общин является хадис, приведённый имамом Тирмизи от Хариса аль Ашари, согласно которому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

«Воистину, Аллах, Свят Он и Велик, повелел Яхье, сыну Закарии, следовать пяти заповедям и призвать к ним народ Исраиля. Тогда он собрал людей в Байт аль-Макдисе, храм заполнился, и люди расселись на балконах.

 

Яхья, сын Закарии, обратился к людям со следующими словами:

 

إنّ اللَّهَ أمَرَنِي بِخَمْسِ كَلِماتٍ أنْ أعْمَلَ بِهِنَّ وآمُرَكمْ أنْ تَعْمَلوا بِهنّ وأولُهُنَ أنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ ولا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئاً فإنّ مَثَلَ منْ أشْرَكَ بِاللَّهِ كَمَثَلِ رَجلٍ اشْتَرَى عَبْداً منْ خالِصِ مالِهِ بِذَهَبٍ أوْ وَرِقٍ ثمَّ أسْكَنَهُ دَاراً فقالَ اعْملْ وارْفَعْ إليَّ فَجَعَلَ العَبْدُ يَعْمَلُ ويَرْفَعُ إلى غَيْرِ سَيِّدِهِ فأَيُّكُمْ يرْضَى أنْ يَكونَ عَبْدُهُ كذلِكَ وإنّ اللَّهَ خَلَقَكُمْ وَرَزَقَكُمْ فاعْبُدُوهُ ولا تُشْرِكوا بِه شَيْئاً وأمَرَكمْ بالصّلاةِ وإذا قمْتمْ إلى الصَّلاةِ فلا تلْتفِتُوا فإنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يُقْبِلُ بوجْهِهِ على عَبْدِهِ ما لمْ يَلْتَفِتْ وأمَرَكمْ بالصِّيامِ ومَثَلُ ذلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ معَهُ صُرَّةُ مِسْكٍ في عِصابَةٍ كلُّهُمْ يَجدُ ريحَ المِسْكِ وإنّ خُلُوفَ فَمِ الصَّائِمِ أطْيَبُ عِنْدَ اللَّهِ منْ رِيح المِسْكِ وأمَرَكُمْ بالصَّدَقةِ ومَثَلُ ذلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ أسَرَهُ العَدُوُّ فَشَدُّوا يَدَيْهِ إلى عُنْقِهِ وقَدَّمُوهُ لِيَضْرِبُوا عُنُقَهُ فقالَ لَهُمْ هلْ لكمْ أنْ أفْتَدِي نَفْسِي مِنْكُمْ فجَعَلَ يَفْتَدِي نَفْسَهُ مِنْهُمْ بالقَليلِ والكَثِيرِ حَتَّى فَكَّ نَفْسَهُ وأمَرَكُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ كَثِيراً ومَثَلُ ذلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ طَلَبَهُ العَدُوُّ سِرَاعاً في أثَرِهِ فأتَى حِصْناً حَصِيناً فأَحْرزَ نَفْسَهُ فِيهِ وإنّ العَبْدَ أحْصَنُ ما يَكُونُ مِنَ الشَّيْطانِ إذا كانَ في ذِكْرِ اللَّهِ تعالى

 

“Воистину, Аллах повелел мне следовать пяти заповедям, и я повелеваю вам следовать этим заповедям.

 

Первая из них: поклоняйтесь Аллаху, не приобщая к Нему ничего и никого, ибо, поистине, того, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, можно сравнить с человеком, который купил раба на своё золото или серебро, а затем поселил его в доме и сказал ему: "Это мой дом и моя работа, трудись и отдавай заработанные деньги мне". Раб начал работать у него, однако заработанные деньги отдавал другому хозяину. Кто же из вас будет доволен таким рабом?

 

Всевышний Аллах повелел вам совершать молитву. Когда вы встаёте на молитву, не поворачивайтесь в стороны, ибо, поистине, Великий и Всемогущий Аллах обращается к Своему рабу до тех пор, пока тот не отвернётся.

 

Также Он повелел вам соблюдать пост. Можно привести в пример человека, который находится в толпе людей, а у него с собой свёрток, в котором лежит мускус, и все они ощущают запах этого мускуса. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем аромат мускуса.

 

Также Он повелел вам раздавать милостыню. [Раздающий милостыню] подобен человеку, которого пленили враги, а его руки привязали к шее; и когда его повели на казнь, он сказал им: "Давайте я откуплюсь от вас!". И стал отдавать им всё своё имущество, пока не выкупил себя.

 

Также Он повелел вам много поминать Аллаха. [Поминающий Аллаха] подобен человеку, за которым враги гнались по пятам, а он успел попасть в крепость и спрятаться, таким образом обезопасив себя. Так и раб (Аллаха) защищён от козней шайтана, пока поминает Всевышнего Аллаха”»[2].

 

Пост – это закон (предписание) для всех общин, однако в каждой общине время и количество постов разнится. В некоторых общинах следовало поститься каждый день, это передаётся о шариате Нуха (мир ему). Причиной этому служило то, что народ пророка Нуха (мир ему) был крепкого телосложения, и такой пост подходил для них. Одной из общин был вменено в обязанность поститься на протяжении 50 дней, и т. д.

 

Таким образом, время и количество постов разнилось по мере готовности каждой из общин.

 

Общине Мухаммада, которая является лучшей общиной, Аллах вменил пост в обязанность в лучший месяц в году – в Рамадан. Это лучший закон и лучшее предписание для пользы людей.

 

Аль-Баззар передал от Абу Саида аль Худри (да будет доволен им Аллах): «Рамадан – это господин всех месяцев, а самый почитаемый месяц – Зуль хиджа».

 

Табарани передаёт от Абдуллы ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах): «Рамадан – это господин всех месяцев, а пятничный день – господин всех дней».

 

2. Вменение в обязанность поста в месяц Рамадан.

 

Всевышний Аллах говорит в Коране:

 

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَىٰ وَالْفُرْقَانِ ۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

 

«Месяц Рамадан — (это месяц), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, как довод истинного пути и способ отличить (истину от лжи). И кто из вас застанет Рамадан, пусть постится в этот месяц!»[3].

 

В «Сахихе» имама Бухари приводится хадис от Анаса (да будет доволен им Аллах):

 

بَيْنَمَا نَحْنُ جُلُوسٌ مَعَ النَّبِىِّ — صلى الله عليه وسلم — فِى الْمَسْجِدِ ، دَخَلَ رَجُلٌ عَلَى جَمَلٍ فَأَنَاخَهُ فِى الْمَسْجِدِ ، ثُمَّ عَقَلَهُ ، ثُمَّ قَالَ لَهُمْ: أَيُّكُمْ مُحَمَّدٌ ؟ وَالنَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — مُتَّكِئٌ بَيْنَ ظَهْرَانَيْهِمْ . فَقُلْنَا: هَذَا الرَّجُلُ الأَبْيَضُ الْمُتَّكِئُ . فَقَالَ لَهُ الرَّجُلُ: ابْنَ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ ؟ فَقَالَ لَهُ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم : « قَدْ أَجَبْتُكَ » . فَقَالَ الرَّجُلُ لِلنَّبِىِّ — صلى الله عليه وسلم : إِنِّى سَائِلُكَ فَمُشَدِّدٌ عَلَيْكَ فِى الْمَسْأَلَةِ فَلاَ تَجِدْ عَلَىَّ فِى نَفْسِكَ . فَقَالَ: « سَلْ عَمَّا بَدَا لَكَ » . فَقَالَ: أَسْأَلُكَ بِرَبِّكَ وَرَبِّ مَنْ قَبْلَكَ ، آللَّهُ أَرْسَلَكَ إِلَى النَّاسِ كُلِّهِمْ فَقَالَ « اللَّهُمَّ نَعَمْ » . قَالَ أَنْشُدُكَ بِاللَّهِ ، آللَّهُ أَمَرَكَ أَنْ نُصَلِّىَ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسَ فِى الْيَوْمِ وَاللَّيْلَةِ قَالَ « اللَّهُمَّ نَعَمْ » . قَالَ أَنْشُدُكَ بِاللَّهِ ، آللَّهُ أَمَرَكَ أَنْ نَصُومَ هَذَا الشَّهْرَ مِنَ السَّنَةِ قَالَ « اللَّهُمَّ نَعَمْ » . قَالَ أَنْشُدُكَ بِاللَّهِ ، آللَّهُ أَمَرَكَ أَنْ تَأْخُذَ هَذِهِ الصَّدَقَةَ مِنْ أَغْنِيَائِنَا فَتَقْسِمَهَا عَلَى فُقَرَائِنَا فَقَالَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم — « اللَّهُمَّ نَعَمْ » . فَقَالَ الرَّجُلُ آمَنْتُ بِمَا جِئْتَ بِهِ

 

«Однажды, когда мы с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: “Кто из вас Мухаммад?”.

 

Мы сказали: “Этот белолицый человек, который полулежит, опираясь на локоть”.

 

Тогда человек спросил его: “Ибн Абдуль-Мутталиб?”.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Тебе уже ответили”.

 

Этот человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “Я буду подробно расспрашивать тебя, и поэтому (прошу) на меня не сердиться”.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Спрашивай, о чём хочешь”.

 

Человек спросил: “Я прошу тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, скажи, это Аллах послал тебя ко всем людям?”.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “О Аллах, да!”.

 

Человек спросил: “Заклинаю тебя Всевышним, ответь: это Аллах велел тебе сказать, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?”.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “О Аллах, да!”.

 

Человек спросил: “Заклинаю тебя Всевышним, скажи: это Аллах велел тебе сказать, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца года?”.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “О Аллах, да!”

 

Человек спросил: “Заклинаю тебя Всевышним: это Аллах велел тебе брать милостыню с богатых среди нас и распределять её среди бедных?”

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “О Аллах, да!”

 

Тогда этот человек сказал: “Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл”»[4].

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал пост в Рамадан одним из столпов Ислама, сказав:

 

بُنِيَ اْلإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ : شَهَادَةُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُوْلُ اللهِ وَإِقَامُ الصَّلاَةِ وَإِيْتَاءُ الزَّكَاةِ وَحَجُّ الْبَيْتِ وَصَوْمُ رَمَضَانَ

 

«Ислам зиждется на пяти (столпах):

 

— свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и посланник,

— молитве,

— закяте,

— хадже,

— посте в Рамадан»[5].

 

3. Предостережение от несоблюдения поста в Рамадан без уважительной причины.

 

В сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) имеется устрашающее предостережение и угроза тому, кто без послаблений (рухса), например, сафара, или причины, например, болезни, не держит пост.

 

Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

مَنْ أَفْطَرَ يَوْمًا مِنْ رَمَضَانَ مِنْ غَيْرِ رُخْصَةٍ وَلاَ مَرَضٍ، لَمْ يَقْضِ عَنْهُ صَوْمُ الدَّهْرِ كُلِّهِ وَإِنْ صَامَهُ

 

«Тот, кто не соблюдал пост один день в месяц Рамадан без уважительной причины или болезни, не сможет возместить его, даже если будет поститься в течение всей жизни»[6].

 

Учёные сказали: в этом хадисе имеется в виду, что такой человек не получит воздаяния за Рамадан, не получит очищения грехов и бараката (получаемых в Рамадан), даже если возместит этот пост и выплатит наложенный на него штраф, если он был обязателен.

 

 


 


[1] Аль-Бакара, аят 183.

[2] Ат-Тирмизи (2863).

[3] Аль-Бакара, аят 185.

[4] Аль-Бухари, 63.

[5] Аль-Бухари, 8; Муслим, 16.

[6] Тирмизи, 723; Абу Давуд, 2396.


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru