Яндекс.Метрика

Тайный никах или условия таклида

 

Следование мазхабам и переход из одного мазхаба в другой – одна из актуальных тем современности. Каждый мазхаб имеет определённые послабления, которых нет в другом. По этой причине мусульманин иногда нуждается в переходе в другой мазхаб. К таким вопросам относится вопрос никаха. Условием действительности никаха в шафиитском мазхабе является присутствие опекуна девушки и двух свидетелей. В ханафитском мазхабе присутствие опекуна не является обязательным условием, девушка имеет право выдать себя замуж сама.

 

Бывает так, что родители против избранника своей дочери, потому что он недостаточно богат или имеет другое происхождение, или девушка вовсе не хочет, чтобы родители узнали о её намерении выйти замуж, и парень с девушкой желают заключить никах без ведома родителей невесты и переходят в ханафитский мазхаб.

 

Однако легко ли на самом деле перейти в ханафитский мазхаб? Конечно, нет! Существуют важные условия перехода в другой мазхаб. Если человек хочет следовать другому мазхабу в определённом вопросе, он должен знать условия и особенности вопроса, в котором он хочет следовать другому мазхабу.

 

В ханафитском мазхабе, если между супругами нет равенства, то их никах без одобрения опекуна либо недействителен в принципе, от начала и до конца, либо, по другому мнению, обязательно нуждается в его одобрении, и опекун девушки имеет право расторгнуть его. Многие учёные отдали предпочтение первому мнению.

 

Учёный шафиитского мазхаба Хабиб бин Юсуф аль-Умани (ум. в 1329 г. х, являлся учеником Абдулхамида Ширвани), отвечая на вопрос о переходе шафиита в ханафитский мазхаб из-за никаха, в своих фетвах приводит слова учёных ханафитского мазхаба, которые отдали предпочтение мнению о недействительности никаха, если опекун девушки не был доволен никахом и если между девушкой и парнем нет равенства.

 

Равенство (кафаат) в понимании ханафитов немного отличается от равенства в понимании шафиитов. Мы не будем сейчас разбирать этот вопрос, так как эта уже совсем другая тема. Цель данной статьи – донести до читателя, что переход из мазхаба в мазхаб не такое уж лёгкое дело. Из-за незнания человеком тонкостей другого мазхаба никах может быть просто аннулирован, а половая близость, которая впоследствии случится у пары, будет запретной (харам).

 

Как говорят учёные: мазхаб нужно брать у носителя этого мазахаба.
 

Подытоживая свою фетву, Хабиб бин Юсуф аль-Умани (да смилуется над ним Аллах) в труде «Фатава Муътамада» даёт следующий совет:

 

«Знай, да наставит меня и тебя Всевышний Аллах на путь сохранности и сохранит нас от того, о чём нам придётся сожалеть в День Суда: поистине, мазхаб берётся у его носителя, как об этом сказали многие наши имамы-исследователи, подобно великолепному учёному Ибн Хаджару. Тот, кто хочет следовать за имамом Абу Ханифой (да смилуется над ним Аллах) в данном вопросе (то есть сделать так, чтобы девушка вышла замуж без ведома отца), обязан первым делом попросить авторитетного известного учёного ханафитского мазхаба рассказать обо всех условиях данного вопроса и только затем – следовать ему. В противном случае человек при заключении брака [по ханафитскому мазхабу] впадёт в грех. В таких вопросах недостаточно спросить учёного шафиитского мазахаба или же прочитать об этом в книгах ханафитского мазхаба, как об этом ясно говорит Ибн Хаджар и другие».

 

Далее он добавляет: «Текст Ибн Хаджара из его книги по фетвам гласит: "Человек имеет право следовать Абу Ханифе и Малику (да смилуется над ними Аллах) в вопросах женитьбы с условием, что он спросит об этом у авторитетного учёного их мазхаба, и тот расскажет ему об условиях данного вопроса и обо всём, что необходимо соблюдать в нём"». Конец цитаты.

 

В книге «Хаваши Джами» великолепный учёный аль-Хифни, приведя условия действительности таклида, пишет следующее: «Из этих условий становится очевидна недействительность следования простолюдина (амия), который не знает условий и даже смысла таклида, потому что смысл его заключается не в том, чтобы человек говорил, к примеру: "Я следую за Абу Ханифой", так как это просто обещание; смысл таклида в том, чтобы попасть в ситуацию, которую он хочет обыграть, следуя ханафитскому мазхабу, если будут соблюдены все условия».

 

Конец текста из труда «Фатава Муътамада». (2/166)

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru