Намаз путника в вопросах и ответах (3)
- Категория: Фикх
- Создано 16.12.2013 13:04
- Автор: Нурмухаммад Изудинов
Вопрос: Когда нужно делать намерение на совмещение, т.е. на перенос намаза ко времени позднего намаза, например, перенос зухра на время асра?
Ответ: Если человек не сделал намерение на перенос вообще или сделал, когда уже не осталось времени достаточного для совершения намаза, то за это ему будет грех из-за откладывания намаза без оправдания и его совмещение становиться недействительным. Следовательно, его первый намаз становиться пропущенным, если только он не сделал один ракаат или больше до окончания его времени. Тогда (если сделал один ракаат или больше до окончания времени) этот намаз будет считаться совершенным вовремя, но вместе с грехом [за откладывание намаза].
-------------------------
Ответ: Если человек забыл сделать намерение до окончания времени намаза, который он собирается переносить на время следующего намаза, ему за это не будет греха, но, однако, намаз будет считаться пропущенным, также об этом приводиться в «аль-Курди» и в «Бушра аль-Кариме». Такое же решение передают и слова ар-Рамали в «ан-Нихате».
-------------------------
Ответ: Если сафар закончиться до того, как путник закончил совершение обоих совмещенных путем переноса намазов, это совмещение становиться недействительным и перенесенный намаз, т.е. зухр (на аср), или магриб (на иша) становится пропущенным, но, однако за это не будет греха. И нет разницы, какой из намазов он совершит первым из перенесенных, т.е. зухр (магриб) или намаз время, которого наступило, т.е. аср (иша). А также нет разницы, когда закончился сафар: во время перенесенного или во время намаза, время которого наступило. И это является основным мнением.
Например: Человек сделал в сафаре намерение перенести зухр на время асра и его сафар закончился до того, как он сделал эти оба намаза, вернее до того, как он закончил оба намаза, т.е. он доезжает домой, не сделав намаз. И потом только он делает оба намаза. В этом нет ничего плохого и не будет за это никакого греха. Просто его зухр будет считаться пропущенным и еще ему не разрешается сокращать оба намаза. Такой же хукм будет и с магрибом и ища.
-------------------------
Вопрос: Является ли условием для -таъхир (совмещения намазов, перенеся первый на второй), чтоб намазы совершались без интервала и по порядку, т.е. сначала зухр а потом аср или сначала магриб, а потом иша?
Ответ: В совмещении-таъхир условием не является, чтоб намазы совершали по порядку и без интервала, а также не обязательно делать намерение в первом намазе, но, однако, это все делать желательно, чтобы выйти из разногласия ученых в этом вопросе
С помощью Всевышнего мы завершаем работу по сокращению намаза в пути, которая была представлена в виде вопроса-ответа для удобства. Материал был составлен на основе книги «Фатхуль Аллям» имама Джурдани аш-Шафии. Надеемся, что также милостью Аллаха эти публикации пригодятся людям, изучающим нашу прекрасную религию.
Подготовил: Нурмухамад Изудинов