Яндекс.Метрика

Об обтирании носков.

Ученый шафиитского мазхаба Имам ан-Навави пишет в своей известной книге «Аль-Маджму’»:

 

Сказал автор – аш-Ширази, да будет доволен им Аллах - : 

 

وإن لبس جوربا جاز المسح عليه بشرطين : ( أحدهما ) أن يكون صفيقا لا يشف . ( والثاني ) أن يكون منعلا ، فإن اختل أحد الشرطين لم يجز المسح عليه

 

«Если наденет носки, то разрешается делать масху (протирать их) с двумя условиями: первое, чтоб они были сафикъан (толстыми) не тонкими (которые не просвечиваются), и второе, чтоб они были мунаггалян (с кожаной подошвой), и если не будет одного условия, то масх не разрешается (нельзя их протирать).

 

 

Толкование имама ан-Навави:

 

Этот вопрос известен, и в нём есть непонятная (путаная) речь у асхабов. Имам аш-Шафии явно сказал в этом вопросе в книге «аль-Умм» как это сказал автор (аш-Ширази) и это то, что разрешается масху насков с условием чтоб они были толстые и с кожаной подошвой. Также это так сказала группа (ученых), из них: Шейх Абу Хамид (аль-Газали), Мухамили, Ибн Саббаг, аль-Мутавали и другие. А аль-Музани передал, что не протирают носки если они не будут кожаными. Сказал Кади Абу Тайиб: «Нельзя протирать носки если они не будут прикрывающими обязательное место (с ноги, то есть до щиколотки) и не будет возможно ходить (передвигаться на них без какой-либо обуви)». Он сказал: «А то, что передал аль-Музани,  что «если они не будут кожаными», то это не условие, и это упомянул имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, потому что в большинстве не возможно передвигаться на носках, если они не будут кожаными», это была речь Кади Абу Тайиба, и группы из мухаккиков (исследователей) упомянули на это (на его слова) похожее (мнение).

 

Авторы книг «аль-Хави и «аль-Бахр» и других книг передали, что не разрешается масху носков хотя они будут толстыми и на которых можно передвигаться если они не будут кожаными. И достоверное наоборот правильное мнение это то, что передал Кади Абу Тайиб, аль-Кафаль и группа из числа мухаккыков, что если в (таких) носках можно ходить (то есть они пригодны для путешествий, по земле, без обуви, как пригодны для этого хуффы - кожаные носки) то разрешено их протирать, как бы это не было, а если не пригодны, то нельзя, также это передал аль-Фаврани в книге «аль-Ибана» от всех сподвижников, и он сказал: «Сказали наши Асхабы: если возможно ходить в носках, то можно делать масху, а если нет, то нельзя.», и слово «Джаураб» читается с фатхой на букве «джим», Аллах знает лучше!».
 

Мы упомянули, что достоверное из нашего мазхаба, что носки если будут толстыми в которых можно ходить (передвигаться без обуви), то можно их протереть (делать масх), а если нет то нельзя.

 

Ибн аль-Мунзир рассказал о дозволенности протирания носков от девяти сподвижников: Али, Ибн Аббас, Ибн Масъуд, Ибн Умар, Анас, Аммар бин Ясир, Билял, Барраъ, Абу Умамат, Сахл бин Саъд. Также это передается от: Саид ибн Мусайиб, Аттаъ, Хасан, Саид ибн Джубейр, ан-Нахаи, аль-Аъмаш, ас-Саври, Хасан бин Салих, Ибн аль-Мубарак, Зафр, Ахмад, Исхак, Абу Савр, Абу Юсуф, Мухаммад. Он сказал: «И нежелательным это посчитали: Муджахид, Амр бин Динар, Хасан бин Муслим, Малик, аль-Авзаи. Наши асхабы рассказали от Умара и Али, да будет доволен ими Аллах, дозволенность протирания носков, хотя они будут тонкими»[1]. Также они это передали от Абу Юсуфа, Мухаммада, Исхака, Давуда. А от Абу Ханифы (передали) недозволенность категорически, также от него передается, что он возвратился (с мнения запретности) к дозволенности.

 

Тот, кто запрещает это категорически привел в довод, что их не называют «кожаными носками» и не разрешается протирать их как и обувь. А наши асхабы привели, что их одевают, возможно на них ходить, что они прикрывают обязательное место и этим они похожи на кожаные носки. Нет разницы, будь эти носки из кожи или из чего то другого в отличии обуви, так как они не прикрывают обязательное место (до щиколотки).

 

А тот, кто дозволил это хотя они будут тонкими привел хадис аль-Мугири, да будет доволен им Аллах: «что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, протирал носки и обувь», также и от Абу Мусы передается такое же. А наши асхабы привели в довод, что на них не возможно ходить (передвигаться) как (не возможно и на порванных носках).
 

Что же касается хадиса аль-Мугиры, то он не может служить доводом по следующим причинам:

 

1. Этот хадис является слабым. Его назвали слабым выдающиеся знатоки хадисов, включая аль-Бейхаки. Также передается, что данный хадис считали слабым такие известные имамы-хадисоведы, как Суфьян ас-Саури, Абд-ур-Рахман бин Махди, Ахмад бин Ханбал, Али бин аль-Мадини, Яхья бин Маин, Муслим бин аль-Хаджжадж. И хотя ат-Тирмизи сказал: "Это хороший достоверный хадис", его оценка менее значима по сравнению с оценкой вышеперечисленных имамов. Даже если бы мнение о слабости данного хадиса выразил один из этих имамов, то оно, как единодушно считают учёные, всё равно было бы предпочтительнее мнения ат-Тирмизи.
 

2. Если даже допустить, что хадис аль-Мугиры является достоверным, то под "носками" в нём следует понимать, лишь такие изделия, в которых возможна продолжительная ходьба. Только таким образом можно было бы совместить имеющиеся доводы. При этом в самом тексте хадиса нет указания веобщего характера, которое распространялось бы на все виды носков.
 

3. Аль-Бейхаки, да будет милостив к нему Аллах, передал, что Абу аль-Валид ан-Найсабури, давая толкование этому хадису, предположил, что речь в нём идет об обтирании носков с кожаной подошвой, как у сандалий, а не отдельно носков и сандалий, как будто бы передатчик хадиса сказал: "Он обтёр носки с кожаной подошвой (как у сандалий)"».
 

Аль-Байхаки привел от Малика бин Анас, да будет доволен им Аллах то, что указывает на это. И ответ хадису Абу Мусы этими же тремя ответами, так как в некоторых его передатчиках есть слабость, и в нем также «ирсал» (не дохождение цепочки передачи до Пророка). Сказал Абу Давуд в «Сунан»: Этот хадис не является «муттасил» (доходящим до пророка) и также (этот хадис не является) сильным, Аллах знает лучше!!!»


 

[Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 1/282]
 

 


 


[1] Надо отметить, что сам Шейхуль Ислам ан-Навави считал, что мусульманин не имеет право следовать за сподвижников, в частности он говорит:
 

فنقول : أولا ليس له أن يتبع في ذلك مجرد التشهي ، والميل إلى ما وجد عليه آباءه ، وليس له التمذهب بمذهب أحد من أئمة الصحابة رضي الله عنهم وغيرهم من الأولين ، وإن كانوا أعلم وأعلى درجة ممن بعدهم ; لأنهم لم يتفرغوا لتدوين العلم وضبط أصوله وفروعه ، فليس لأحد منهم مذهب مهذب محرر مقرر ، وإنما قام بذلك من جاء بعدهم من الأئمة الناحلين لمذاهب الصحابة والتابعين ، القائمين بتمهيد أحكام الوقائع قبل وقوعها ، الناهضين بإيضاح أصولها وفروعها ، كمالك وأبي حنيفة وغيرهما


«Мы скажем, во-первых человек, не имеет права следовать за своими страстями, и склоняться к тому, на чем он нашел своих отцов, (также) он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников и других из предшественников, хотя они были более знающими и выше степенью тех, кто пришел позже них. Потому что эти люди не занимались классификацией фикха, установлением его правил и основ, ни у кого из них нет своей установившейся правовой школы. А этим занялись те имамы, которые пришли после них, которые пошли путем сподвижников и табиинов, которые стали решать проблемы до того, как те происходили, которые возродили религию разъясняя её основы и второстепенные части, как Малик, Абу Ханифа и другие помимо них».

 

[Ан-Навави,«Аль-Муджму шарх аль-Мухаззаб»]

И тем более, когда на протирание простых носков есть явный запрет от имамов, нам нельзя следовать этому мнению.

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru