Яндекс.Метрика

ИМАМ АЛЬ-ГАЗАЛИ: НАЧАЛО И КОНЕЦ

 
Абу Али Хасан бин Али Ат-Туси по прозвищу «хаваджа базк», более известный под титулом Низа́муль Мульк, пригласил молодого имама Аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) для преподавания в медресе Ан-Низамия в Багдаде. Аль-Газали принял приглашение и начал преподавать в этом медресе. Там он завоевал огромный авторитет. Затем он вернулся в место, где родился – город Тус.
 
Через некоторое время после смерти имама Илькия Харраси, который руководил преподавательской деятельностью в Низамие, визирь Ахмад (сын Низамуль Мулька) пригласил имама повторно для преподавания в том же медресе. 
 
Имам Аль-Газали отправил визирю длинное письмо с оправданием, оно было переполнено правдивостью и искренностью и указывало на то, что Аль-Газали относится к сложному типу людей, о котором ты слышишь, но не видишь, читаешь о нём в книгах, но не наблюдаешь в жизни.
 
Письмо пространно и полно всяческой пользы. Я приведу из него ту часть, где приводится его оправдание в отказе принять просьбу преподавать.
 
Он говорит: «Сейчас вернёмся к разговору о багдадском медресе и к моим причинам отказа выполнить указ визиря о прибытии в медресе.  
Причина в том, что у меня получается расставаться со своей родиной только ради поисков процветания в религии или в мирском.
 
Что касается процветания мирского и его поисков, то я, хвала Всевышнему Аллаху, освободился от него, так что даже если весь Багдад с лёгкостью привезут в Тус, и мне подадут царство и владения, то я и не шевельнусь, моё сердце даже не встрепенётся в направлении к нему.
 
Что касается процветания в религии, то оно, клянусь своей жизнью, заслуживает усилий и поисков, и нет сомнений, что получение и умножение знаний в Багдаде наиболее лёгкое, условия в нём наиболее благоприятные, количество студентов огромное, тем не менее, в противовес этому у меня есть религиозные причины остаться, и этой пользе очень тяжело перевесить эти причины. 
 
Первая причина: здесь, в Тусе, на уроки приходят около ста пятидесяти студентов, и подготовить их в путь и перевезти в медресе в Багдаде очень трудно. Оставить этих студентов в надежде, что там я найду ещё больше студентов, недопустимо. Это всё равно что десять сирот, которые находятся под опекой человека, который потом оставляет их, чтобы взять на себя двадцать сирот из другой страны, в то время как смерть и несчастья дышат ему в затылок.
 
Вторая причина: когда Низамуль Мульк (да очистит Аллах зеркало его души) пригласил меня в Багдад, я был один, не имел ни знакомых, ни семьи, ни детей. Сегодня же я имею знакомых, и у меня есть дети, поэтому недопустимо их оставить, ранить их сердца, какая бы на то ни была причина.
 
И третья причина: в 489 году, когда я посетил могилу Халила (пророка Ибрахима, мир ему) – с тех пор прошло пятнадцать лет – я дал обет о трёх вещах:
 
1. я не приму от правителей никакого имущества; 
2. я не пойду приветствовать ни одного правителя; 
3. я никогда не буду дискутировать с кем бы то ни было.
 
И если я нарушу какой-то из этих обетов, то развалится порядок и гармония в моих делах и падëт расположении духа, после чего мои мирские дела придут в упадок».
 
Своё письмо он завершает следующими словами: «Коротко говоря: жизнь подошла к концу, пришло время прощания и разлуки, и на путешествие в Ирак времени нет».
 
Через год после написания этого письма он покинул этот мир (да смилуется над ним Аллах).
 
Какой же прекрасной души это был человек, какая же это красота и величие, какая же искренность!
 
Источник: Al-aslein «الأصلين»
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru