Яндекс.Метрика

КРИТЕРИИ ИСТОРИКА

 
Составление биографий учёных и исторических книг по истории в Исламе считается очень важной наукой, так как в последующем люди, ссылаясь на эти труды, будут давать оценку тому или иному учёному. Автор этих трудов с лёгкостью сможет кого-то возвысить, а кого-то принизить. 
 
Однако не каждый, кто составил об этом книгу, смог сделать это в соответствии с шариатскими нормативами. Поэтому мы видим, что одного и того же учёного один восхваляет, а другой принижает. Ученик может возвеличить своего учителя до недосягаемых высот, даже если он был заблудшим, а достойного учёного, чьи взгляды его учитель не разделял, может принизить до уровня заблудшего. И нам нельзя, ссылаясь на биографические данные определённого учёного, давать оценку кому-либо, не исследовав в деталях его биографию, не узнав, придерживался автор труда шариатских нормативов или нет. И эти условия, которые должен соблюдать тот, кто пишет биографии учёных или ведёт историческую летопись, прекрасно изложил выдающийся учёный, имам Таджуддин ас-Субки, который умер в 771 году хиджры (да смилуется над ним Аллах).
 
В своём труде «Табакат аш-Шафийия аль-Кубра» он пишет:
 
إن أهل التاريخ ربما وضعوا من أناس ورفعوا أناسا إما لتعصب أو لجهل أو لمجرد اعتماد على نقل من لا يوثق به أوغير ذلك من الأسباب والجهل في المؤرخين أكثر منه في أهل الجرح والتعديل وكذلك التعصب قل أن رأيت تاريخا خاليا من ذلك.
وأما تاريخ شيخنا الذهبي غفر الله له، فإنه ـ على حسنه وجمعه ـ مشحون بالتعصب المفرط. لا واخذه الله. فلقد أكثر الوقيعة في أهل الدين، أعني: الفقراء الذين هم صفوة الخلق، واستطال بلسانه على كثير من أئمة الشافعيين والحنفيين، ومال فأفرط على الأشاعرة، ومدح فزاد في المجسمة.
 هذا وهو الحافظ المدره، والإمام المبجل، فما ظنك بعوام المؤرخين؟! فالرأي عندنا ألا يقبل مدح ولا ذم من المؤرخين، إلا بما اشترطه إمام الأئمة وحبر الأمة ـ وهو الشيخ الإمام الوالد (رحمه الله) ـ حيث قال ـ ونقلته من خطه في مجاميعه ـ: يشترط في المؤرخ الصدق وإذا نقل يعتمد اللفظ دون المعنى وألا يكون ذلك الذي نقله أخذه في المذاكرة وكتبه بعد ذلك وأن يسمى المنقول عنه فهذه شروط أربعة فيما ينقله.
 
«Иногда историки принижают одних и возвышают других из-за фанатизма невежества, или же ссылаясь на слова тех, кому нет доверия, или по другим причинам. Невежество, так же, как и фанатизм, наблюдается чаще среди историков, чем среди учёных науки джарх ва таъдиль. Редко встретишь книгу по истории (тарих) чистую от всего этого. 
 
Что касается книги «Тарих» нашего шейха аз-Захаби (да простит ему Аллах грехи) то она, несмотря на свою красоту и законченность, переполнена крайним фанатизмом. Да не накажет его Аллах за это. Поистине, он часто злословит в адрес религиозных людей – имею в виду «фукара» (суфиев), которые являются лучшими из творений, распускает язык в отношении шафиитских и ханафитских имамов (критикуя их), проявляет неумеренность в отношении ашаритов, но преувеличивает и хвалит муджассимов.
 
Если так вёл себя красноречивый хафиз, уважаемый и почтенный имам, то что говорить о простых историках? Наше мнение таково: не принимается от историков восхваление и порицание кого-либо, если не соблюдены условия, которые установил имам имамов и учёный уммы, шейх, мой отец [Такиюддин ас-Субки] (да смилуется над ним Аллах). Я выписал из его личных записей следующие слова: 
 
«Для историка важна:
 
1- правдивость, 
2- чтобы он передавал всё слово в слово, а не по смыслу, 
3- чтобы информация, которую он передал, не была выучена, а потом записана по памяти (он сразу должен её записать), 
4- также он должен называть имена тех, от кого передаёт информацию.
 
Это четыре условия, необходимые для передачи информации.
 
ويشترط فيه أيضا لما يترجمه من عند نفسه ولما عساه يطول في التراجم من المنقول ويقصر أن يكون عارفا بحال صاحب الترجمة علما ودينا وغيرهما من الصفات وهذا عزيز جدا وأن يكون حسن العبارة عارفا بمدلولات الألفاظ وأن يكون حسن التصور حتى يتصور حال ترجمته جميع حال ذلك الشخص ويعبر عنه بعبارة لا تزيد عليه ولا تنقص عنه وأن لا يغلبه الهوى فيخيل إليه هواه الإطناب في مدح من يحبه والتقصير في غيره بل إما أن يكون مجردا عن الهوى وهو عزيز وإما أن يكون عنده من العدل ما يقهر به هواه ويسلك طريق الإنصاف.

فهذه أربعة شروط أخرى
 

Когда он от себя пишет чью-либо биографию, ему необходимо знать:
 
1- о реальном положении того, о ком он пишет, в области знаний, религии, а также о других его качествах, а это очень затруднительно; 
2- необходимо, чтобы он хорошо выражался, знал полный смысл и все значения слов; 
3- чтобы у него было правильное представление о человеке, дабы во время написания биографии всецело представить реальное положение того, о ком он пишет, чтобы к ней нельзя было ни добавить что-то, ни убавить; 
4- нельзя, чтобы его одолевали порочные побуждения души, которые будут диктовать ему чрезмерное восхваление того, кого он любит, или слишком скупое описание прочих людей, напротив, он должен быть полностью лишён порочных побуждений души, а это очень тяжело, либо иметь такое чувство справедливости, которое сломит его эго и поведёт по пути непредвзятости. 
 
То были ещё четыре условия».
 
После этого имам ас-Субки добавляет: 
 
وأصعبها الاطلاع على حال الشخص في العلم فإنه يحتاج إلى المشاركة في علمه والقرب منه حتى يعرف مرتبته انتهى
 
«И самое трудное из них – осведомлённость об уровне человека в науке (ильму), потому что оценить знания человека может только тот, кто равен ему в знаниях или близок к его уровню».
 
В качестве примера ас-Субки приводит следующее:
 
ولقد وقفت في تاريخ الذهبي رحمه الله على ترجمة الشيخ الموفق بن قدامة الحنبلي، والشيخ فخر الدين بن عساكر. وقد أطال تلك وقصر هذه، وأتى بما لا يشك لبيب أنه لم يحمله على ذلك إلا أن هذا أشعري وذاك حنبلي. وسيقفون بين يدي رب العالمين
 
«Я наткнулся в труде “Тарих” аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) на биографию шейха Муваффака ибн Куддамы аль-Ханбали и шейха Фахруддина ибн Асакира, однако биографию первого он удлинил, а второго – изложил сокращённо, но разумный человек не станет сомневаться в том, что на это его подтолкнуло то, что последний был ашаритом, а первый – ханбалитом, а ведь все они предстанут перед Господом миров».

 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru