Яндекс.Метрика

Абдуль-Карим аль-Кушайри и великое испытание

 

Величайший учёный Ислама, знаток наук каляма, усуля и хадиса, непревзойдённый толкователь Корана, суфий Абдуль-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри.

 

Родился имам в 376 году по хиджре в окрестностях Нишапура в селе Устува’. Рос сиротой, так как его отец умер, когда он был ещё маленьким. Изучал арабский язык и литературу у Абуль-Касима аль-Альмани, так как он был близким другом его семьи. Его село было обложено множеством налогов, у него был участок земли, с которого надо было платить налог, и чтобы не быть обманутым при определении размера налога и защитить других от такой же несправедливости, имам аль-Кушайри в расцвете своих лет направился в Нишапур для изучения науки хисаб (арифметика).

 

Нишапур в эту эпоху был центром Хорасана, и туда были направлены взоры учёных того времени. Так получилось, что в первые дни пребывания в Нишапуре он оказался на собрании величайшего суфия Абу Али ад-Даккака. Слова Абу Али проникли глубоко в сердце имама, он оставил мирские дела и стал последователем ад-Даккака.

 

Через некоторое время Абу Али направил имама изучать науки, и он стал обучаться у Абу Бакра ат-Туси – изучать фикх. После него Абу Али направил аль-Кушайри к Абу Бакр ибн Фураку – величайшему учёному Ахлю Сунны, знатоку науки вероубеждения. Аль-Кушайри стал одним из самых лучших учеников ибн Фурака. После того как ибн Фурак покинул этот бренный мир, аль-Кушайри перешёл к Абу Исхаку аль-Исфирайини. На его уроках имам ничего не записывал, а просто слушал. Через несколько дней Абу Исхак сказал ему, что науку вероубеждения невозможно постичь, просто слушая. Абу Исхак думал, что у имама слишком слабая память, чтобы всё запомнить. И тогда имам пересказал ему всё то, что услышал от него. Абу Исхак удивился, оценил его способности и сказал: «У тебя нет необходимости в посещении моих уроков, тебе достаточно читать мои книги, а если что-либо будет непонятно, спрашивай».

 

Также имам прочитал книги Абу Бакра аль-Бакилани. Вместе со всем этим имам не переставал сопровождать Абу Али и брать у него тасаввуф.

 

Науке хадисов аль-Кушайри обучался у великих хадисоведов того времени: Абу Абдилляха аль-Хакима, Абу Нуайма аль-Асбахани, Абуль Хусейна ибн Бишрана и других. Некоторое время его соучеником в изучении хадисов был и имам аль-Байхаки.

 

Аль-Кушайри написал множество книг в разных областях науки. Самыми известными его произведениями являются «Рисалят аль-Кушайрия», тафсир Корана «Лятаиф аль-ишарат» и «Шикаяту Ахлю Сунна» («Жалоба суннитов, повествующая о том, какая беда их постигла»).

 

ВЕЛИКОЕ ИСПЫТАНИЕ ИМАМА

 

Слава имама Кушайри распространилась по всему исламскому миру, в особенности на Востоке. Это вызвало ненависть и злобу со стороны муътазилитов Хорасана, и они начали распространять про имама лживые слухи. Но на этом они не остановились. Они стали доносить на имама султану Тугрулбеку.

 

Сам султан был суннитом, но его визирь Абу Наср аль-Кундури был муътазилитом-рафидитом, имел мерзкие убеждения и уподоблял Всевышнего его творениям. Своих взглядов визирь придерживался крайне фанатично.

 

В то время в Нишапуре проживала выдающаяся личность, которая имела большое влияние на людей и к которой простолюдины испытывали большую любовь – Абу Сахль ибн Муваффак. Он являлся учёным шафиитского мазхаба, был очень богат и щедр. Бывало, он давал просящему тысячу дирхемов (1 дирхем = 3,12 г. золота). Дом его был местом сборищ учёных. В вероубеждении он придерживался мазхаба имама Ахлю-Сунны Абуль Хасана аль-Ашари, он защищал этот мазхаб от всех нападок и распространял его. Плюс ко всему этому Ибн Муваффака считали претендентом на должность визиря. В этом учёном Кундури видел двойного врага: противника по убеждениям и конкурента на пост визиря. Это разожгло огонь ненависти в сердце Кундури. Своими кознями он добился от султана приказа, в котором требовалось проклинать с минбаров мечетей основателей всяческих сект и заблуждений. Всё бы ничего, но Кундури внёс в список нововведенцев имя Абуль Хасана аль-Ашари и его последователей. Он запретил ашаритам преподавать, читать проповеди, и с минаретов разнеслись голоса, проклинающие имама аль-Ашари. В этом ему помогали муътазилиты.

 

Разгорелся огонь смуты, искры которого рассыпались по всему Хорасану, достигли земель Шама, Ирака и Хиджаза. Повсеместно последователи ашаризма подвергались гонениям. Учёные Ахлю сунны старались донести до султана истину, во главе у них был и имам Кушайри, но их старания были тщетны. Как раз в это время имам Кушайри и написал свою книгу, в ней он разъяснял заблуждения этих людей и опровергал клевету, возводимую на имама аль-Ашари.

 

В один из таких тёмных дней поступил приказ султана об аресте Абу Сахля ибн Муваффака, Кушайри, имама аль-Харамайни и аль-Фурати. После оглашения приказа некие подонки напали на аль-Фурати и Кушайри, они волокли их за собой по дороге и унижали, пока не добрались до тюрьмы.

 

Имам аль-Харамайни смог заранее уйти в сторону Хиджаза. Он обосновался там и стал известен как имам аль-Харамайни, имам обеих святынь – Мекки и Медины. Ибн Муваффак тоже избежал ареста, так как в это время он был за пределами территории, на которой действовал приказ.

 

Но ибн Муваффак не собирался оставлять своих друзей в беде. Он начал подготовку к освобождению учёных. Он собрал множество искусных воинов и двинулся на город. Приблизившись к нему, он потребовал у эмира освободить имамов, но тот отказался и пригрозил, что посадит его по приказу султана. Ибн Муваффак не придал значения угрозам и решил под покровом ночи зайти в город. Эмир не знал, что происходит на улицах, пока до него не стали доноситься крики и грохот. Жители города отправляли гонцов к ибн Муваффаку и эмиру с разными предложениями, но ибн Муваффак был полон решимости освободить угнетённых ученых, а эмир на это не соглашался.

 

Тогда между сторонами разгорелась кровопролитная бойня. Последователи ибн Муваффака атаковали соперников как единое войско и одержали верх над ними. Они ранили эмира, и он чуть не попал в плен. Но горожане стали посредничать между враждующими сторонами, чтобы заключить мир. Ибн Муваффак согласился на мир с условием, что учёных освободят. После освобождения имамов они собрались вместе с другими учёными-ашаритами и решили переселиться в другие места, так как их враги не будут дремать и захотят отомстить.

 

Для начала они переселились в село Кушайри, чтобы оттуда разойтись в разные стороны. Но случилось так, что ибн Муваффака арестовали, посадили в тюрьму, а его имущество конфисковали и распродали. Имам Кушайри переселился в Багдад и некоторое время оставался там. В Багдаде тогдашний халиф возвеличил его, и там он вёл свои уроки. Именно в этот период времени у него и брал хадисы Хатыб аль-Багдади.

 

После Кушайри направился к святыне Мекки, чтобы совершить хадж. Там он встретился со своим другом имамом аль-Харамайни и ещё с более чем 400 учёными, которые тоже подверглись гонениям из-за Кундури. Среди этих учёных был также известный хадисовед, имам аль-Байхаки. После выполнения обрядов хаджа они устроили собрание, чтобы решить, как действовать в дальнейшем. Некоторые предложили остаться у святынь, другие предлагали отправиться в те исламские страны, куда не дошла эта смута. Были и те, кто не знал, что делать, и оставался в ступоре. В конце концов они решили предоставить право выбора одному из них, и согласились на том, что все последуют его решению. Их выбор единодушно пал на имама Кушайри. Он поднялся на минбар и произнёс речь. Их сердца слушали его, а разум подтверждал его слова. Потом имам умолк и направил свой взор к небесам. Потом он взглянул вниз, ещё немного помолчал, ухватился рукой за свою бороду и произнёс высоким голосом: «О люди Хорасана! Возвращайтесь на свою родину, поистине, вашего врага Кундури сейчас режут на кусочки. Я его вижу, и его части тела отделены друг от друга».

 

Люди запомнили время произнесения этих слов, и оказалось, что именно в этот момент и убили Кундури. Кундури перешёл все границы, и султан приказал убить его, разрезать на кусочки и похоронить в разных уголках страны. Сам султан тоже недолго прожил после того приказа. После него султаном стал его племянник, а визирем – праведный Низам аль-Мульк.

 

Десять лет Кушайри был в изгнании. После прихода Низама аль-Мулька Кушайри вернулся на родину, и для Ахлю-Сунны начался новый век – век процветания. Новый визирь устранил поношение Ахлю-Сунны, основал новые учебные заведения, возвратил на родину учёных, покинувших её под давлением прежнего визиря. Последние десять лет Кушайри провёл в своём любимом городе Нишапуре, поклоняясь Всевышнему и обучая людей религии.

 

Примерно 90 лет прожил имам аль-Кушайри на этом свете, изучая науки, поклоняясь Всевышнему и наставляя людей на путь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).

 

Умер имам в 464 году по хиджре и был похоронен у изножья могилы своего наставника Абу Али ад-Дакак. 

 

Пусть Аллах даст нам силы следовать таким учёным.

 

Источник: Al-aslein «الأصلين»

 

 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru