Биографии учёных шафиитов - Учёные второй половины пятого века хиджры (3)
- Категория: Истории
- Создано 31.03.2020 05:05
- Автор: Абу Бакр Хидаятуллах аль-Хусайни
Глава об учёных шестого столетия
Учёные первой половины шестого века
Руяни, автор труда «Бахр»
Кадий Кудат Абдуль Вахид бин Исмаил (упомянутый ранее) был главой мазхаба своего времени, принадлежал к асхабуль вуджух, был почитаем правителями, его называют «гордость Ислама», но он более известен как автор книги «Бахр». Получал знания у своего отца, учился фикху у деда и у Мухаммада бин Банан Казруни. В мазхабе достиг больших высот. Он говорил о себе: «Если бы сгорели все книги имама Шафии, я бы восстановил их по памяти». Он родился в месяц Зуль Хиджа в 415 году, погиб шахидом от рук безбожников-батынитов в мечети Амуль в пятницу 11 Мухаррама в 502 году.
Илькия Харраси
Абуль Хасан Имадудин Али бин Мухаммад Табари, известный как Илькия Харраси («Илькия» в пер. с персидского – большой, «Хурраси» – боящийся), учился в своём городе, затем поехал в Нисабур для обучения у имама аль-Харамейн и находился с ним, пока не углубился в фикх, усуль и разногласия учёных. Он был крупным полемистом, а также очень красивым и остроумным человеком, обладал громким голосом. Он поехал в Байхак, преподавал там некоторое время, затем поехал в Багдад и был директором медресе Низамия, прекрасно им руководил, пока не умер в месяце Мухаррам в 504 году. Похоронен шейх около Абу Исхака Ширази; среди тех, кто нёс его тело, было два крупных шейха ханафитского мазхаба, с которыми он полемизировал – Абу Тахир Раис аш-Шариф и Кадий Кудат Абуль Хасан Дамагани. Один из них стоял у его изножья, а другой – около изголовья, затем Дамагани прочитал стихи:
Нет нужды в переживаниях и плаче,
Я будто бы сейчас нахожусь с ним в прошлом.
Шариф дополнил:
Не родят подобного ему женщины,
Поистине, женщины стали бесплодны на таких, как он.
Довод Ислама имам Газали
Довод Ислама, украшение всего человечества Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад Газали родился в Тусе в 450 году, [его прозвали Газали, потому что] его отец прял (в переводе с арабского «газаля» – прясть) шерсть и продавал её в своей лавке. Однажды, когда он смертельно заболел, он завещал своему другу, праведному суфию, воспитывать маленького имама Абу Хамида и его брата Ахмада. Тот обучил их письму и хорошему поведению. Когда он выполнил завещание своего друга, и у него закончились деньги на их содержание, он посоветовался с ними и сказал: «Я думаю, вам будет лучше пойти в медресе». Имам рассказывал об этом так: «Мы пошли в медресе для получения знаний и пропитания, мы брали в медресе хлеб и питались им».
Когда они завершили образование, имам Газали расстался со своим братом и поехал на поиски знаний к Абу Насиру Исмаили в Джурджан, затем в Нисабур к имаму аль-Харамейн и находился с ним, пока не стал лучшим учёным того времени. Джувейни от всего сердца любил его за хорошую память, ум и благонравие.
Газали начал писать книги ещё при жизни имама аль-Харамейна. Когда Джувейни умер, имам Газали стал учёным, приближённым к Низаму аль-Мульку, к нему стали стекаться учёные, с ним желали увидеться мудрецы и поэты. Тогда и раскрылись способности имама к жарким дискуссиям, в которых он одерживал верх над имамами-современниками. Низама аль-Мулька привлекло это, и он принял имама, дал высокий статус и передал ему некоторые дела. Авторитет имама повышался, и слава о нём дошла до всех уголков мира.
Затем он отправился преподавать в медресе Низамия в Багдаде. К нему прислушивались и его почитали; правители, визири и чиновники проявляли к нему уважение. В своём медресе он воспитывал учёных, подобных себе, к нему съезжались из разных городов халифата. В 488 году он оставил всё это и посвятил себя поклонению и странствиям. Он поехал в Хиджаз с целью совершения хаджа, затем в Дамаск, находился там 10 лет при главной мечети, где и написал свою книгу «Ихья», затем отправился в Кудс и Александрию, после чего вернулся в свой город Тус. Он стал признанным учёным и поклоняющимся человеком, постоянно читал Коран, его книги читали, а знания распространялись.
Однажды сын Низама аль-Мулька Фахруддин посетил его и предложил возглавить медресе Низамия в Нисабуре, на что имам ответил согласием. Он руководил им некоторое время, затем вернулся на свою родину. Газали возвёл там суфийскую обитель для поклоняющихся и медресе – для получающих знание. Шейх был аскетичным человеком, проводил всё своё время в поклонении, у него не оставалось ни секунды, свободной от чтения Корана, преподавания, размышления над хадисами, особенно над сборником «Сахих» Бухари, обучения суфиев, совершения ночных молитв и тахаджуда.
Аснаи посвятил имаму Газали в своей книге отдельную главу, в которой пишет: «Правилом его жизни была богобоязненность, пока он не перешёл в мир иной. Он – полюс мира и всеохватная благодать для всего сущего, он – душа мусульман и путь к достижению довольства Милостивого. Правдивый человек чрез него достигает Аллаха. И гневаются на него только еретики и безбожники. Он возвысился в своё время над глыбами знания, как он возвысил своим именем эту главу, в которую не могу вписать никого иного».
Он умер в Тусе утром понедельника, 14 числа Раби уль-Ахира в 505 году, прожив 55 лет.
Брат Газали
Ахмад бин Мухаммад был имамом знаний и аскетизма, не было подобных ему в проповедях и ораторском искусстве. Он отрёкся от мирского и посвятил себя суфизму, всё его время уходило на поклонение и каждодневные посты. Аллах даровал ему способность к явным караматам, и он стал устазом тариката. Он является братом имама Абу Хамида Газали. Умер Ахмад в 520 году в Кизвине.
Дядя Газали
Абу Хамид, Абу Мухаммад Ахмад бин Мухаммад учился у Абу Тахира Зияди, он стал настолько известным, что его слушали факихи ханафитов и шафиитов, у него учились учёные Запада и Востока. Он умер в г. Табаран-Тусе, даты его смерти я не знаю.
Если в книгах пишут «Абу Хамид Кабир», значит, это он, а не «Довод Ислама» имам Газали.
Абу Бакр Хальвани
Абу Бакра Ахмада бин Али Бадрана Хальвани упоминает Рафии в главе «Садакат». Он называет его факихом и говорит: «Я видел слова, написанные рукой факиха Абу Бакра Хальвани: он слышал, как Абу Исхак Ширази говорил: “Разрешается давать закят уль-фитр одному человеку”». Он родился в 420 году, умер в 509 году.
Аш-Шаши, автор труда «Хилья»
Абу Бакр Мухаммад бин Ахмад Шаши, известный как «Гордость Ислама», родился в месяц Мухаррам в 429 году, учился у кадия Абу Мансура Туси, ученика Абу Мухаммада Джувейни, затем поехал в Багдад и пребывал рядом с Абу Исхаком Ширази, прочитал книгу «Шамиль» у Ибн Саббага, затем составил комментарии в 20 томах под названием «Шафи». Он был уважаемым, почитаемым, скромным, богобоязненным человеком, к нему перешло главенство в шафиитском мазхабе после его учителя. Шаши преподавал в медресе Низамия в Багдаде до самой смерти, которая пришла к нему в субботу 25 шавваля в 505 году. Похоронен со своим шейхом Абу Исхаком в одной могиле, так сказал Ибн Салях, и с этим мнением согласился Навави.
У Шаши было два сына-факиха, сильных в дискуссии, они уже при жизни отца выносили фетвы. Абдулла умер в Багдаде в месяц Мухаррам в 528 году, похоронен рядом с отцом. Ахмад же умер в 529 году.
Абу Бакр Самъани
Абу Бакр Мухаммад бин Абуль Музаффар (о котором мы писали ранее) Самъани – факих, мухаддис, хафиз хадиса, литератор, проповедник, выдающаяся личность, обладавшая знаниями во многих науках. Его называли «Корона Ислама». Он опередил своих сверстников в науке хадиса, знании передатчиков, биографий, заучивании хадисов, он сочетал в себе хорошие качества: объективность, скромность и благой нрав. Самъани написал много книг по хадису, [одна из самых известных – «Ансаб», на которую часто ссылается автор этой книги]. Родился шейх в 466 году, а умер в Мерве в пятницу, 2 сафара в 510 году. Ему было 43 года.
Абуль Касим Ансари
Абуль Касим Сулейман бин Насыр Ансари Нисабури, ученик имама аль-Харамейна, факих, имам в науке Калям и Тафсир, богобоязненный аскет, укрепившийся в науке тасаввуфа, обладатель превосходного характера. Он написал комментарий к труду «Иршад» имама аль-Харамейна, а также книги по фикху. Под конец жизни его постигла слепота и глухота, он умер в месяц Джумада уль-Ахира в 512 году.
Абу Наср Кушейри
Абу Наср Абдуррахим – сын устаза Абдулкарима Кушейри, автора труда «Рисаля». Абу Наср был имамом имамов, чернилами предводителей, учился фикху у отца и под его руководством углубился в науки усуля, тафсира, стихосложения, прозы и математики. Когда умер его отец, он поехал к имаму аль-Харамейну, пока не укрепился в фикхе и науке о разногласиях. Имам его настолько уважал, что передавал от него в своей книге «Нихаят» в главе о завещании, хотя Абу Наср был молодым человеком и его учеником. Также имам заплатил за его поездку в хадж. Когда Кушейри поехал в Багдад, он занялся проповедям, народ его принял так, как ни принимал никого прежде (очень понравился людям), даже шейх Абу Исхак, и другие имамы приходили послушать его. Он читал проповеди в медресе Низамия, затем дважды съездил в хадж. Когда он приехал из последнего хаджа, между ним и ханбалитами из-за фанатизма разразилась смута и распри, в которых погибло много людей, поэтому Низам аль-Мульк отправил Кушейри письмо из Асбахана, чтобы он вернулся на родину, и смута пошла на спад. Он вернулся, начал преподавать, проповедовать, выдавать фетвы до тех пор, пока не покинул этот мир в пятницу 28 числа Джумада уль-Ахира 514 года.
Багави
Абу Мухаммад Хусейн бин Масуд бин Мухаммад Багави был известен где-то как Ибн Фарра, а где-то – просто как Фарра. Его называют оживителем Сунны, также он является автором книги «Тахзиб». Имам в тафсире, хадисе, фикхе, учился у кадия Хусейна, именно из его уроков составлена книга «Тахзиб», он был религиозен, довольствовался малым, ел только хлеб. Давал уроки только по омовению. Он умер в Марварузе в месяц Шавваль в 516 году, похоронен около своего шейха кадия Хусейна. Ибн Хилликан сказал, что Багави родился в селении Баг в Хорасане между Гератом и Мервом. Некоторые сказали, что он родился в Багшуре – одном из городов Хоросана.
Ибн Бархан
Абуль Фатх Ахмад бин Али бин Бархан родился в Багдаде в месяце Шавваль в 479 году, учился фикху у Илькия Харраси, Газали, Шаши. Он настолько глубоко изучал мазхаб и усуль, что делал тарджих своего учителя Шаши (то есть, мог опровергать мнение своего учителя). Он был проницателен и воспитывал таких же учеников – умеющих отвечать на вопросы. Умер в 518 году. [Написал книги по усулю Васит, Ваджиз и Басит].
Фарикий
Абу Али Хасан бин Ибрахим Фарикий родился в Майафарикине (ныне – город Сильван в Турции) в 10 дня Рабуль Ахира в 433 году, вырос там, учился фикху у Казаруни, когда же он умер, шейх поехал в Багдад и находился рядом с Абу Исхаком Ширази и выучил его книгу «Мухаззаб». Также он учился у Ибн Саббага, прочитал его книгу «Шамиль» и постоянно повторял её[1]. Фарикий был богобоязненным, идущим по пути истины и известным своим умом человеком. Он был кадием региона Васит, пока не покинул этот мир в среду 22 Мухаррама в 528 году.
Малик Дауд Казвини
Абу Бакр Малик Дауд бин Али бин Абу Умар Казвини, шейх отца имама Рафии, был уважаемым имамом, довольствующимся малым, учился у кадия Абу Саида Харави. Казвини был целеустремлённым человеком, прожил долгую благодатную жизнь, все его ученики написали книги.
Рафии сказал о нём: «Он воспитывал моего отца, как воспитывает сострадательный отец своего ребенка, он был его учителем в фикхе, хадисе и науке о разногласиях. Отец не выезжал никуда за знаниями из-за его почтения и благодати».
Однажды шейх Казвини собрался по своему обычаю на урок. У него был красивый и умный сын по имени Мухаммад, с которым он и ходил каждый день. В тот раз он не пришёл. Когда он сел, к нему осторожно подошла Зулейха, дочь кадия Абу Саида Талькани, моя бабушка по отцу, в то время она была его женой. Втайне от всех она сообщила ему о смерти сына. Он тихо велел ей готовиться к похоронам и приступил к уроку. Когда урок закончился, шейх сказал: «Мухаммада позвали к Аллаху, и он ответил. Кто хочет совершить заупокойную молитву – становитесь».
Малик Дауд умер в 535 году.
Исмаил Бушанджи
Имам Абу Саид Исмаил бин Абдульвахид бин Исмаил Бушанджи – достойный человек, прекрасно знающий мазхаб, с благим характером, следующий пути тасаввуфа, много поклоняющийся, постоянно поминающий Аллаха, довольствующийся малым, проживший бедную жизнь, стремящийся к распространению знаний, соблюдающий сунну, отвернувшийся от правителей и богатых людей. Родился в 461 году, умер в Герате в 536 году, так сказал Навави в труде «Тахзиб».
Ибрахим Марвази
Абу Исхак Ибрахим бин Ахмад бин Мухаммад Марвази учился у Хасана Нихи и Абуль Музаффара Самани. Абу Саид Самани сказал: «Ибрахим был учёным, который следовал знаниям. В Мерве все приходили к нему за знаниями. Мой отец [Самани] поставил его над нами, и он очень заботился о нас». Он погиб шахидом в Хорезмском конфликте в месяц Раби уль-Авваль в 530 году.
Мухаммад бин Яхья Нисабури
Абу Саад Мухаммад бин Яхья бин Ахмад Нисабури – имам, углубившийся в фикх и тасаввуф, учился у Газали и стал лучшим его учеником. Он написал комментарий под названием «Мухит» к труду «Васит» авторства Газали. К нему съезжались люди из всех уголков халифата, а покидали его, став достойнейшими имамами. Навави сказал в книге «Тахзиб»: «Его убил солдат во время захвата Нисабура в Рамадан 548 года». Ибн Самани подтверждает этот, только по его версии он умер в главной мечети в месяц Шавваль в 549 году. Некоторые учёные сказали, что он умер от того, что ему набили рот землёй в ходе упомянутого конфликта с Санджаром и с теми, кто вышел против него.
Автор труда «Захаир»
Кадий Бахауддин Абуль Маали Муджалли бин Наджжа Махзуми Урсуфи (город на побережье Шама) по рождению (затем Мисри) учился у учеников шейха Насра Макдиси, был видным имамом, кадием Египта, умер в месяц Зуль Каада в 549 году.
Абу Бакр Аргияни
Самани сказал об Абу Бакре бин Ахмаде бин Сахле бин Али бин Ахмаде бин Хусейне Аргияни следующее: «По своим достоинствам он был, как хаким. Он был нашим соплеменником», – затем упомянул, что не знает даты его смерти. Аргиянь – поселение в окрестностях Нисабура.
Абу Наср Аргияни
Абу Наср Мухаммад бин Абдуллах бин Ахмад Аргияни – автор «Фатавы», которую называют «Фатава Аргияни» или же «Фатава имам», потому что её ахкамы взяты из книги имама Джувейни «Нихаят». Он родился в Аргияне в 454 году, затем переехал в Нисабур, учился фикху у имама аль-Харамейна, пока не ушёл с головой в науку, не стал поклоняющимся, дисциплинированным человеком с благим характером. Он умер в месяц Зуль Каада в 548 году.
Кадий Абуль Футтух
Навави сказал об Ибн Акаме бин Али Багдади: «Он один из достойнейших учёных последних веков, автор хороших сочинений, среди которых “Ахкамуль Хисан”, в этом маленьком томе можно найти пользу, которой нет в других книгах». Аснаи сказал: «Дети и внуки Абуль Футтуха были достойными учёными, благодаря которым люди получали пользу. Они распространили мазхаб Шафии в Йемене». Абуль Футтух умер в 550 году.
Абуль Макарим Руяни
Абуль Макарим Абдулла бин Али Руяни, известный как автор книги «Удда», является племянником Руяни – автора труда «Бахр». Знай же, читатель, что существует также автор другой «Удды» – это Абу Абдулла Хусейн бин Али бин Хусейн. Обе эти книги «Удда» хорошие. Имам Навави нашёл «Удду» Абу Абдуллаха, но не Абуль Макарима. А имам Рафии – наоборот, но, тем не менее, книга Абу Абдуллы дошла до него. Значит, если Навави ссылается на «Удду», то он имеет в виду «Удду» Абу Абдуллаха, а если на «Удду» ссылается Рафии, то её автор Абуль Макарим. А когда Рафии ссылается на «Удду» Абу Абдуллаха, то называет его имя: «От Хусейна Табари в его “Удде”…».
Шурайх Руяни
Кадий Абу Наср Шурейх бин Кадий Абдуль Карим бин Шейх Абуль Аббас – дед автора труда «Бахр». Шурейх является двоюродным братом автора «Бахр». Он был имамом в фикхе, а также кадием в г. Амуле в Табаристане. Шурейх написал много книг по фикху, среди которых «Равдатуль Ахкам ва Зинатуль Ахкам». Умер в Шаввале 505 года.
Продолжение следует, иншаАллах...