Яндекс.Метрика

Биографии учёных шафиитов - Учёные второй половины пятого века хиджры (3)

 

Глава об учёных шестого столетия

Учёные первой половины шестого века

 

Руяни, автор труда «Бахр»

 

Кадий Кудат Абдуль Вахид бин Исмаил (упомянутый ранее) был главой мазхаба своего времени, принадлежал к асхабуль вуджух, был почитаем правителями, его называют «гордость Ислама», но он более известен как автор книги «Бахр». Получал знания у своего отца, учился фикху у деда и у Мухаммада бин Банан Казруни. В мазхабе достиг больших высот. Он говорил о себе: «Если бы сгорели все книги имама Шафии, я бы восстановил их по памяти». Он родился в месяц Зуль Хиджа в 415 году, погиб шахидом от рук безбожников-батынитов в мечети Амуль в пятницу 11 Мухаррама в 502 году.

 

Илькия Харраси

 

Абуль Хасан Имадудин Али бин Мухаммад Табари, известный как Илькия Харраси («Илькия» в пер. с персидского – большой, «Хурраси» – боящийся), учился в своём городе, затем поехал в Нисабур для обучения у имама аль-Харамейн и находился с ним, пока не углубился в фикх, усуль и разногласия учёных. Он был крупным полемистом, а также очень красивым и остроумным человеком, обладал громким голосом. Он поехал в Байхак, преподавал там некоторое время, затем поехал в Багдад и был директором медресе Низамия, прекрасно им руководил, пока не умер в месяце Мухаррам в 504 году. Похоронен шейх около Абу Исхака Ширази; среди тех, кто нёс его тело, было два крупных шейха ханафитского мазхаба, с которыми он полемизировал – Абу Тахир Раис аш-Шариф и Кадий Кудат Абуль Хасан Дамагани. Один из них стоял у его изножья, а другой – около изголовья, затем Дамагани прочитал стихи:


Нет нужды в переживаниях и плаче,

Я будто бы сейчас нахожусь с ним в прошлом.

 

Шариф дополнил:

 

Не родят подобного ему женщины,

Поистине, женщины стали бесплодны на таких, как он.

 

Довод Ислама имам Газали

 

Довод Ислама, украшение всего человечества Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад Газали родился в Тусе в 450 году, [его прозвали Газали, потому что] его отец прял (в переводе с арабского «газаля» – прясть) шерсть и продавал её в своей лавке. Однажды, когда он смертельно заболел, он завещал своему другу, праведному суфию, воспитывать маленького имама Абу Хамида и его брата Ахмада. Тот обучил их письму и хорошему поведению. Когда он выполнил завещание своего друга, и у него закончились деньги на их содержание, он посоветовался с ними и сказал: «Я думаю, вам будет лучше пойти в медресе». Имам рассказывал об этом так: «Мы пошли в медресе для получения знаний и пропитания, мы брали в медресе хлеб и питались им».

 

Когда они завершили образование, имам Газали расстался со своим братом и поехал на поиски знаний к Абу Насиру Исмаили в Джурджан, затем в Нисабур к имаму аль-Харамейн и находился с ним, пока не стал лучшим учёным того времени. Джувейни от всего сердца любил его за хорошую память, ум и благонравие.

 

Газали начал писать книги ещё при жизни имама аль-Харамейна. Когда Джувейни умер, имам Газали стал учёным, приближённым к Низаму аль-Мульку, к нему стали стекаться учёные, с ним желали увидеться мудрецы и поэты. Тогда и раскрылись способности имама к жарким дискуссиям, в которых он одерживал верх над имамами-современниками. Низама аль-Мулька привлекло это, и он принял имама, дал высокий статус и передал ему некоторые дела. Авторитет имама повышался, и слава о нём дошла до всех уголков мира.

 

Затем он отправился преподавать в медресе Низамия в Багдаде. К нему прислушивались и его почитали; правители, визири и чиновники проявляли к нему уважение. В своём медресе он воспитывал учёных, подобных себе, к нему съезжались из разных городов халифата. В 488 году он оставил всё это и посвятил себя поклонению и странствиям. Он поехал в Хиджаз с целью совершения хаджа, затем в Дамаск, находился там 10 лет при главной мечети, где и написал свою книгу «Ихья», затем отправился в Кудс и Александрию, после чего вернулся в свой город Тус. Он стал признанным учёным и поклоняющимся человеком, постоянно читал Коран, его книги читали, а знания распространялись.

 

Однажды сын Низама аль-Мулька Фахруддин посетил его и предложил возглавить медресе Низамия в Нисабуре, на что имам ответил согласием. Он руководил им некоторое время, затем вернулся на свою родину. Газали возвёл там суфийскую обитель для поклоняющихся и медресе – для получающих знание. Шейх был аскетичным человеком, проводил всё своё время в поклонении, у него не оставалось ни секунды, свободной от чтения Корана, преподавания, размышления над хадисами, особенно над сборником «Сахих» Бухари, обучения суфиев, совершения ночных молитв и тахаджуда.

 

Аснаи посвятил имаму Газали в своей книге отдельную главу, в которой пишет: «Правилом его жизни была богобоязненность, пока он не перешёл в мир иной. Он – полюс мира и всеохватная благодать для всего сущего, он – душа мусульман и путь к достижению довольства Милостивого. Правдивый человек чрез него достигает Аллаха. И гневаются на него только еретики и безбожники. Он возвысился в своё время над глыбами знания, как он возвысил своим именем эту главу, в которую не могу вписать никого иного».

 

Он умер в Тусе утром понедельника, 14 числа Раби уль-Ахира в 505 году, прожив 55 лет.

 

Брат Газали

 

Ахмад бин Мухаммад был имамом знаний и аскетизма, не было подобных ему в проповедях и ораторском искусстве. Он отрёкся от мирского и посвятил себя суфизму, всё его время уходило на поклонение и каждодневные посты. Аллах даровал ему способность к явным караматам, и он стал устазом тариката. Он является братом имама Абу Хамида Газали. Умер Ахмад в 520 году в Кизвине.

 

Дядя Газали

 

Абу Хамид, Абу Мухаммад Ахмад бин Мухаммад учился у Абу Тахира Зияди, он стал настолько известным, что его слушали факихи ханафитов и шафиитов, у него учились учёные Запада и Востока. Он умер в г. Табаран-Тусе, даты его смерти я не знаю.

Если в книгах пишут «Абу Хамид Кабир», значит, это он, а не «Довод Ислама» имам Газали.

 

Абу Бакр Хальвани

 

Абу Бакра Ахмада бин Али Бадрана Хальвани упоминает Рафии в главе «Садакат». Он называет его факихом и говорит: «Я видел слова, написанные рукой факиха Абу Бакра Хальвани: он слышал, как Абу Исхак Ширази говорил: “Разрешается давать закят уль-фитр одному человеку”». Он родился в 420 году, умер в 509 году.

 

Аш-Шаши, автор труда «Хилья»

 

Абу Бакр Мухаммад бин Ахмад Шаши, известный как «Гордость Ислама», родился в месяц Мухаррам в 429 году, учился у кадия Абу Мансура Туси, ученика Абу Мухаммада Джувейни, затем поехал в Багдад и пребывал рядом с Абу Исхаком Ширази, прочитал книгу «Шамиль» у Ибн Саббага, затем составил комментарии в 20 томах под названием «Шафи». Он был уважаемым, почитаемым, скромным, богобоязненным человеком, к нему перешло главенство в шафиитском мазхабе после его учителя. Шаши преподавал в медресе Низамия в Багдаде до самой смерти, которая пришла к нему в субботу 25 шавваля в 505 году. Похоронен со своим шейхом Абу Исхаком в одной могиле, так сказал Ибн Салях, и с этим мнением согласился Навави.

 

У Шаши было два сына-факиха, сильных в дискуссии, они уже при жизни отца выносили фетвы. Абдулла умер в Багдаде в месяц Мухаррам в 528 году, похоронен рядом с отцом. Ахмад же умер в 529 году.

 

Абу Бакр Самъани

 

Абу Бакр Мухаммад бин Абуль Музаффар (о котором мы писали ранее) Самъани – факих, мухаддис, хафиз хадиса, литератор, проповедник, выдающаяся личность, обладавшая знаниями во многих науках. Его называли «Корона Ислама». Он опередил своих сверстников в науке хадиса, знании передатчиков, биографий, заучивании хадисов, он сочетал в себе хорошие качества: объективность, скромность и благой нрав. Самъани написал много книг по хадису, [одна из самых известных – «Ансаб», на которую часто ссылается автор этой книги]. Родился шейх в 466 году, а умер в Мерве в пятницу, 2 сафара в 510 году. Ему было 43 года.

 

Абуль Касим Ансари

 

Абуль Касим Сулейман бин Насыр Ансари Нисабури, ученик имама аль-Харамейна, факих, имам в науке Калям и Тафсир, богобоязненный аскет, укрепившийся в науке тасаввуфа, обладатель превосходного характера. Он написал комментарий к труду «Иршад» имама аль-Харамейна, а также книги по фикху. Под конец жизни его постигла слепота и глухота, он умер в месяц Джумада уль-Ахира в 512 году.

 

Абу Наср Кушейри

 

Абу Наср Абдуррахим – сын устаза Абдулкарима Кушейри, автора труда «Рисаля». Абу Наср был имамом имамов, чернилами предводителей, учился фикху у отца и под его руководством углубился в науки усуля, тафсира, стихосложения, прозы и математики. Когда умер его отец, он поехал к имаму аль-Харамейну, пока не укрепился в фикхе и науке о разногласиях. Имам его настолько уважал, что передавал от него в своей книге «Нихаят» в главе о завещании, хотя Абу Наср был молодым человеком и его учеником. Также имам заплатил за его поездку в хадж. Когда Кушейри поехал в Багдад, он занялся проповедям, народ его принял так, как ни принимал никого прежде (очень понравился людям), даже шейх Абу Исхак, и другие имамы приходили послушать его. Он читал проповеди в медресе Низамия, затем дважды съездил в хадж. Когда он приехал из последнего хаджа, между ним и ханбалитами из-за фанатизма разразилась смута и распри, в которых погибло много людей, поэтому Низам аль-Мульк отправил Кушейри письмо из Асбахана, чтобы он вернулся на родину, и смута пошла на спад. Он вернулся, начал преподавать, проповедовать, выдавать фетвы до тех пор, пока не покинул этот мир в пятницу 28 числа Джумада уль-Ахира 514 года.

 

Багави

 

Абу Мухаммад Хусейн бин Масуд бин Мухаммад Багави был известен где-то как Ибн Фарра, а где-то – просто как Фарра. Его называют оживителем Сунны, также он является автором книги «Тахзиб». Имам в тафсире, хадисе, фикхе, учился у кадия Хусейна, именно из его уроков составлена книга «Тахзиб», он был религиозен, довольствовался малым, ел только хлеб. Давал уроки только по омовению. Он умер в Марварузе в месяц Шавваль в 516 году, похоронен около своего шейха кадия Хусейна. Ибн Хилликан сказал, что Багави родился в селении Баг в Хорасане между Гератом и Мервом. Некоторые сказали, что он родился в Багшуре – одном из городов Хоросана.

 

Ибн Бархан

 

Абуль Фатх Ахмад бин Али бин Бархан родился в Багдаде в месяце Шавваль в 479 году, учился фикху у Илькия Харраси, Газали, Шаши. Он настолько глубоко изучал мазхаб и усуль, что делал тарджих своего учителя Шаши (то есть, мог опровергать мнение своего учителя). Он был проницателен и воспитывал таких же учеников – умеющих отвечать на вопросы. Умер в 518 году. [Написал книги по усулю Васит, Ваджиз и Басит].

 

Фарикий

 

Абу Али Хасан бин Ибрахим Фарикий родился в Майафарикине (ныне – город Сильван в Турции) в 10 дня Рабуль Ахира в 433 году, вырос там, учился фикху у Казаруни, когда же он умер, шейх поехал в Багдад и находился рядом с Абу Исхаком Ширази и выучил его книгу «Мухаззаб». Также он учился у Ибн Саббага, прочитал его книгу «Шамиль» и постоянно повторял её[1]. Фарикий был богобоязненным, идущим по пути истины и известным своим умом человеком. Он был кадием региона Васит, пока не покинул этот мир в среду 22 Мухаррама в 528 году.

 

Малик Дауд Казвини

 

Абу Бакр Малик Дауд бин Али бин Абу Умар Казвини, шейх отца имама Рафии, был уважаемым имамом, довольствующимся малым, учился у кадия Абу Саида Харави. Казвини был целеустремлённым человеком, прожил долгую благодатную жизнь, все его ученики написали книги.

Рафии сказал о нём: «Он воспитывал моего отца, как воспитывает сострадательный отец своего ребенка, он был его учителем в фикхе, хадисе и науке о разногласиях. Отец не выезжал никуда за знаниями из-за его почтения и благодати».

 

Однажды шейх Казвини собрался по своему обычаю на урок. У него был красивый и умный сын по имени Мухаммад, с которым он и ходил каждый день. В тот раз он не пришёл. Когда он сел, к нему осторожно подошла Зулейха, дочь кадия Абу Саида Талькани, моя бабушка по отцу, в то время она была его женой. Втайне от всех она сообщила ему о смерти сына. Он тихо велел ей готовиться к похоронам и приступил к уроку. Когда урок закончился, шейх сказал: «Мухаммада позвали к Аллаху, и он ответил. Кто хочет совершить заупокойную молитву – становитесь».

 

Малик Дауд умер в 535 году.  

 

 

Исмаил Бушанджи

 

Имам Абу Саид Исмаил бин Абдульвахид бин Исмаил Бушанджи – достойный человек, прекрасно знающий мазхаб, с благим характером, следующий пути тасаввуфа, много поклоняющийся, постоянно поминающий Аллаха, довольствующийся малым, проживший бедную жизнь, стремящийся к распространению знаний, соблюдающий сунну, отвернувшийся от правителей и богатых людей. Родился в 461 году, умер в Герате в 536 году, так сказал Навави в труде «Тахзиб».

 

Ибрахим Марвази

 

Абу Исхак Ибрахим бин Ахмад бин Мухаммад Марвази учился у Хасана Нихи и Абуль Музаффара Самани. Абу Саид Самани сказал: «Ибрахим был учёным, который следовал знаниям. В Мерве все приходили к нему за знаниями. Мой отец [Самани] поставил его над нами, и он очень заботился о нас». Он погиб шахидом в Хорезмском конфликте в месяц Раби уль-Авваль в 530 году.

 

Мухаммад бин Яхья Нисабури

 

Абу Саад Мухаммад бин Яхья бин Ахмад Нисабури – имам, углубившийся в фикх и тасаввуф, учился у Газали и стал лучшим его учеником. Он написал комментарий под названием «Мухит» к труду «Васит» авторства Газали. К нему съезжались люди из всех уголков халифата, а покидали его, став достойнейшими имамами. Навави сказал в книге «Тахзиб»: «Его убил солдат во время захвата Нисабура в Рамадан 548 года». Ибн Самани подтверждает этот, только по его версии он умер в главной мечети в месяц Шавваль в 549 году. Некоторые учёные сказали, что он умер от того, что ему набили рот землёй в ходе упомянутого конфликта с Санджаром и с теми, кто вышел против него.

 

Автор труда «Захаир»

 

Кадий Бахауддин Абуль Маали Муджалли бин Наджжа Махзуми Урсуфи (город на побережье Шама) по рождению (затем Мисри) учился у учеников шейха Насра Макдиси, был видным имамом, кадием Египта, умер в месяц Зуль Каада в 549 году.

 

Абу Бакр Аргияни

 

Самани сказал об Абу Бакре бин Ахмаде бин Сахле бин Али бин Ахмаде бин Хусейне Аргияни следующее: «По своим достоинствам он был, как хаким. Он был нашим соплеменником», – затем упомянул, что не знает даты его смерти. Аргиянь – поселение в окрестностях Нисабура.

 

Абу Наср Аргияни

 

Абу Наср Мухаммад бин Абдуллах бин Ахмад Аргияни – автор «Фатавы», которую называют «Фатава Аргияни» или же «Фатава имам», потому что её ахкамы взяты из книги имама Джувейни «Нихаят». Он родился в Аргияне в 454 году, затем переехал в Нисабур, учился фикху у имама аль-Харамейна, пока не ушёл с головой в науку, не стал поклоняющимся, дисциплинированным человеком с благим характером. Он умер в месяц Зуль Каада в 548 году.

 

Кадий Абуль Футтух

 

Навави сказал об Ибн Акаме бин Али Багдади: «Он один из достойнейших учёных последних веков, автор хороших сочинений, среди которых “Ахкамуль Хисан”, в этом маленьком томе можно найти пользу, которой нет в других книгах». Аснаи сказал: «Дети и внуки Абуль Футтуха были достойными учёными, благодаря которым люди получали пользу. Они распространили мазхаб Шафии в Йемене». Абуль Футтух умер в 550 году.

 

Абуль Макарим Руяни

 

Абуль Макарим Абдулла бин Али Руяни, известный как автор книги «Удда», является племянником Руяни – автора труда «Бахр». Знай же, читатель, что существует также автор другой «Удды» – это Абу Абдулла Хусейн бин Али бин Хусейн. Обе эти книги «Удда» хорошие. Имам Навави нашёл «Удду» Абу Абдуллаха, но не Абуль Макарима. А имам Рафии – наоборот, но, тем не менее, книга Абу Абдуллы дошла до него. Значит, если Навави ссылается на «Удду», то он имеет в виду «Удду» Абу Абдуллаха, а если на «Удду» ссылается Рафии, то её автор Абуль Макарим. А когда Рафии ссылается на «Удду» Абу Абдуллаха, то называет его имя: «От Хусейна Табари в его “Удде”…».

 

Шурайх Руяни

 

Кадий Абу Наср Шурейх бин Кадий Абдуль Карим бин Шейх Абуль Аббас – дед автора труда «Бахр». Шурейх является двоюродным братом автора «Бахр». Он был имамом в фикхе, а также кадием в г. Амуле в Табаристане. Шурейх написал много книг по фикху, среди которых «Равдатуль Ахкам ва Зинатуль Ахкам». Умер в Шаввале 505 года.

 

Продолжение следует, иншаАллах...

 


[1] Абу Али написал также книгу «Фаваид комментарий Мухаззаб».


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru