Яндекс.Метрика

Кто он?

 
Сегодня мы в Нишапу́ре, в лагере великого визиря Низама аль-Мулька, который из этого лагеря руководил более чем половиной мусульманских городов. Его дворец был всегда полон учёными. Но сегодня здесь больше людей, чем в другие дни, потому что сегодня день соревнований. Вы знаете о спортивных соревнованиях и посещаете их. Однако вы не знаете о научных состязаниях, которые в те времена назывались «муназара» – научные дискуссии. На них собирались люди, и за этим наблюдали эмиры. Некоторые дискуссии ограничивались одной областью науки, например, грамматикой, калямом или фикхом. Бывали дискуссии, одновременно охватывавшие множество областей наук. 
 
Диспут, о котором пойдёт речь сегодня, на самом деле уникален и удивителен, потому что это было состязание во всех сферах науки, и множество учёных оппонировали одному человеку, который пришёл в лагерь Низама аль-Мулька в первый раз.
 
Это был человек 33 лет. Однако, несмотря на молодой возраст, имя его гремело, а его сочинения были широко известны.
 
Темой первого дня был шафиитский фикх (вопросы усуля и фикха).
 
Собрались большие учёные фикха, и толпа людей слушала их. Также собрание посетил Низам аль-Мульк
 
Учёные задавали молодому человеку трудные вопросы, а он отвечал на них на удивление детально и тонко. Он же в свою очередь задавал им такие вопросы, на которые они не могли ответить. В конце концов все признали, что он является имамом в своём мазхабе, и дали ему присягу как лидеру шафиитов в тех краях.
 
Шёл второй день. Молодой человек начал дискутировать с мутакаллимами (учёными в области вероубеждения), а вы ведь знаете, что та эпоха была Золотым веком для науки калям, так как она в то время была плодом слияния шариата и философии, и эта наука была наивысшей вехой в образовании учёных той эпохи... Этот диспут был грандиозен по масштабу и длился несколько часов. Он закончился всеобщим присуждением ему предводительства мутакаллимами и признанием его исключительности, того, что он единственный в своём роде и нет ему равных среди мужей.
 
Третий день был назначен для диспута по греческой философии. И пришли философы, которые изучили труды Платона и Аристотеля, с гордостью, будто считали ниже своего достоинства спорить с этим юношей, который не читал (как они предполагали) книг по греческой философии и комментариев к ним авторства исламских философов. Шёл диспут, и они постепенно всё ослабевали и падали всё ниже, пока не убедились, что юноша-факих компетентней их в греческой философии и лучше понимает её, и они не вышли из диспута, пока не признали его превосходство в этих науках.
 
Общий диспут продолжался несколько дней, по итогам которых молодой человек победил всех соперников. К нему проявил интерес и сам Низам аль-Мульк, который основал университеты во многих мусульманских городах: в Балхе, в Нишапуре, в Герате, в Эсфахане, в Мерве, в Басре. Не успел молодой учёный покинуть собрание, как был издан указ о назначении его устазом в медресе Низамия в Багдаде.
 
Он отправился в Багдад, который на тот момент был главным городом на земле и центром халифата. Он дискутировал с учёными Багдада и одержал верх над всеми, и они признали его господство и главенство в знаниях.
 
Сейчас вы меня спросите, кто же этот учёный, и действительно ли у него было столько заслуг? Или же ты преувеличиваешь и фантазируешь? Откуда он пришёл? И как достиг всего этого? 
 
Поверьте, господа, я не преувеличиваю и не фантазирую, он превосходил мои описания и был одним из крупнейших исламских мыслителей и писателей. Он был наиболее сильным из тех, кто тезисно изложил основы греческой философии и наиболее сильным из тех, кто опроверг эту идеологию. Сначала он поддержал и подкрепил её, а затем ударил по ней так сильно, что она рассыпалась. Однако он не изучал философию у учителей, он сам читал и изучал книги по философии, потому что считал унижением для себя и своего разума опровергать какое-то направление или мнение, которое не понимал. А когда освоил философию, написал книгу «Позиции философов», и уже сами философы приступили к изучению этой книги, потому что увидели краткое изложение и понимание философии, которого не увидели в других книгах. Затем он написал книгу «Крушение позиций философов». Для философов это было как нокаут в боксе, после которого противник не может встать. 
 
У этого учёного была удивительная особенность – способность постичь любую идеологию и изложить её понятным языком, он сочетал доступное разъяснение с логической последовательностью.
 
Он выделялся среди других учёных одной особенностью – его жизнь была разделена пополам: одна часть – для разума, а другая – для сердца, и он был имамом и там, и там. Он преподавал в университете Низамия в Багдаде и написал удивительные книги – мыслители и факихи стремились и до сих пор стремятся прочитать их, – проявлял старание в поклонении, в размышлениях и написал книгу «Возрождение религиозных наук», которую стремились и стремятся изучить суфии.
 
А теперь вы узнали, кто он? Он – Довод Ислама, имам Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад Аль-Газали!
 
[Шейх Али ат-Тантави, «Риджалу мин Тарих», 275 стр.]
Источник: Al-aslein «الأصلين»

 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru