Яндекс.Метрика

Биографии учёных шафиитов - Учёные второй половины пятого века хиджры (2)

 

Вахиди

 

Абуль Хасан Али ибн Ахмад ибн Мухаммад Нисабури родом из города Саве (ныне город в Иране). Он был имамом в арабском языке и грамматике, устазом фикха и тафсира того времени. У него есть известные сочинения, такие как «Басит», «Васит», «Ваджиз». Именно у него позаимствовал имам Газали эти названия для своих книг. Вахиди также славился умением красиво слагать стихи. Умер в Нисабуре в месяце Джумад уль-Ахир в 468 году.

 

Абу Халяф Табари

 

Абу Халяф Мухаммад бин Абдульмалик бин Халяф Салями Табари учился фикху у устаза Абу Мансура Багдади и Каффаля. Умер в 477 году[1].

 

Абу Исхак Ширази

 

Шейх Абу Исхак Ибрахим бин Али бин Юсуф Ширази, Шейх уль-Ислам, опора великих учёных своего времени, самый аскетичный человек своей эпохи и самый увлечённый науками имам современности. Со всех концов света стремящиеся к знаниям приходили к нему и по суше, и по морю; к нему поступали вопросы с просьбой ответить на них. Он (да будет доволен им Аллах) говорил: «Когда я поехал в Хорасан, какой бы город или поселение я ни проезжал, среди кадиев я находил своих учеников». Иснаи сказал: «Однако вместе с этим он не владел никаким имуществом из мирского, его бедность доходила до того, что иногда у него не было ни еды, ни одежды. Он не совершил хадж по этой причине, хотя, если бы он пожелал этого, то амиры и визири предоставили бы ему эту возможность и взяли бы с собой. У него была приятная внешность, он всегда был приветлив, часто улыбался, хорошо относился к окружающим. Он знал много мудрых историй и стихотворений и часто в часы утомления на уроках рассказывал их. Шейх также был красноречивым поэтом».

Вот одно из его стихотворений:

 

Спросил я у людей о лучшем друге,

Сказали мне, что быть его не может.

Коль так, дружи со свободным –

Свободных от страстей ведь в наше время мало.

 

Он родился в селе Файрузабад, в окрестностях местности Шираз, в 393 году, рос и развивался там, затем поехал в Шираз и учился фикху у Абу Абдуллы Байдави и Али ибн Рамина, ученика Дарики, затем отправился в Басру и учился фикху у Джазари, после чего посетил Багдад, где получал знания по усулю у Абу Хатима Казвини и у кадия Абу Тайиба. Шейх умер в среду 21 числа месяца Джумад уль-Ахир в 476 году и похоронен [в Багдаде] на кладбище Баб Бараз.

 

Хабари

 

Абуль Хакам Абдулла ибн Ибрахим ибн Абдулла Хабари, относящийся к местности вблизи Шираза, был глубоко верующим человеком, следующим по пути тасаввуфа, учился фикху у шейха Абу Исхака Ширази и погрузился в науку наследства и арифметики. Составил по этим наукам прекрасные произведения, писал грамотно и красивым почерком. Он умер рано утром, в среду 22 числа месяца Зуль-Хиджа в 476 году, в год смерти своего шейха Абу Исхака. Передаётся, что в момент смерти он сидя переписывал Коран своей благословенной рукой, затем положил карандаш и сказал: «Клянусь Аллахом, эта смерть красивая и лёгкая», – и умер (да будет доволен им Аллах).

 

Ибн Сабаг

 

Абу Наср Абдусайид бин Мухаммад Багдади, известный как Ибн Сабаг, учился фикху у кадия Абу Тайиба, углубился в науку до такой степени что мог делать тарджих перед шейхом Абу Исхаком. Родился он в 400 году, а умер во вторник 13 дня Джумада аль-Уля в 477 году. Он был похоронен в четверг в своём доме, затем его перенесли на кладбище Баб уль-Харб. Его дом был домом знания. Его отец, сын дяди, сын сестры и один из его предков были красильщиками ткани (Саббаг).

 

Имам Харамейн

 

Зияуддин Абуль Маали Абдуль Малик бин шейх Абу Мухаммад Джувейни (территория современного Ирана, селениие Азазвар округа Джувейн, находящегося недалеко от Нисабура), известный как Харамейн – имам имамов своего времени, самородок той эпохи. Он родился 12 числа месяца Мухаррам в 409 году, изучал фикх у своего отца, а усуль – у Абу Касима Аскафа, ученика Исфараини.

Когда ему было 20 лет, его отец покинул этот мир, тогда преподавательское место своего отца занял имам Харамейн, пока его оттуда не сместил Фурани, который не смог надолго удержаться на своём посту, так как началась смута между мутазилитами и ашаритами, в которой мутазилиты одержали верх, как мы об этом говорили в биографии Фурани[2]. Из-за этого имам покинул Нисабур и поехал в Багдад, где находился некоторое время, затем поехал в Мекку, где находился четыре года и написал там книгу «Нихаят». Затем, после окончания смуты, шейх вернулся в Нисабур и занялся преподаванием, проповедью и работой с вакфом[3]. Благодаря своей работе он стал известен среди правителей и опубликовал книгу «Нихаят». 

 

Шейх был настолько скромным человеком, что сидящий с ним принимал его смущение за насмешку. Он обладал настолько мягким сердцем, что начинал плакать, когда ему что-то говорили или после размышления [об Аллахе], а также при погружении в науку тасаввуфа и тазкия нафс.

 

Он жил так, пока его не постигла болезнь и жар не начал усиливаться, для лечения его отнесли на носилках [в Буштанкан], село в окрестностях Нисабура, где он покинул этот мир в ночь среды после ночной молитвы, в 25 день Раби уль-Ахира в 478 году, когда ему было 59 лет. Заупокойную молитву за него совершил его сын Абуль Касим, похоронили его в этом же селении. Через два года его перезахоронили рядом с его отцом.

 

У имама было 400 учеников. После его смерти они [от скорби] сломали чернильницы и разрушили его минбар.

 

Имама называли «Харамейн», потому что он был имамом в Мекке, пока находился там, а когда он посещал могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), жители Медины попросили его остаться, и он пребывал там 14 дней.

 

Мутавалли

 

Абу Саид Абдуррахман бин Мамун Нисабури учился фикху у Фурани в Мерве, в Марварузе – у кадия Хусейна, а в Бухаре – у Абу Сахль Абюрди. Он глубоко изучал различные науки и написал такие книги, как «Усулю дин» по мазхабу имама Ашари, «Хиляф» и «Мухтасар» – о наследстве, а также «Татимма», резюмируя книгу Фурани и дополняя некоторые шариатские решения, поэтому её называют «Татимма (завершающая) Ибану», но он не закончил эту книгу, остановился на главе о воровстве, впоследствии группа учёных завершила её. Шейх поехал в Багдад и преподавал там после того, как ослеп шейх Ибн Саббаг. Он покинул этот мир в ночь пятницы 18 числа месяца Шавваль в 478 году, похоронен на кладбище Баб уль-Бараз в Багдаде. Ибн Хилликан сказал: «Я не нашёл причины, по которой он был назван Мутавалли».

 

Нихи

 

Абу Мухаммад Хасан бин Абдуррахман Нихи относится к Них – местности в Сиджистане. Шейх был учеником кадия Хусейна, который был достойным имамом и знатоком мазхаба Шафии, его звали Ибрахим Марвази (либо Марварузи). Умер Нихи в 480 году. 

 

Джурджани

 

Автор книги «Муаят», Абуль Аббас Ахмад бин Мухаммад бин Ахмад Джурджани был кадием и шейхом шафиитов в Басре, был известен в своё время как знаток литературы. Он учился фикху у шейха Абу Исхака, написал книги «Муаят», «Балага», «Тахрир» (это не та книга, которая известна как «Тахрируль Фатава», принадлежащая перу Валиюддина Ираки – одного из поздних учёных второй половины седьмого века.

 

Джурджани умер в 482 году.

 

Абуль Музаффар Самани

 

Абуль Музаффар Мансур бин Мухаммад Тамими Марвази Ханафи (затем Шафии) был известен как Самани. Его отец был ханафитским имамом, у него училось фикху много людей, в том числе его сын. Абуль Музаффар учился до тех пор, пока не перешёл в мазхаб Абу Ханифы, не стал опорой и выдающейся личностью этого мазхаба. Он был ханафитом в течение 30 лет.

 

В хадже он увидел сон, по причине которого и перешёл в мазхаб Шафии. Он открыто заявил об этом в присутствии последователей этих двух мазхабов. Из-за этого содрогнулся город Мерв, разразилась смута, начались столкновения. Он пытался приехать в Мерв, пока не получил письмо с угрозой от правителя города. Поэтому он поехал в город Тус в сопровождении учёных шафиитского мазхаба, там его окружали правители и алимы, которые учились у него. Он находился в Тусе, пока не стал известен, после чего направился в Нисабур, где он также вошёл в круг учёных. После того как смута в Мерве стихла, он отправился в родной город, став более известным, чем прежде, много народа собралось для обучения у него. Он умер в пятничный день 23 дня месяца Раби уль-Авваль в 489 году. Саман – это один из родов Бану Тамим[4].

 

Шейх Абуль Фатх Макдиси

 

Шейх Абуль Фатх Наср бин Ибрахим Макдиси – шейх шафиитов в Шаме, автор многих известных сочинений и крепко державшийся своей религии человек. Фикху он учился у Сулейма Рази. Он некоторое время находился в Байт уль-Макдис, затем переехал в Шам, где стал настолько известен, что его посетил султан, но он не встал при его входе, даже не повернулся к нему. Шейх не принимал подарков ни от кого, а пропитание получал благодаря своему хозяйству в Наблусе, где он занимался земледелием. Когда Газали приехал в Дамаск, он посещал его уроки для бараката. Макдиси умер во вторник, 9 Мухаррама в 490 году, когда ему было 83 года, похоронен в Дамаске на кладбище Бабу Сагир.

 

Абу Саид Истирабази

 

Абу Саид Мухаммад бин Абдуррахман Истирабази учился в Нисабуре у Насыра Умейри, затем поехал в Марваруз и учился у кадия Хусейна, а также долгое время учился у имама Харамейна [и стал его близким учеником]. Он умер в середине месяца Шавваль в 490 году.

 

Абдари

 

Абуль Хасан Али бин Саид бин Абдуррахман Багдади, известный как Абдари, относился к роду Абду Ддар[5]. Учился у имама Ширази, пока не углубился в мазхаб и не стал «асхабуль вуджух». Он умер в Багдаде в 493 году хиджры.

 

Абуль Фарадж Сархаси

 

Абуль Фарадж Абдуррахман бин Ахмад Сархаси, также известный как «аз-Заз» – крупный имам Ислама, воспитывавший таких же личностей в шафиитском мазхабе. К нему стекались имамы со всего халифата, он был глубоко религиозным и богобоязненным человеком, остерегавшимся сомнительного в еде и одежде. Иснаи сказал: «Он не ел рис, потому что при засевании ему требуется много воды, а Сархаси не хотел притеснять других людей тратой воды». Он был учеником кадия Хусейна. Шейх умер в Мерве в месяц Раби уль-Ахир в 494 году.

 

Абуль Хасан Уббади

 

Абуль Хасан бин Устаз Абу Асим Уббади (ранее шла речь о его отце) – автор книги «Ракам», был одним из достойнейших хорасанцев, умер в Джумад аль-Уля в 495 году в возрасте 80 лет.

 

Абу Наср Банданиджи

 

Абу Наср Мухаммад бин Хиббатуллах бин Сабит Банданиджи был одним из известнейших учеников шейха Абу Исхака, был известен как факих Харама, потому что он находился в Хараме около 40 лет. Он совершал умру в месяц Рамадан тридцать раз, в неделю по 600 раз читал суру Ихляс. Он умер в Йемене[6] в 495 году[7].

 

Абу Абдулла Хусейн Табари

 

Абу Абдулла Хусейн бин Али Табари преподавал в медресе «Низамия» до имама Газали, написал небольшую книгу «Удда» в Мекке, да почтит Аллах этот город. Шейх учился у Насыра Умари, умер в Мекке в последнюю декаду Шабана в 498 году. Абу Абдулах Табари известен как автор книги «Удда», об этом сказал Абуль Макарим Руяни (о нём мы расскажем позже в соответствующей главе).

 

Абу Саад Харави

 

Кадий Абу Саад Мухаммад бин Ахмад бин Абу Юсуф Харави учился у Абу Асима Уббади, написал комментарий к книге «Адаб Кудат Уббади», это полезная книга, которую он назвал «Ишраф». На эту книгу ссылается Руяни, где-то он говорит о ней прямо, а где-то говорит: «Так сказали некоторые ученики Уббади». Шейх пал шахидом вместе со своим сыном в главной мечети Хамзана в месяце Шабан в 488 году, он был кадием в этом городе.

 

Сайид Руяни

 

Об Исмаиле бин Шейхе Абуль Аббас Руяни мы говорили прежде[8]. Сайид написал множество книг по фикху, я не нашёл точной даты его смерти, известно только, что он умер в этом столетии.

 

Абу Махляд Басри

 

Абу Махляд – обладатель истинной проницательности и широкого ума. Где-то он известен как Абу Махляд Басри, а где-то – как автор труда «Нафаис», он умер в тот же год, когда умер отец Руяни.

 

Муваффик ибн Тахир

 

Муваффик ибн Тахир ибн Яхья – автор комментария к «Мухтасару» шейха Абу Мухаммада. Он был аскетичным факихом родом из Нисабура. Умер в 494 году.

 

Абуль Фатх Харави

 

Абуль Фатх Амр ибн Абдулла Харави был учеником имама Харамейна. Рафии в начале главы «Судейство» говорит, что Абуль Фатх Харави сказал: «У всех наших учёных единое мнение относительно того, что у простого человека нет мазхаба». Он умер в 493 году.

 

Ибн Юнус

 

Ахмад ибн Юнус Казвини – ученик Абу Саада Харави, о нём ничего не известно, кроме того, что он умер в этом столетии. О нём написано в книге «Азиз» имама Рафии, а также во многих других книгах мазхаба.

 

Продолжение 

 


[1] Субки сказал: «Он факих и суфий, я прочитал его книгу по тасаввуфу "Сальватуль Арифин", она прекрасна, очень меня поразила».

[2] Имам аль-Джувейни был вынужден покинуть Нисабур, когда правитель-антропоморфист аль-Кундури, мутазилиты и склонявшиеся к шиизму ханафиты проклинали сподвижников и имама аль-Аш’ари со всех минбаров, каждую пятницу во время джум’а. Среди тех, кого схватили и посадили в тюрьму или вынудили уехать, были Абу Сахль аль-Бастами, Аль-Фурати, Абуль-Касым аль-Кушайри, Аль-Байхаки и другие шафииты.

[3] При визире Низаме аль-Мульке, прекратившем преследования ашаритов, Джувейни вернулся в Нисабур, где было учреждено медресе Низамия. Джувейни получил от Низама аль-Мулька пост руководителя этого медресе, который он занимал до конца своей жизни. Среди его учеников в Низамие был Абу Хамид Аль-Газали.

[4] Основные свои труды он написал после перехода в шафиитский мазхаб: «Тафсир Самани» в трёх томах, «Интисар» и «Кавати» по усуль аль-фикху. У него также был внук Абдулкарим ибн Мухаммад Самани, известный своей книгой «Ансаб».

[5] Родом он из Андалусии, был приверженцем мазхаба Ибн Хазма, учился у него, а Ибн Хазм также учился у своего ученика, но когда он поехал в Багдад, то перешёл в мазхаб имама Шафии.

[6] Более достоверна информация, что он умер в Мекке.

[7] Более достоверна информация, что он умер в 475 году.

[8] Он также является отцом Абдуль Вахида Руяни, автора труда «Бахр», о котором мы скажем позже.

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru