Биографии учёных шафиитов - Учёные второй половины пятого века хиджры (1)
- Категория: Истории
- Создано 17.02.2020 18:49
- Автор: Абу Бакр Хидаятуллах аль-Хусайни
Учёные второй половины пятого века хиджры
Аль-Байхаки
Абу Бакр Ахмад бин Хусейн бин Али Аль-Байхаки, факих, знаток основ религии, познавший Аллаха, богобоязненный, аскет, защитник мазхаба Шафии изучал хадис у Хакима, а фикх – у Насыра Умари.
Аль-Байхаки обладал глубоким умом и объективностью в знаниях, а также написал множество прекрасных работ. Он обладал нравом настоящего учёного, довольствующегося малым в этом мире, был богобоязнен и аскетичен.
Имам Харамайни сказал о нём: «Нет ни одного шафиита, который не был бы в долгу перед имамом Шафии, кроме аль-Байхаки, он же, напротив, оказал услугу самому имаму Шафии и всем шафиитам, написав труды в поддержку его мазхаба, а также о достоинствах самого имама Шафии»[1].
Он родился в местности Байхак, в деревне под названием Хосровйирт (местность на территории современного Ирана) в месяце Шаъбан в 384 году хиджры. В молодости он покинул свою родину ради знаний, затем вернулся и написал множество книг. Затем направился в Нисабур для распространения знаний, находился там некоторое время, преподавал по своим книгам. После чего он вернулся в Байхак, через некоторое время вновь переехал в Нисабур и там покинул этот мир в 458 году хиджры. Его тело перевезли и похоронили в родном городе, в области Байхак.
Абу Асим Уббади
Кади Абу Асим Мухаммад бин Ахмад бин Мухаммад бин Абдуллах бин Уббад Аль-Харави, известный как Уббади, был имамом и обладал тонким умом, учился у многих факихов, также у него учились многие последующие факихи.
Уббади написал такие прекрасные книги, как «Мабсут», «Хади», «Зиядат», «Зиядату зиядат» и «Табакатуль фукаха». К его учителям относился устаз Абу Тахир Зияди, как передал Рафии в начале раздела «Преступления» [в своей книге «Азиз»]. Рафии сказал: «Абу Асим Уббади передал от своего учителя Абу Тахира Зияди, тот – от своего шейха устаза Абу Валида, а тот – от своего шейха Ибн Сурейджа, что человек, принудивший кого-то к убийству, не несёт за это кысас (наказания)».
Уббади (да помилует его Аллах) умер в месяце Шавваль в 458 году хиджры в возрасте 83 лет.
Аль-Фурани
Абуль Касим Абдуррахман бин Мухаммад бин Фуран Аль-Марвази Аль-Фурани учился у Каффаля, пока не преуспел во всех науках и не стал шейхом-шафиитом в Мерве. Он написал много трудов, в частности, «Ибана» и «Умда». У него получали знания многие учёные, к ним относится и Мутавалли[2], который много хвалил своего шейха в начале своей книги по фикху.
Имам Харамайни порицал его из-за произошедшего между ними конфликта. Когда до Фурани дошла весть о смерти отца имама Харамайни шейха Абу Мухаммада, он приехал в Нисабур, чтобы занять его преподавательское место и издавать фетвы. Имам подумал, что Фурани приехал для соболезнования, но когда Фурани объяснил истинную причину своего приезда, между ними произошёл конфликт, и имам Харамайни был недоволен Фурани. [И тогда этот пост занял сам имам, он находился на нём два года, пока не произошла смута между мутазилитами и ашаритами], Фурани же вернулся в Мерв, где и покинул этот мир в месяце Рамадан в 461 году хиджры.
И знай, что имам Харамайни не называет имени Фурани, когда передаёт его слова, и когда он говорит «в некоторых книгах» или же «сказали некоторые учёные», то под этими выражениями подразумевается Фурани.
Кади Хусейн
Имам, исследователь, Кадий Хусейн Абу Али бин Мухаммад бин Ахмад Марварузи – один из крупных учеников Каффаля, имам Рафии сказал о нём в книге «Тахзиб»: «Он являлся учеником Аль-Фараймани, который исследовал тонкие вопросы, его прозвали чернилами имамов».
Он умер после ночного намаза в ночь среды 13 числа месяца Мухаррам в 462 году.
Хатыб аль-Багдади
Хафиз Абу Бакр Ахмад бин Али Хатиб аль-Багдади учился фикху у Махамили, Кади Абу Тайиба, а также получил пользу от шейха Абу Исхака. Аль-Багдади преуспел в науке хадиса и стал в ней хафизом своего времени. Он написал более пятидесяти книг.
Он был богобоязненным и аскетичным человеком, прочитывал Коран полностью каждые сутки, также у него был красивый почерк.
Хатыб аль-Багдади родился в Багдаде в месяце Джумадуль Ахира в 392 году. Когда он преуспел в науке хадиса, ему пришлось покинуть Багдад из-за смуты Арслана Турки. Арслан, известный как Сабури[3], [который был мамлюком по происхождению], являлся главой турков в Багдаде, он вышел против Аббасидского халифа. Хатыб Аль-Багдади приехал в Дамаск и жил там шесть лет. Это было во время правления Фатимидов. В то время в Дамаске халиф приказал изменить в азане слова «спешите на молитву» на «спешите на лучшее дело», против чего и выступил Хатыб, порицая его. По причине этого власти начали притеснять его и планировали убить его, но им не удалось совершить задуманное.
Хатыб отправился в город Сур (ныне Тур в Ливане), город на побережье Дамаска, учился там некоторое время, затем вернулся в Багдад, где жители его встретили с почётом, и он занимался распространением знаний, пока не умер в понедельник, 7 числа Зуль Хиджа в 463 году. Похоронен он рядом с могилой праведника Бишра аль-Хафи. Среди тех, кто нёс его джаназа, был шейх Абу Исхак Ширази. Хотя Абу Исхак и был его учителем, он получил много пользы от своего ученика, и даже узнавал у него некоторые решения относительно хадисов.
Абу Раби Илаки
Абу Раби Тахир бин Мухаммад бин Абдуллах Илаки учился фикху в Мерве у Каффаля, в Бухаре – у Халими, в Нисабуре – у Зияди, знание усуля получал у устаза Абу Исхака Исфараини. Он умер в 465 году. Илак – деревня в окрестностях Шаша (Ташкента), в которой жило тюркоязычное население.
Абуль Фадль Махувани
Абуль Фадль Мухаммад бин Абдурраззак Аль-Махувани был крупным и достойным имамом, погружённым в знания. Учился фикху у Абу Тахира Синджи. Умер в 467 году. Махуван – деревня в окрестностях Мерва.
[1] Имам Захаби также сказал о нём: «Если бы имам аль-Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он обладал всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)».
[2] Абу Саад Мутавалли умер в 478 г., написал книгу «Татимма» в качестве комментария к «Ибану» Фурани.
[3] Согласно более достоверному мнению, он был известен как Басасири.