Яндекс.Метрика

Абу Исхак аль-Исфирайини

Устаз Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Махран аль-Исфирайини аш-Шафии, шафиитский факих, муджтахид, имам мутакаллимов-ашаритов.

 

Его учителя и ученики

 

Хафиз аз-Захаби писал в «Сияр»: «Он слушал хадисы от Да’ляджа ас-Сиджзи, Абдул-Халика ибн Абу Равба, Абу Бакра Мухаммада ибн Абдуллаха аш-Шафии, Мухаммада ибн Яздада ибн Мас’уда, Абу Бакра аль-Исмаили, Удды. От него передавали: Абу Бакр аль-Байхаки, Абуль-Касим Кушайри, Абу Таййиб ат-Табари, Абу Санабиль Хиббату Ллахи ибн Абу Сахбаъ и другие».

 

Также среди его учеников был устаз Абу Мансур Абдул-Кахир аль-Багдади, автор книг «аль-Фарк байналь-фирак» и «Усулюддин».

 

Хафиз Ибн Асакир писал в «Табйин», что имам Абу Исхак аш-Ширази говорил: «Абу Исхак аль-Исфарайини был факихом, мутакаллимом, специалистом в усуле. У него учился наш шейх Кади Абу Тайиб науке усуль аль-фикх в Исфараине и от него науку калям и усуль взяли все ученые Найсабура (Нишапур)».

 

Ибн Халликан писал в своем труде по истории: «Его собрания часто посещал Абуль-Касим аль-Кушайри. И очень часто в своих трудах от него передавал хафиз Абу Бакр аль-Байхаки, да смилуется Аллах над ними всеми».

 

Его труды

 

Хафиз Ибн Касир писал в «Табакат Шафиийин»: «Ему принадлежат множество книг, в число которых входит «Джамиуль Хулийи» по усулю и «Радд аля аль-муляхидин» в пяти томах, также примечания по усулю».

 

Случаи из жизни

 

Имам Абу Музаффар аль-Исфарайини привел следующий случай в книге «Табсир фи ддин»: «Некоторые последователи карамитов на собрании Махмуда ибн Сабкаткина – султана своего времени – спросили имама их времени Абу Исхака аль-Исфарайини, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого вопроса: «Разрешается ли говорить, что Аллах, свят Он и велик, над Троном и что трон – Его место?» Он ответил: «Нет», и вынув руки, поставив одну над другой, сказал: «Нахождение чего-либо над чем-либо бывает в таком виде, и исходя из этого это (то что на верху) должно быть подобным (в форме тому, что под ним) или же больше него или же меньше него. И также необходимо, что бы был тот, кто определил бы ему это. А все что определено, кончается (то есть имеет конец), а то, что кончается, не бывает Богом, так как оно требует, чтобы был тот, кто определил его и также конец, а все это присуще творениям». После этого они не смогли ему ответить. Затем они стали натравлять против него народ, что даже самому султану пришлось отогнать их от него».

 

Также имам ибн ас-Субки упомянул в «Табакат» дискуссию между устазом Абу Исхаком аль-Исфарайини и мутазилитом кади Абдул-Джаббаром: «Абдул-джаббар сказал в начале, когда сел для диспута: “Свят тот, Кто чист от скверности”. Затем устаз сказал отвечая ему: “Свят тот в Чьем владении не происходит ничего кроме того, что он пожелает”. Затем Абдул-джаббар сказал: “Захочет ли наш Господь, чтобы мы ослушались его?” Устаз сказал: “Заставляет ли наш Господь насильно ослушаться его?” Абдул-джаббар сказал: “Как ты думаешь, если Аллах удержал меня от истины и предписал мне верооступничество, Он поступил хорошо по отношению мне или плохо?” Устаз сказал: “Если он удержал тебя от того, что было твоим, то он поступил плохо, а если же он удержал тебя от того, что принадлежит ему то, он тот, кто награждает своей милостью кого пожелает. И замолчал Абдул-джаббар».

 

Смерть устаза

 

Имам ан-Навави писал в «Тахзиб аль-асма ва люгат»: «Абу Салих аль-Муаззин сказал: «Я слышал Абу Хатима аль-Абдави, как он говорил: «Устаз Абу Исхак говорил мне, когда он возвратился из Исфарайина: “Я очень желаю умереть в Найсабуре”, после этих слов через пять месяцев в день Ашура 418 года он и умер, и за ним намаз сделал имам аль-Муваффик». Он также сказал: «Пользы от него, его достоинства, его изречения, его книги превыше того, чтобы их, возможно, было написать в томах».

 

Высказывания ученых о нем

 

Имам, шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг. х) писал:

 

أبو إسحاق الإسفراينى الفقيه:من أصحابنا أصحاب الوجوه، تكرر ذكره فى الوسيط والروضة، ولا ذكر له فى المهذب، ويقال له: الأستاذ أبو إسحاق، هو إبراهيم بن محمد بن إبراهيم بن مهران الأستاذ الأسفراينى الإمام فى الكلام، والأصول، والفقه، وغيرها.

قال الحاكم أبو عبد الله النيسابورى فى تاريخ نيسابور: هو الفقيه الأصولى المتكلم المقدم فى هذه العلوم، الزاهد، انصرف من العراق بعد المقام بها، وقد أقرَّ له العلماء بالعراق وخراسان بالتقدم والفضل، واختار الوطن إلى أن خرج بعد الجهد إلى نيسابور، وبنيت له المدرسة التى لم يبن بنيسابور قبلها مثلها، ودرَّس فيها، وحدَّث، سمع بنيسابور الشيخ أبا بكر الإسماعيلى وأقرانه، وبالعراق أبا بكر الشافعى، ودعلج بن أحمد وأقرانهما.وقال أبو بكر السمعانى: حدَّث عنه المتقدمون من العلماء.

قال الإمام أبو الحسن عبد الغافر بن إسماعيل الفارسى: كان الأستاذ أبو إسحاق الإسفراينى أحد العلماء الذين بلغوا حد الاجتهاد لتبحره فى العلوم، واستجماعه شروط الإمامةمن العربية، والفقه، والكلام، والأصول، ومعرفته بالكتاب والسنة. قال: وكان من المجتهدين فى العبادة، المبالغين فى الورع.

وكان الأستاذ أحد الثلاثة الذين اجتمعوا فى عصر واحد على نصر مذهب الحديث والسنة فى المسائل الكلامية، القائمين بنصرة مذهب الشيخ أبى الحسن الأشعرى، وهم الأستاذ أبو إسحاق الإسفراينى، والقاضى أبو بكر الباقلانى، والإمام أبو بكر بن فورك، وكان الصاحب بن عباد يثنى عليهم الثناء الحسن، مع أنه معتزلى مخالف لهم، لكنه أنصفهم.

 

«Абу Исхак аль-Исфарайини – наш шафиитский факых из числа “асхаб аль-вуджух”. О нем несколько раз упомянуто в книгах «Васит» и «Равда», но в книге «Мухаззаб» о нем не упомянуто. Устаз Абу Исхак это – Ибрахим ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Махран, устаз из Исфараина. Имам в науках калям, усуль, фикх и других науках.

 

Аль-Хаким Абу Абдуллах ан-Найсабури сказал в «Тарих Найсабур»: «Он факих, специалист по усулю, мутакаллим и был лучшим в этих науках. Он был аскетом, покинул Ирак после поселения там, и ученые Хорасана и Ирака признали, что он был лучшим. После он поселился на своей родине, а потом переехал в Найсабур. Там ему построили медресе, до него не было там построено подобного медресе. Преподавал там, также учил хадисам. Он слушал в Найсабуре хадисы от шейха Абу Бакр аль-Исмаили и его современников, а в Ираке от Абу Бакра аш-Шафии и Да’ляджа ибн Ахмада и их современников».

 

Абу Бакр ас-Сам’ани сказал: «От него передавали предшествующие ученые».

 

Имам Абуль-Хасан Абдул-Гафир ибн Исмаил аль-Фаси сказал: «Устаз Абу Исхак аль-Исфарайини был одним из ученых, которые достигли степени иджтихада из-за глубоких знаний, и потому что в нем собрались все условия имама будь-то: фикх, калям, наука усуль, знание Корана и Сунны». Он также сказал: «Он был усердным в поклонении и в высшей степени набожным».

 

Устаз был одним из трех, которые объединились в свое время для помощи пути хадиса и сунны в вопросах вероубеждения, и которые помогали мазхабу шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари. И они – устаз Абу Исхак аль-Исфарайини, кади Абу Бакр аль-Бакилляни, и имам Абу Бакр ибн Фурак.

 

Сахиб ибн Аббад красиво и хорошо восхвалял его, вместе с тем, что сам был мутазилитом, который противоречил ему (в основах), но все-таки он был самым справедливым из них (мутазилитов)».

 

[«Тазхиб аль-асмау ва люгат», 2/169]

 

Хафиз Ибн Асакир (499-571 гг. х) писал:

 

وَحكى لي من أَثِق بِهِ أَن الصاحب ابْن عباد كَانَ إِذَا انْتهى إِلَى ذكر الباقلاني وابْن فورك والإسفرايني وَكَانُوا متعاصرين من أَصْحَاب الْأَشْعَرِيّ قَالَ لأَصْحَابه ابْن الباقلاني بَحر مغرق وابْن فورك صل مطرق والإسفرايني نَار تحرق وَكَأن روح الْقُدس نفث فِي روعه حَيْثُ أخبر عَن حَال هَؤُلَاءِ الثَّلَاثَة بِمَا هُوَ حَقِيقَة الْحَال فيهم وفوائد هَذَا الإِمَام وفضائله وَأَحَادِيثه وتصانيفه أَكثر وَأشهر من أَن تستوعب فِي مجلدات فضلا عَن أطباق وأوراق

 

«Мне рассказал тот, кому я доверяю, что Сахиб ибн Аббад (мутазилит), когда доходил до упоминания аль-Бакиляни, Ибн Фурака и аль-Исфарайини, а они были его современниками из числа ашаритов, он говорил своим последователям: «Ибн аль-Бакиляни океан, в котором можно утонуть, Ибн Фурак выкованный меч, а аль-Исфарайини обжигающий огонь». И как будто ангел Джибриль внушил в его сердце состояние этих трех в таком виде как это и есть на самом деле.

 

Пользы этого имама, его достоинств, его изречений и книг много и они известны и не возможно их собрать в тома, не говоря уже о листках».

 

[Ибн Асакир, «Табйин казб аль-муфтари»]

 

Имам Абу Са’д ас-Сам’ани (506-562 гг. х) писал:

 

ابو إسحاق إبراهيم بن محمد بن إبراهيم بن مهران الأسفرايينى الأستاذ الإمام، أحد من بلغ حد الاجتهاد من العلماء المتبحرة في العلوم واستجماعه شرائط الإمامة من العربية والفقه والكلام والأصول ومعرفة الكتاب والسنة،

 

«Абу Исхак аль-Исфарайини – устаз, имам, один из тех, кто достиг степени иджтихада, из ученых которые глубоко изучили знания и в которых были собраны все условия имама – знание арабского языка, фикх, калям, усуль, и знание Корана и Сунны».

 

[«Аль-Ансаб», 1/225]

 

Хафиз Абу Амр ибн Салях (577-643 гг. х) писал:

 

وَذكره الإِمَام أَبُو بكر مُحَمَّد بن مَنْصُور الْمروزِي فَقَالَ: الْأُسْتَاذ، الإِمَام، الْفَقِيه على مَذْهَب الشَّافِعِي، الْمُتَكَلّم على مَذْهَب الْأَشْعَرِيّ، أَقَامَ بنيسابور مُدَّة يدرس وَيعلم، ثمَّ رَجَعَ إِلَى إسفرايين، وَتُوفِّي بهَا سنة ثَمَانِي عشرَة وَأَرْبع مئة.

وَلَيْسَ كَمَا قَالَ، بل توفّي بنيسابور، وَحمل إِلَى إسفرايين، كَذَلِك ذكره الْحَافِظ أَبُو صَالح الْمُؤَذّن.

وَكَانَ الْأُسْتَاذ أَبُو إِسْحَاق رَحمَه الله نصارا لطريقة الْفُقَهَاء فِي أصُول الْفِقْه، ومضطلعا بتأييد مَذْهَب الشَّافِعِي فِيهَا فِي مسَائِل مِنْهَا أشكلت على كثير من شافعية الْمُتَكَلِّمين حَتَّى جبنوا عَن مُوَافَقَته فِيهَا، كَمَسْأَلَة نسخ الْقُرْآن بِالسنةِ، وَمَسْأَلَة أَن الْمُصِيب وَاحِد حَتَّى كَانَ يَقُول: القَوْل بِأَن كل مُجْتَهد مُصِيب؛ أَوله سفسطة، وَآخره زندقة، وَلم يكن يصحح الْحِكَايَة عَن الشَّافِعِي رَضِي الله عَنهُ فِي أَن ذَلِك قَول لَهُ.

 

Упомянул его имам Абу Бакр Мухаммад ибн Мансур аль-Марвази сказав: «Имам, шафиитский факих, ашаритский мутакаллим. Жил в Найсабуре некоторое время, преподавая и обучая знаниям, затем возвратился в Исфараин и умер там 418 году».

 

Но это не так как он сказал, наоборот он умер в Найсабуре, потом его отнесли в Исфараин, так об этом упомянул Хафиз Абу Салих аль-Муаззин.

 

Устаз Абу Исхак, да смилуется над ним Аллах, был помощником пути факихов в науке усуль аль-фикх, возлагавшим на себя подкрепление шафиитского мазхаба в усуле в вопросах которые были проблемными для многих шафиитов мутакаллимов до такой степени, что они боялись согласиться с ним в этом как, например, в вопросах отмены решения Корана сунной, также, что правым бывает только один, даже он говорил: «Мнение, что каждый муджтахид прав, - начало его софистка, а конец ересь», но он не установил достоверность рассказа от имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, что это было его мнением».

 

[«Табакат аль-фукаха аш-шафиийя»]

 

Шафиитский ученый, кади Ибн Халликан аль-Ирбили (608-681 гг. х) писал:

 

أبو إسحاق إبراهيم بن محمد بن إبراهيم بن مهران الإسفرايني الملقب بركن الدين، الفقيه الشافعي المتكلم الأصولي؛

 

«Абу Исхак аль-Исфарайини, получил прозвище “рукн ад-дин” – опора религии. Шафиитский факых, мутакаллим, специалист по усулю».

 

[«Вафият аль-а’йян»]

 

Имам Абдуллах ибн Саид аль-Яфии аль-Йамани аш-Шафии (698-768 гг. х) сказал о нем:

 

الإمام الكبير الأستاذ الشهير أبو إسحاق الأسفرائيني، ابراهيم بن محمد بن ابراهيم بن مهران، الأصولي المتكلم الفقيه الشافعي، أحد الأعلام، صنف التصانيف.

 

«Крупный имам, известный устаз, Абу Исхак аль-Исфарайини. Специалист в усуле, мутакаллим, шафиитский факых, один из величественных, автор книг».

 

[Аль-Яфии, «Миръат аль-Джинан»]

 

Имам Салахуддин ас-Сафади (696-764 гг. х) сказал о нем:

 

أَبُو إِسْحَاق الإِسْفِرَايِينِيّ الشَّافِعِي الْأَشْعَرِيّ إِبْرَاهِيم بن مُحَمَّد بن مهْرَان الْأُسْتَاذأَبُو إِسْحَاق الإِسْفِرَايِينِيّ الأصولي الْمُتَكَلّم الْأَشْعَرِيّ الْفَقِيه الشَّافِعِي الإِمَام إِمَام أهل خُرَاسَان ركن الدّين أحد من بلغ رُتْبَة الِاجْتِهَاد لَهُ التصانيف المفيدة

 

«Абу Исхак аль-Исфарайини аш-Шафии аль-Аш’ари – специалист в усуле, ашаритский мутакаллим, шафиитский факых, имам жителей Хорасана, опора религии, один из тех, кто достиг степени иджтихада, ему принадлежат полезные книги».

 

[«Аль-Вафи биль-вафийят», 2/254]

 

Исламский историк Ибн аль-Варди (691-749 гг. х) писал:

 

وفيهَا: توفّي الْأُسْتَاذ أَبُو إِسْحَاق إِبْرَاهِيم بن مُحَمَّد بن إِبْرَاهِيم بن مهْرَان الإِسْفِرَايِينِيّ ركن الدّين الْفَقِيه الشَّافِعِي الْمُتَكَلّم الأصولي، أَخذ عَنهُ الْكَلَام عَامَّة شُيُوخ نيسابور، صنف ورد على الْمُلْحِدِينَ وَبلغ الِاجْتِهَاد لتبحره وَاخْتلف إِلَيْهِ الْقشيرِي وَأكْثر الْبَيْهَقِيّ من الرِّوَايَة عَنهُ.

 

«Устаз Абу Исхак аль-Исфарайини – “рукну ад-дин” – опора религии, шафиитский факих, мутакаллим, специалист в науке усуль. От него взяли калям все шейхи Нишапура. Составил книги и опровержения против еретиков. Он достиг степени иджтихада из-за глубоких знаний. Его посещал аль-Кушайри и аль-Байхаки много передавал от него».

 

[«Тарих ибн аль-Варди», 1/327]

 

Хафиз аз-Захаби (673-748 гг. х) писал:

 

أبو إسحاق الإسفراييني الإمام العلامة الأوحد ، الأستاذ، أبو إسحاق ، إبراهيم بن محمد بن إبراهيم بن مهران ، الإسفراييني الأصولي الشافعي ، الملقب ركن الدين . أحد المجتهدين في عصره ، وصاحب المصنفات الباهرة .

وبُنيت له بنيسابور مدرسة مشهورة . توفي بنيسابور يوم عاشوراء من سنة ثماني عشرة وأربع مائة .

 

«Абу Исхак аль-Исфарайини, имам, алляма, единственный в своем роде, устаз, усулий, шафиит, прозванный опорой религии – “рукн ад-дин”. Он был одним из муджтахидов своего времени. Автор превосходных трудов. Ради изучения хадисов совершил путешествие.

Ему в Найсабуре построили известное медресе, и он умер в Найсабуре в день Ашура 418 года».

 

[Аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля»]

 

Имам Таджуддин ас-Субки (727-771 гг. х) в «Табакат» писал:

 

أحد أئمة الدين ، كلاما ، وأصولا ، وفروعا ، جمع أشتات العلوم ، واتفقت الأئمة على تبجيله ، وتعظيمه ، وجمعه شرائط الإمامة.قال عَبْد الغافر: وكان ثقة ثبتا فِي الحديث.

 

«Один из имамов этой религии в каляме, усуле, фикхе, и других науках. Имамы единогласны на его превосходстве, величии, и том, что в нем были собраны все условия имамамства.

 

Абдул-Гафир аль-Фариси сказал: «Он был надежным в хадисе»».

 

[Ибн ас-Субки, «Табакат шафиийя аль-кубра»]

 

Хафиз Ибн Касир (701-774 гг.х) писал:

 

الأستاذ ركن الدين أبو إسحاق الإسفرايينيالمتكلم الأصولي الفقيه الشافعي، شيخ أهل خراسان، يقال: إنه بلغ رتبة الاجتهاد، وله المصنفات الكبيرة الكثيرة منها (جامع الحلي) في أصول الدين، و (الرد على الملحدين) في خمس مجلدات، وتعليقة في أصول، وغير ذلك

 

«Устаз, опора религии, Абу Исхак аль-Исфарайини, мутакаллим, специалист по усулю, шафиитский факых, шейх жителей Хорасана. Говорится, что он достиг степени иджтихада».

 

[«Табакат Шафиийин», с. 367]

 

Имам Джамалуддин аль-Иснави аш-Шафии (704-772 гг. х) сказал:

 

صاحب العلوم الشرعية والعقلية واللغوية والاجتهاد في العبادة والورع

 

«Владеющий шариатскими, рациональными и языковыми науками, усердствующий в поклонении и богобоязненности».

 

[«Табакат Шафиийя лиль Иснави»]

 

Ханафитский ученый, историк Ибн Тагриберди (813-874 гг. х) писал:

 

أبو إسحاق الإسفراينىّ الأصولىّ المتكلّم الفقيه الشافعىّ إمام أهل خراسان ركن الدين، وهو أوّل من لقّب من الفقهاء.كانإماما مفتنّا له التصانيف المشهورة

 

«Абу Исхак аль-Исфарайини, специалист в науке усуль, мутакаллим, шафиитский факих, имам жителей Хорасана, “рукну ад-дин” – опора религии. Он первый из факихов которого прозвали так. Он был очаровательным имамом. Ему принадлежат известные книги».

 

[Ибн Тагриберди, «ан-Нуджуму Захира», 4/267]

 

Шафиитский ученый Абу Бакр ибн Хиядату Ллах аль-Хусайни (ум. 1014 х) описал его так:

 

صاحب الاجتهاد والورع والعلوم الشرعية والعقلية واللغوية

 

«Обладатель степени иджтихада, набожности, познавший шариатские, рациональные и языковые науки».

 

[«Табакат аш-Шафиийя», стр. 135]

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru