Яндекс.Метрика

ИМАМ АЛЬ-КУРТУБИ И ИСТИГАСА

 
Недавно у меня был разговор с одним братом. Он сказал, что имам аль-Куртуби (да будет доволен им Аллах) говорит в своём тафсире, что истигаса – это ширк, с чем я не согласился. Так как у него не было тафсира под рукой, он обещал отправить мне фото-доказательство. Через несколько часов он отправил фото страниц книги, как и ожидалось, там шла речь о другом, а не об истигасе, о которой у нас с ним был разговор. Сейчас я постараюсь объяснить этот нюанс.
 
Всевышний Аллах говорит в 14 аяте суры Фатыр:
 
إِن تَدْعُوهُمْ لَا يَسْمَعُواْ دُعَآءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُواْ مَا ٱسْتَجَابُواْ لَكُمْۖ وَيَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْۚ وَلَا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ
 
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашу мольбу. Но даже если бы услышали, то не ответили бы вам. В Судный день они отвергнут ваше поклонение. И только Знающий суть всего может рассказать тебе (о подобном)». (Сура Фатыр, 14)
 
Имам аль-Куртуби (да будет доволен им Аллах) в тафсире этого аята пишет:
 
قوله تعالى: (إن تدعوهم لا يسمعوا دعاءكم) أي إن تستغيثوا بهم في النوائب لا يسمعوا دعاءكم، لأنها جمادات لا تبصر ولا تسمع.
 
وَلَوْ سَمِعُواْ مَا ٱسْتَجَابُواْ لَكُمْ)  إذ ليس كل سامع ناطقا. وقال قتادة: المعنى لو سمعوا لم ينفعوكم. وقيل: أي لو جعلنا لهم عقولا وحياة فسمعوا دعاءكم لكانوا أطوع لله منكم، ولما استجابوا لكم على الكفر.
 
ويوم القيامة يكفرون بشرككم) أي يجحدون أنكم عبدتموهم، ويتبرءون منكم. ثم يجوز أن يرجع هذا إلى المعبودين مما يعقل، كالملائكة والجن والأنبياء والشياطين أي يجحدون أن يكون ما فعلتموه حقا، وأنهم أمروكم بعبادتهم، كما أخبر عن عيسى بقوله:" ما يكون لي أن أقول ما ليس لي بحق"
 
«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашу мольбу». То есть, когда вы просите у них помощи в бедствиях, они не слышат ваши обращения, потому что они являются неодушевлёнными предметами, которые не видят и не слышат.
 
«Но даже если бы услышали, то не ответили бы вам». Потому что не каждый, кто слышит, может говорить. Абу Катада (да будет доволен им Аллах) говорит: «Смысл этих слов таков: если бы даже они услышали вас, то не смогли бы вам помочь». Другие сказали: «Это означает: “Если бы Мы им дали разум и жизнь и они услышали бы ваш зов, то они лучше вас подчинялись бы Аллаху и не ответили бы на ваш куфр”».
 
«В Судный день они отвергнут ваше поклонение». То есть они будут отрицать, что вы поклонялись им, и отрекутся от вас. Ещё, возможно, в этих словах речь идёт об обладателях разума, которым они поклонялись: ангелах, джиннах, пророках и шайтанах. То есть они не признают правдивым то, что вы совершали, и будут отрицать, что они (по вашим словам) велели вам поклоняться им, как это передали про слова Исы (мир ему): “Я не мог сказать то, на что не имею права!”». Конец цитаты Имама аль-Куртуби.
 
Итак, ключевые слова, за которые цепляются ваххабиты: «Ещё, возможно, в этих словах речь идёт об обладателях разума, которым они поклонялись: ангелах, джиннах, пророках и шайтанах. То есть они не признают правдивым то, что вы совершали». Тут они говорят, что имам аль-Куртуби говорил, что нельзя делать истигаса посредством пророков.
 
Однако в этих словах имам очень чётко указывает, что речь идёт о ТЕХ, КОМУ ОНИ ПОКЛОНЯЛИСЬ, заметьте, тут он чётко говорит о поклонении! Нет ни одного мусульманина, который не согласится с этим. Каждый, кто ПОКЛОНЯЕТСЯ кому-либо помимо Аллаха, является МНОГОБОЖНИКОМ.
 
Те, кто делает истигаса, не поклоняется кому-либо, а обращается к нему. Между обращением и поклонением есть разница. Тут мы ещё раз видим, как эти люди приводят слова, адресованные неверующим в адрес мусульман.
 
Пусть Аллах защитит нас от заблуждения и наставит заблудших на путь истинный, амин!
 
Муса Багилов
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru