Яндекс.Метрика

АЛЛАХ ДО ТРОНА БЫЛ В ОБЛАКЕ?

 

Исламское вероучение отличается от остальных учений тем, что в Исламе Бог не имеет тела и всего того, что вытекает из телесности. Мусульмане поклоняются Богу, который был и кроме которого не было ничего, который создал всё из ничего, которого не окружают какие-то тела и который не находится нигде, в общем, они поклоняются абсолютному Богу.

 

Однако среди мусульман всегда были люди, которые неправильно понимали аяты Корана и изречения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).Из-за своего больного воображения они всегда стремились находить такие слова в Коране и в изречениях Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), буквальный смысл которых указывает на телесность Аллаха и Его местонахождение. И каждый век в противовес этим сектантам истинные мусульмане (ахлю-сунна валь-джамаа) опровергали их и разоблачали их заблуждения.

 

Наш век не стал исключением. Каждый день эти люди сеют в сердцах мусульман всё новые и новые сомнения и призывают их поклоняться какому-то материальному Богу. Свои заблуждения они маскируют хадисами и аятами, буквальный смысл которых проблематичен и непонятен.

 

Одним из таких хадисов является хадис об «аль-ама». Этот хадис приводится во многих сборниках: «Муснаде» имама Ахмада (16188), «Сунане» Ибн Маджи (182), «Сунане» Абу Давуда (1189) и других.

 

В хадисе говорится: «Как-то Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его сподвижник Абу Разин аль-Укейли спросил:

 

يا رسول الله، أين كان ربنا قبل أن يخلق السماوات والأرض؟

 

“О Посланник Аллаха, а где был наш Господь до того, как сотворил небеса и землю?”

 

И Пророк ответил:

 

كان في عماء ما فوقه هواء، وما تحته هواء ثم خلق العرش على الماء

 

“Он был в ама, не было воздуха ни под Ним, ни над Ним. Затем Он создал Трон над водой”».

 

Этот хадис они приводят в качестве ответа на вопрос: «Где был Аллах до сотворения трона?». То есть, когда они говорят, что Аллах физически находится над небесами и над троном, ахлю-сунна валь-джамаа им говорят: «Аллах был до сотворения небес и земли и Он не нуждается в месте. Если бы Аллах нуждался в месте, то где Он находился до сотворения небес и трона?» и на это они приводят этот хадис, мол тут ясно сказано, что до сотворения трона Аллах уже где-то находился. Этот хадис также приводят философы в качестве аргумента на то, что всегда с Аллахом были творения, они говорят, что сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что Аллах находился всегда в «амаъ» а это облако. В общем всё это ересь, и из следующего комментария вы сами это поймёте.

 

У этого хадиса очень много толкований, к примеру, имам ас-Суюти, Мулла Али аль-Кари, ас-Синди и другие учёные написали к нему комментарии. Но тут мне хочется привести комментарий имама аль-Байхаки (да будет доволен им Аллах), так как его авторитет не оспаривает никто из тех, кто относит себя к ахлю-сунна валь-джамаа.

 

Имам Аль-Байхаки (умер в 458 году хиджры) пишет:

 

ووجدته في كتابي. «في عماء» . مقيدا بالمد،  فإن كان في الأصل ممدودا فمعناه: سحاب رقيق

 

«У себя в книге я нашёл, что слово “аль-ама” читается как “амаъ”. Если это так, то оно означает “мягкое облако”».

 

Давайте остановимся тут. Когда меня спросили об этом хадисе, я начал изучать, как его поняли салафиты и как они его перевели и трактовали. Вот какой комментарии я нашёл на одном их сайте:

 

«Имам Исхак Ибн Рахавейхи сказал:

 

وتفسيره عند أهل العلم: أنه كان في عماء يعني: سحابة

 

“Согласно толкованию учёных Он был в амаъ, то есть в облаке”».

 

Далее этот горе-толкователь комментируя слова имама Исхака пишет: «То есть смысл хадиса таков: “Он был в белых облаках”».

 

По его мнению, нет ничего предосудительного в том, что Аллах, Творец небес и земли, находился до сотворения небес в облаках. Однако это напрямую противоречит достоверному хадису, который передал имам Бухари и в котором говорится:

 

كان الله ولم يكن شيء غيره، وكان عرشه على الماء، ثم كتب في الذكر كل شيء، ثم خلق السماوات والأرض

 

«Был Аллах, и не было ничего иного, помимо Него, а Его Трон был на воде. Затем Он написал в Хранимой Скрижали обо всякой вещи, и затем Он создал небеса и землю».

 

Это также противоречит здравой логике, ведь у любого человека возникнет вопрос: если Аллах творец всего, то откуда появилось облако, в котором Он находится? Кто создал облако?

 

В общем, вот к такой пагубной глупости человека приводит буквальное понимание хадисов и слов имамов.

 

Вернёмся к словам имама Аль-Байхаки. Далее он пишет:

 

. ويريد بقوله «في عماء» . أي: فوق سحاب مدبرا له وعاليا عليه، كما قال تعالى: {أأمنتم من في السماء}  يعني: من فوق السماء.

 

«Слово “амаъ” подразумевает, что Аллах был управляющим над облаком и возвышался (своим рангом) над ним – по аналогии со словами Аллаха (дословный перевод): “В безопасности ли вы от того, кто в небе”, то есть от Того, кто выше небес».

 

В общем, имам Аль-Байхаки (да будет доволен им Аллах) тут говорит, что Аллах по своему рангу выше облака, а не находится физически в облаке, по аналогии с тем, как из того аята мы понимаем, что Аллах не находится в небесах, иначе из этого вытекало бы, что Аллах имеет тело, а вокруг него – небеса, а это абсурдное предположение.

 

Если кто-нибудь возразит, что мы неправильно поняли слова имама аль-Байхаки, и что он не имеет в виду высокий ранг, пусть прочитает другие выдержки из его книги «Аль-Асмау ва сыфат». К примеру,на 307 странице второго тома он пишет:


معنى قول الله عز وجل: {أأمنتم من في السماء} أي: من فوقها على معنى نفي الحد عنه، وأنه ليس مما يحويه طبق أو يحيط به قطر

 

«Слова Аллаха (дословный перевод) “В безопасности ли вы от того, кто в небе” означают, что у того, кто над небесами, нет ограничений, Его ничто не покрывает и Его не охватывают стороны».

 

В общем, тем, кто знаком с книгами имама Аль-Байхаки, известны его убеждения, они знают, что он отрицает физическое местоположение Аллаха.

 

Вернёмся к словам аль-Байхаки. Далее он пишет:

 

وقد قيل: إن ذلك من العما مقصورا، والعما إذا كان مقصورا، فمعناه: لا شيء ثابت، لأنه مما يعمى على الخلق لكونه غير شيء،

وكأنه قال في جوابه: كان قبل أن يخلق خلقه ولم يكن شيء غيره. كما قال في حديث عمران بن حصين رضي الله عنه،

 

«Ещё сказано, что это слово “аль-ама” (в переводе “слепота”), и в таком случае смысл хадиса таков: не было ничего, так как всё, чего не было, отсутствует, так как этого не было.

 

И будто бы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в ответ на вопрос сказал: “Аллах существовал до создания творений, и не было ничего, кроме Него”. Об этом говорится в хадисе Имрана бин Хусейна (да будет доволен им Аллах)».

 

Резюмируя, мы скажем: в данном хадисе нет и речи о том, что Аллах имеет какое-то место. Аллах не находится нигде, так как пребывание в каком-то месте – это признак, свойственный творениям, а не Творцу.

 

Данное толкование — это мнение не только имама Аль-Байхаки, в таком же ключе этот хадис прокомментировали другие учёные, такие как имам ас-Суюти, Мулла Али аль-Кари, ас-Синди и прочие.

 

Пусть Аллах даст нам всем понимание религии. Амин!

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru