Яндекс.Метрика

НИСХОЖДЕНИЕ АБСУРДНО ДЛЯ АЛЛАХА

 
Один из очевидных моментов в религии Ислам – вопрос об абсурдности признака телесности у Всевышнего Аллаха. Человек, владеющий элементарным мышлением, знает, что Тот, кто сотворил всё, до Которого не было ничего и Который не был никем создан, не может обладать телесностью, так как тело — это нечто созданное. Раз Он не может быть телом, значит утверждение о признаках и действиях, присущих телу, таких как переход с места на место, занимание пространства, пребывание в какой-либо стороне и тому подобное, является в отношении Него абсурдом.
 
Но есть люди, которые воспринимают в буквальном смысле аяты и хадисы, где встречаются слова, явный смысл которых указывает на телесность и сотворённость Аллаха, хотя эти же слова в отношении кого-либо другого помимо Аллаха они толкуют аллегорически. 
 
Например, слово «нузуль». В арабском языке буквальный смысл этого слова – нисхождение. Оно встречается как в Коране, так и в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах приветствует). Однако там, где это слово использовано вместе с именем Аллаха, салафиты воспринимают его в буквальном значении и тем самым приписывают Аллаху переход с одного места на другое. 
 
В «Сахихе» имама Бухари приводится хадис, где Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
 
«С наступлением последней трети каждой ночи наш Всевышний Господь янзилю (букв.: нисходит) к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”». («Сахих», аль-Бухари, №1145)
 
Тут они говорят, что Аллах сам нисходит к нижнему небу, и отрицают аллегорическое толкование. Но почему? Зачем приписывать Аллаху абсурд? 
 
Хорошо. Мы им скажем: «Раз вы утверждаете, что аяты и хадисы нужно понимать в буквальном смысле, то объясните нам вот что: в суре Аз-Зумар в 6 аяте Аллах говорит: “Он создал вас из одного человека (Адама (мир ему)). Потом из него создал ему пару и ниспослал (анзала) вам скотину – восемь животных парами”. 
 
Получается животные ниспосланы к нам с небес? Животные прилетели с неба? Однако великие толкователи Корана Ибн Касир, имам Багави, имам Куртуби говорят, что под словом “ниспослание” имеется в виду, что Аллах создал этих животных для нас».
 
На этот вопрос у них нет ответа, кроме приукрашенных подлых, ложных оправданий.
 
А толкований хадиса о нузуле очень много. Приведём толкование наиболее известного в наше время шейх уль-Ислама, автора таких книг, как «Сады праведных» и «Аль-Азкар, имама ан-Навави (умер в 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к «Сахиху» Муслима (6/54):
 
هذا الحديث مِن أحاديثِ الصّفاتِ وفيه مذهَبانِ مشهورانِ للعُلماء... ومختصَرهما أنّ أحدَهما وهوَ مذهَب جمهورِ السّلفِ وبعضِ المُتكلِّمين أنّه يؤمَن بأنّها حقّ على ما يليق بالله تعالى ، وأنّ ظاهرَها المتعارِف في حقِّنا غيرُ مرادٍ , ولا يُتكلَّم في تأويلِها مع اعتقاد تنزيه الله تعالى عن صفاتِ المخلوقِ وعن الانتِقال والحَركاتِ وسائرِ سِماتِ الخلق والثّاني : مذهب أكثرِ المُتكلِّمين وجماعاتٍ مِن السّلف وهوَ مَحكِيّ هنا عن مالكٍ والأوزاعِي أنّها تُتأوَّل على ما يليق بها بحسَب مواطِنها، فعلى هذا تأوَّلوا هذا الحديث تأويليْن : أحدُهما : تأويل مالكِ بن أنسٍ وغيره معناه «تنزِل رحمتُه وأمرُه وملائكتُه ، كما يقال : فعل السّلطان كذا إذا فعله أتباعُه بأمرِه . والثاني : أنّه على الاستِعارة , ومعناه الإقبالُ على الدّاعينَ بالإجابةِ واللُّطف , والله أعلم
 
«Этот хадис относится к категории хадисов об атрибутах. У учёных есть два известных метода толкования таких хадисов: 
 
1. согласно мазхабу большинства саляфов и некоторых мутакаллимов, следует верить в их истинность так, отдавая дань величию Всевышнего Аллаха, и не имея в виду буквальный общеизвестный смысл этих слов, который применим в отношении к нам. Относительно толкования хадиса ничего не говорим, одновременно веруя в то, что Аллах Всевышний чист от таких признаков творений, как перемещение, движение и т. п.; 
 
2. согласно мазхабу большинства мутакаллимов и группы саляфов, следует толковать их так, как подобает величию Аллаха в соответствии с контекстом. Это мнение было передано от Малика и аль-Авзаи. 
 
Согласно этому мнению, они истолковывали этот хадис двумя способами: 
 
1. толкование Малика бин Анаса и других учёных в следующем значении: «Нисходят Его милость, Его повеление и Его ангелы», подобно тому, как говорится: «Правитель сделал то-то», когда подразумевается, что это сделали его подчинённые по его приказу; 
 
2. толкование в переносном смысле, в значении принятия просьбы у просящих и проявления к ним милости.

И Аллах знает лучше». 


 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru