Яндекс.Метрика

ЕСТЬ ЛИ У АЛЛАХА СТОПА И НОГА?

 

 
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ад будет беспрестанно повторять: “Есть ли ещё?” – пока Господь величия не поставит в него Свой Кадам (букв.: стопа) и Ад не скажет: “Хватит! Хватит!”»
 
Шейх уль-Ислам имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Шарх Сахих Муслим» при разъяснении данного хадиса приводит два пути восприятия таких текстов: 
 
1.  оставить их значение на волю Аллаха и верить, что в них не подразумевается буквальный смысл;
 
2.  сделать таъвиль (дать толкование).
 
В таъвиле он приводит разные версии, одна из них такова:
 
ﻓﻘﻴﻞ اﻟﻤﺮاﺩ ﺑﺎﻟﻘﺪﻡ ﻫﻨﺎ اﻟﻤﺘﻘﺪﻡ ﻭﻫﻮ ﺷﺎﺋﻊ ﻓﻲ اﻟﻠﻐﺔ ﻭﻣﻌﻨﺎﻩ ﺣﺘﻰ ﻳﻀﻊ اﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻓﻴﻬﺎ ﻣﻦ ﻗﺪﻣﻪ ﻟﻬﺎ ﻣﻦ ﺃﻫﻞ اﻟﻌﺬاﺏ 
 
«И сказали некоторые: под словом “кадам” имеется в виду “аль-мутакаддам” (предназначенный, тот, кого ранее подготовили для чего-то), и это значение распространено в арабском языке. Смысл данного хадиса будет таков: “До тех пор, пока Всевышний Аллах не отправит в Ад грешников, которых Он подготовил для наказания”». 
 
Имам Халил Аль-Фарахиди (да смилуется над ним Аллах), который умер в 170 году хиджры, в своём толковом словаре арабского языка «Муъджамуль Айн» (5/122), объясняя смысл слова «кадам», которое буквально переводится как стопа, приводит хадис, который схож по смыслу с предыдущим, и говорит:
 
«Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах) сказал: 
 
حتى يجعل الله الذين قدمهم من شرار خلقه فيها، فهم قدم الله للنار والمسلمون قدم للجنة 
 
«[Адский огонь будет беспрестанно повторять эти слова], пока Аллах не отправит в него тех грешников, которых Он подготовил для него. Они предназначены Аллахом для Ада, а мусульмане – предназначены для Рая».
 
Подобное также писал в книге «Тахзибу Люга» (9/56) другой поздний лингвист – имам Аль-Азхари, который умер в 370 году хиджры.

 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru