Яндекс.Метрика

РЯДОМ С АЛЛАХОМ ЕСТЬ ЧТО-ТО?

 
К причинам искажения истинного понимания Корана и хадисов можно отнести их буквальный перевод и сравнение Аллаха с его творениями.
 
Для примера возьмём хадис, который приводится в сборнике «Сахих» имама Аль-Бухари:
 
لما قضى الله الخلق كتب في كتابه فهو عنده فوق العرش إن رحمتي غلبت غضبي
 
«Когда Аллах завершил сотворение творений, Он записал в Книге, которая находится рядом с Ним над троном: “Милосердие Моё будет преобладать (или: опережать) над Моим гневом”».
 
Если подойти к этому хадису буквально, то понимается, что рядом с Аллахом есть что-то, то есть Аллах — это физический объект, который занимает место и рядом с которым есть другой физический объект. 
 
Однако имам аль-Бухари не привёл этот хадис в качестве довода в пользу того, что Аллах находится в каком-то месте или нечто находится рядом с Ним, свят Он и велик. На это указывает глава, в которой имам аль-Бухари привёл данный хадис, он не назвал её «Раздел о том, что Всемогущий Аллах находится в каком-то месте» или «Раздел о том, что что-то находится рядом с Аллахом», нет, он назвал её так: «Раздел о словах Всевышнего Аллаха: Его Трон находился на воде». Из этого понимается следующее: 
 
1. имам Аль-Бухари привёл данный хадис в разделе где разбирается местонахождение трона (арш) а не Аллаха, так как место для Него является абсурдным.
 
2. имам Аль-Бухари понял этот хадис не так, как поняли саляфиты;
 
3. если бы он понимал его, как они, то назвал бы раздел так, как было упомянуто выше.
 
Я бы посоветовал прочитать комментарии учёных, которые провели часть жизни, комментируя хадисы из сборника «Сахих» имама аль-Бухари: хафиза Ибн Хаджара, аль-Айни, аль-Кирмани, Ибн Хаджара аль-Касталяни, Шаха аль-Кашмири и других. 
 
Посмотрев данные толкования, читатель поймёт, что они поняли из этого хадиса не то, что утверждают саляфиты.
 
Возьмём, к примеру, комментарии хафиза Ибн Хаджара. В труде «Фатх аль-Бари» (13/413) он пишет: 
 
قَالَ الْخَطَّابِيُّ الْمُرَاد بِالْكِتَابِ أَحَد شَيْئَيْنِ : إِمَّا الْقَضَاء الَّذِي قَضَاهُ كَقَوْلِهِ تَعَالَى ( كَتَبَ اللَّه لَأَغْلِبَنَّ أَنَا وَرُسُلِي ) أَيْ قَضَى ذَلِكَ ، قَالَ وَيَكُون مَعْنَى قَوْله "فَوْق الْعَرْش" أَي: عِنْده عِلْم ذَلِكَ فَهُوَ لَا يَنْسَاهُ وَلَا يُبَدِّلهُ ، كَقَوْلِهِ تَعَالَى ( فِي كِتَاب لَا يَضِلُّ رَبِّي وَلَا يَنْسَى ) . وَإِمَّا اللَّوْح الْمَحْفُوظ الَّذِي فِيهِ ذِكْر أَصْنَاف الْخَلْق وَبَيَان أُمُورهمْ وَآجَالهمْ وَأَرْزَاقهمْ وَأَحْوَالهمْ ، وَيَكُون مَعْنَى " فَهُوَ عِنْده فَوْق الْعَرْش " أَيْ ذَكَرَهُ وَعَلِمَهُ
 
«Хаттаби сказал: под книгой (китаб) подразумевается одно из двух: 
 
1. или же это решение Всевышнего, которое Он предписал, подобно словам: “Аллах записал: "Я и Мои посланники непременно одержим победу!"”, то есть Он предрёк это. И смысл слов “над троном” таков: Аллах обладает знанием об этом, не забывает это и не меняет. Подобно тому, как говорится в словах Всевышнего: “Мой Господь не ошибается и не забывает”;
 
2. или же Хранимая скрижаль (ал-лявх аль-махфуз), в которой содержится упоминание категорий творений, разъяснение их дел, срок жизни, пропитание и их состояния. В таком случае смысл слов “которая находится рядом с Ним над троном” будет таков: Он всё это знает и сказал».
 
Исходя из слов имама Хаттаби, неправильно будет понимать, что тут имеется в виду физическое место, потому что Господь Всемогущий не находится в каком-либо месте, так как место присуще телам, а Аллах не тело, Он – Творец тел.

Такое понимание соответствует контексту хадиса, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел обрадовать людей вестью, что милость Всемогущего Аллаха больше Его гнева.
 
Если спросят, почему же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подобрал те слова, которые внушают мысль о пребывании Аллаха в какой-либо стороне или месте, мы ответим следующее: эти слова в контексте данного хадиса не указывают на сторону или какие-то физические границы, подобное придёт на ум только тем людям, которые привыкли уподоблять Аллаха творениям.
 
Поэтому имам аль-Ираки сказал в книге «Тарху тасриб фи шархи ат-такриб»
 
لَا بُدَّ مِنْ تَأْوِيلِ ظَاهِرِ لَفْظِهِ "عِنْدَهُ"؛ لِأَنَّ مَعْنَاهَا حَضْرَةُ الشَّيْءِ وَاَللَّهُ تَعَالَى مُنَزَّهٌ عَنْ الِاسْتِقْرَارِ وَالتَّحَيُّزِ وَالْجِهَةِ، فَالْعِنْدِيَّةُ لَيْسَتْ مِنْ حَضْرَةِ الْمَكَانِ، بَلْ مِنْ حَضْرَةِ الشَّرَفِ أَيْ وَضَعَ ذَلِكَ الْكِتَابَ فِي مَحَلٍّ مُعَظَّمٍ عِنْدَهُ
 
«Необходимо толковать слова “рядом с Ним”, так как они указывают на наличие чего-то (в каком-то месте), а Всевышний Аллах пречист от утверждения, занимания места и нахождения в какой-то стороне. Поэтому “рядом” означает не наличие места, а почёт, то есть Аллах поставил книгу на почётное для Него место». 
 
Резюмируя вышенаписанное, скажем: Всевышний Аллах не находится в каком-либо месте, и ничто физически не находится рядом с Ним. И слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) никоим образом не подкрепляют убеждения салафитов, придающих Аллаху телесность и уподобляющих Его творениям.

Источник: Al-aslein «الأصلين»
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru