Яндекс.Метрика

Как понимать то, что обе руки Аллаха - правые?

 

В одном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), который передаёт имам Муслим, есть упоминание о «ямине» и «ядайн» Аллаха, что буквально переводится как правая сторона Аллаха и две Его руки. Очевидно, что буквальный перевод и буквальное понимание этих слов является абсурдным в отношении Аллаха, так как это противоречит категоричному аяту, в котором сам Всевышний Аллах говорит: «Нет (никого и) ничего, подобного Ему» (Коран 42:11), значит, Аллах не имеет сторон и частей тела.

 

Но остаётся вопрос: как тогда понять эти слова, если Аллаху не присущи ни сторона, ни части тела? Для этого мы обратимся к толкованиям двух общепризнанных учёных нашей уммы:

 

1. учёный шафиитского мазхаба имам Навави, автор таких трудов, как «Сады праведных», «Аль-Азкар», «Аль-Минхадж», толкование к сборнику «Сахих» имама Муслим и других книг. Он покинул этот мир в 676 году хиджры. Да будет доволен им Аллах;

 

2. учёный ханафитского мазхаба Мулла Али аль-Кари, автор таких трудов, как «Фатх Баб аль-Иная», комментарий к «Нузхату Назар» имама хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов, «Миркат аль-Мафатих» – комментарий к сборнику хадисов «Мишкат аль-Масабих» и т. д. Он покинул этот мир в 1014 году хиджры. Да будет доволен им Аллах!

 

Текст хадиса:

 

وَعَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ الْمُقْسِطِينَ عِنْدَ اللَّهِ عَلَى مَنَابِرَ مِنْ نُورٍ عَنْ يَمِينِ الرَّحْمَنِ - وَكِلْتَا يَدَيْهِ يَمِينٌ - الَّذِينَ يَعْدِلُونَ فِي حُكْمِهِمْ وَأَهْلِهِمْ مَا وَلُوا» . رَوَاهُ مُسْلِمٌ.

 

«Воистину, справедливые будут возвеличены Всевышним Аллахом и будут находится на возвышенностях из света справа от Милосердного, и обе “ядайни” (букв.: руки) Его — правые. Это те, кто придерживается справедливости в своих решениях по отношению к своим семьям и всему, над чем они властны». (Муслим, 1827)

 

А теперь комментарии.

 

1. Комментарий имама Навави из его труда «Шарх Муслим» (12/211):

 

أما قوله صلى الله عليه وسلم عن يمين الرحمن فهو من أحاديث الصفات وقد سبق في أول هذا الشرح بيان اختلاف العلماء فيها وأن منهم من قال نؤمن بها ولا نتكلم في تأويله ولا نعرف معناه لكن نعتقد أن ظاهرها غير مراد وأن لها معنى يليق بالله تعالى وهذا مذهب جماهير السلف وطوائف من المتكلمين

والثاني أنها تؤول على ما يليق بها وهذا قول أكثر المتكلمين وعلى هذا قال القاضي عياض رضي الله عنه المراد بكونهم عن اليمين الحالة الحسنة والمنزلة الرفيعة قال قال بن عرفة يقال أتاه عن يمينه إذا جاءه من الجهة المحمودة والعرب تنسب الفعل المحمود والإحسان إلى اليمين وضده إلى اليسار قالوا واليمين مأخوذة من اليمن

 

«Что касается слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) “справа от Милостивого”, то это относится к хадисам о сыфатах. Ранее, в начале этой книги, была упомянута полемика учёных относительно этого вопроса – было сказано, что среди них есть те, кто сказал: “Мы веруем в эти хадисы, не комментируя их и не зная их смысла, но всё же мы убеждены, что здесь имеется в виду не буквальный их смысл, а тот, который подобает Аллаху”. Это мнение большинства саляфов и группы мутакаллимов.

 

А вторая группа учёных сказала, что их толкуют так, как это подобает, и это мнение большинства мутакаллимов. Следуя этому мнению, Кади Ияд и сказал: “Смысл слова "справа" – это хороший статус (перед Аллахом) и высокое положение”, а Ибн Арафа сказал: “Обычно говорят: "Пришло к нему с правой стороны" когда приходят с хорошей вестью (новостью)”. Арабы связывают восхваляемые и благие дела с правой стороной, а противоположные им – с левой, они говорят, что слово "ямин" (правый) образовано от слова "юмн" (счастье, благоденствие)”.

 

وأما قوله صلى الله عليه وسلم وكلتا يديه يمين فتنبيه على أنه ليس المراد باليمين جارحة تعالى الله عن ذلك فإنها مستحيلة في حقه سبحانه وتعالى

 

А что касается слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Обе "ядайни" (букв.: руки) Его – правые”, то это указание на то, что под словом “правый” не имеется в виду орган, велик Аллах и пречист от этого. Поистине, это является абсурдом в отношении Аллаха, свят Он и велик». Конец комментария имама Навави.

 

2. Комментарий Мулла Али аль-Кари (да смилуется над ним Аллах) из труда «Миркат аль-Мафатих» (6/2404):

 

 (عَنْ يَمِينِ الرَّحْمَنِ) قَالَ التُّورِبِشْتِيُّ: الْمُرَادُ مِنْهُ كَرَامَتُهُمْ عَلَى اللَّهِ، وَقُرْبُ مَحَلِّهِمْ وَعُلُوُّ مَنْزِلَتِهِمْ، وَذَلِكَ أَنَّ مِنْ شَأْنِ مَنْ عُظِّمَ قَدْرُهُ فِي النَّاسِ ; أَنْ يُبَوَّأَ عَنْ يَمِينِ الْمَلِكِ، ثُمَّ إِنَّهُ نَزَّهَ رَبَّهُ سُبْحَانَهُ عَمَّا سَبَقَ إِلَى فَهْمِ مَنْ لَمْ يُقَدِّرِ اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ، مِنْ مُقَابَلَةِ الْيَمِينِ بِالْيَسَارِ. وَكَشَفَ عَنْ حَقِيقَةِ الْمُرَادِ بِقَوْلِهِ (وَكِلْتَا يَدَيْهِ يَمِينٌ)

 

«Аль-Турибиштий сказал: “Под этим (“справа от Милостивого”) имеется в виду их достоинство перед Аллахом и высокая степень. Потому что почётного достойного человека усаживают по правую сторону от правителя”.

 

Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очистил Господа, свят Он, от того, что приходит на ум тому, кто не возвеличивает Аллаха должным образом, сопоставляя правую и левую стороны, и пояснил истинный смысл (выражения “По правую сторону от милосердного”): “Обе ядайни Его – правые”».

 

قَالَ الْخَطَّابِيُّ: لَيْسَ فِيمَا يُضَافُ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى مِنْ صِفَةِ الْيَدَيْنِ شِمَالٌ ; لِأَنَّ الشِّمَالَ عَلَى النَّقْصِ وَالضَّعْفِ، وَقَوْلُهُ: وَكِلْتَا يَدَيْهِ يَمِينٌ ; هِيَ صِفَةٌ جَاءَ بِهَا التَّوْقِيفُ، فَنَحْنُ نُطْلِقُهَا عَلَى مَا جَاءَتْ وَلَا نُكَيِّفُهَا، وَنَنْتَهِي إِلَى حَيْثُ انْتَهَى بِنَا الْكِتَابُ وَالْأَخْبَارُ الصَّحِيحَةُ ; وَهُوَ مَذْهَبُ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةِ.

 

Аль-Хаттаби сказал: «В отношении сифата Аллаха “ядайни” (букв.: обе руки) нет такого понятия, как “левая”, потому что “левое” — это признак недостатка и немощи. И слова “Обе "ядайни" (букв.: руки) Его — правые” говорят о сифате, который ниспослан свыше (с Кораном и Сунной), мы говорим только так, как этот сифат ниспослан, и не придаём ему какого-либо образа. В его трактовке мы ограничиваемся тем, что об этом говорится в аяте или достоверных хадисах. Это мазхаб Ахлю Сунна валь Джамаа».

 

Имам ан-Навави сказал:

 

الْعَرَبُ تَنْسُبُ الْفِعْلَ الَّذِي يَحْصُلُ بِالْجُهْدِ وَالْقُوَّةِ إِلَى الْيَمِينِ، وَكَذَا الْإِحْسَانَ وَالْإِفْضَالَ إِلَيْهَا، وَضِدُّهَا إِلَى الْيَسَارِ.

 

«Арабы относят те поступки, которые совершаются с усилием и усердием, а также добро и милость – к правой стороне, а противоположные им – к левой».

 

وَقَالَ الْقَاضِي: وَكِلْتَا يَدَيْهِ ; دَفْعٌ لِتَوَهُّمِ مَنْ يَتَوَهَّمُ أَنَّ لَهُ يَمِينًا مِنْ جِنْسِ أَيْمَانِنَا الَّتِي يُقَابِلُهَا يَسَارٌ، وَأَنَّ مَنْ سَبَقَ إِلَى التَّقَرُّبِ إِلَيْهِ حَتَّى فَازَ بِالْوُصُولِ إِلَى مَرْتَبَةٍ مِنْ مَرَاتِبِ الزُّلْفَى مِنَ اللَّهِ ; عَاقَ غَيْرَهُ عَنْ أَنْ يَفُوزَ بِمِثْلِهِ كَالسَّابِقِ إِلَى مَحِلٍّ مِنْ مَجْلِسِ السُّلْطَانِ، بَلْ جِهَاتِهِ وَجَوَانِبِهِ الَّتِي يَتَقَرَّبُ إِلَيْهَا الْعِبَادُ سَوَاءٌ.

 

Кади Ияд сказал: «В словах “Обе "ядайни" (букв.: руки) Его” заключается опровержение для того, кто думает, что Аллах имеет такую же правую руку, как у человека, сопоставимую с левой, а также для того, кто думает, что тот, кто приблизился к Аллаху, достигнув этой степени, опередил другого на пути к такой же степени, подобно тому, как один опережает другого, чтобы попасть на собрание правителя. Напротив, стороны, с которых приближаются к Аллаху, одинаковы для всех». Конец комментария муллы Али аль-Кари.

 

Итог:

 

1. оба учёных едины во мнении, что Аллах пречист от наличия органов или сторон, так как это противоречит общепринятым правилам и самоописанию Аллаха;

 

2. под правой стороной не подразумевается бок или правая рука, так как это абсурдная мысль в отношении Аллаха;

 

3. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул две правые «ядайн» (букв.: руки), указав тем самым на то, что это не органы тела, так как если бы это был орган, то одна из них должна быть правой, а другая – левой, ведь оба органа обязательно зеркально противоположны друг другу: одна – правая, а вторая – левая; и указав на то, что слово «ядайн» не означает орган, так как Пророк назвал их «правыми»;

 

4. у учёных имеются две позиции относительно слов, буквальный смысл которых абсурден в отношении Аллаха: таъвиль (аллегорическое толкование) и тафвиз (оставление знание смысла этих слов на волю Аллаха с верой в то, что Аллах чист от недостатков и не имеет частей тела и т. д.).

 

А Аллах знает лучше!

 

Источник: Al-aslein «الأصلين»

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru