Яндекс.Метрика

ИМАМ АШ-ШАФИИ ПОРИЦАЛ НАУКУ КАЛЯМ?

 

По свидетельству современников, учёным, который больше других знает слова аш-Шафии, и лучшим знатоком его «нового» и «старого» мазхаба является имам аль-Байхаки, а его книга «Манакибу Шафии» является ясным тому примером. Всё это помимо его невероятного знания хадисов Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и изречений саляфов.

 

От имама аш-Шафии передаются слова о порицании науки каляма и тех, кто ею занимается. Некоторые сделали из его слов вывод, что порицается любой вид деятельности, касающийся этой  науки. На самом же деле дело обстоит не так, порицание имама аш-Шафии касалось только методологии каляма приверженцев нововведений и страстей, а не науки калям в целом.

 

На это указывает ситуация, в которой он произнёс свои известные слова, порицающие калям:

 

لأن يُبْتَلَى المرءُ بجميع ما نهى الله عنه خلا الشرك بالله، خير من أن يبتليه الله بالكلام

 

«Для человека совершать все грехи, кроме ширка, лучше, чем заниматься калямом». А сказал он их после диспута с Хафсом аль-Фардом, утверждавшим, что Речь Всевышнего сотворена. А Хафс аль-Фард являлся муътазилитом.

 

Имам аш-Шафии не любил углубляться в тонкости каляма и в вопросах вероубеждения пользовался методом саляфов – не углубляться в разъяснение этих вопросов. Тем не менее, он дважды добровольно дискутировал с Хафсом, а также написал углублённое опровержение ибн Улайи, в отличие от имама Ахмада, который дискутировал с ибн Аби Дуадом (который был муътазилитом) из безысходности.

 

Именно из-за этого имам аль-Байхаки, приведя слова имама аш-Шафии о порицании науки каляма, сказал:

 

قلت: إنما أراد الشافعي، رحمه الله، بهذا الكلام حفصاً وأمثاله من أهل البدع، وهذا مراده بكل ما حكى عنه في ذمّ الكلام وذم أهله، غير أن بعض الرواة أطلقه، وبعضهم قيده، وفي تقييد من قيده دليل على مراده،

 

«Я говорю: Шафии под этими словами имел в виду конкретно Хафса аль-Фарда и подобных ему приверженцев нововведений. И именно это имеется в виду во всех его высказываниях, порицающях калям и тех, кто им занимается. Однако некоторые из рассказчиков передали слова имама Шафии о порицании каляма с конкретизацией (какого вида каляма они касаются), а некоторые – обобщённо. И в конкретизации тех, кто пояснял их, есть указание на то, что он имел в виду»[1].

 

Далее аль-Байхаки говорит:

 

وكيف يكون كلام أهل السنة والجماعة مذموماً عنده وقد تكلم فيه وناظر من ناظره فيه، وكشف عن تمويه من ألقى إلى سمع بعض أصحابه من أهل الأهواء شيئاً مما هم فيه؟

 

«Как можно представить, что калям Ахлю сунны порицаем, по мнению имама Шафии, если сам имам дискутировал, прибегая к каляму, и раскрывал обман приверженцев страстей, которые пытались внушить свои нововведения его ученикам?»[2]

 

Имам аль-Байхаки в своей книге «Манакибу Шафии» пишет:

 

وقرأت في كتاب أبي نعيم الأصبهاني حكاية عن «الصاحب بن عباد» أنه ذكر في كتابه بإسناده عن إسحاق أنه قال:

قال لي أبي: كلّم الشافعي يوماً بعض الفقهاء؛ فدقَّق عليه وحقَّق، وطالب وضيَّق، فقلت له: يا أبا عبد الله. هذا لأهل الكلام، لا لأهل الحلال والحرام. فقال: أحكمنا ذاك قبل هذا

 

«Я прочитал в книге Абу Нуайма аль-Асбахани слова, переданные им от Сахиба бин Аббада – он упомянул в своей книге слова, переданные от Исхака по цепочке, согласно которым его отец рассказал ему: “Однажды имам Шафии дискутировал с некоторыми факихами. Он просил раскрыть этот вопрос в подробностях и мельчайших деталях, требовал точности и доводов, загоняя их в тупик. Я (отец Исхака) сказал имаму: "О Абу АбдиЛлях, это методика людей каляма, а не людей фикха!". Тогда имам Шафии ответил: "До того, как усовершенствовать фикх, я усовершенствовал калям"”»[3].

 

И как можно теперь представить, что имам запрещал и порицал любое проявление каляма, учитывая, что он сам был знатоком каляма и использовал его?

 

К тому же имам аль-Байхаки приводит рассказ, который указывает на то, что имам Шафии лучше других знал эту отрасль. Он приводит слова аль-Музани с цепочкой до него:

 

دار بيني وبين رجل مناظرة فسألني عن كلام كاد أن يشكِّكَني في ديني؛ فجئت إلى الشافعي، فقلت له: كان من الأمر كيت وكيت. قال: فقال لي: أين أنت؟ فقلت: أنا في المسجد، فقال لي: أنت في مثل «تاران» تلطمك أمواجه. هذه مسألة الملحدين والجواب فيها كيت وكيت، ولَأَن يبتلي العبد بكل ما خلق الله من مضارّه  خير له من أن يبتلى بالكلام

 

«Между мной и одним человеком начался спор, и он сказал мне кое-что, из-за чего я чуть было не засомневался в своей религии. Тогда я пошёл к имаму Шафии и рассказал ему, как было дело.

 

Он спросил у меня: “Где ты?”

 

Я ответил, что я в мечети.

 

Он сказал: “Ты находишься на месте, подобном Тирану (остров в Красном море), где волны бьются о тебя. Этот вопрос еретический, и ответ на него – то-то и то-то. Подвергнуться всем бедам, которые создал Аллах, лучше, чем заниматься калямом”»[4].

 

Поразмысли же, здесь имам аш-Шафии порицает калям еретиков, а не всю науку. Объясняя это, имам аль-Байхаки говорит:

 

ثم علّمه جواب ما أُورد عليه حتى زالت عنه تلك الشبهة، وفي تلك دلالة على حسن معرفته بذلك، وأنه يجب الكشف عن تمويهات أهل الإلحاد عند الحاجة إليه، وأراد بالكلام: ما وقع فيه أهل الإلحاد من الإلحاد، وأهل البدع من البدع

 

«Имам Шафии научил его ответу на этот вопрос и рассеял его сомнения. Это указывает на то, что имам Шафии сам отлично знал калям, на то, что нужно раскрывать обман еретиков и приверженцев нововведений, а также на то, что под калямом имам здесь имел в виду именно калям нововведенцев»[5].

 

Да, можно встретить слова шафиитских учёных, например, имама Хаттаби, в которых калям порицается без разделения. Это если судить на беглый взгляд. Но мы утверждаем (подкрепляя своё утверждение фактами), что имам аль-Байхаки лучше имама Хаттаби (да будет доволен ими Аллах) знает слова имама Шафии.

 

Даже если допустить, что имам Хаттаби знает слова имама аш-Шафии лучше, слова порицания каляма со стороны имама Хаттаби касались методологии муътазилитов, которые утверждали, что сотворённость мира невозможно доказать, не доказав сотворённость физических тел, а это, в свою очередь, невозможно доказать, не доказав сотворённость акциденций. То есть муътазилиты ограничивали доказательство сотворённости мира этим доводом и утверждали, что невозможно постичь это иным образом.

 

На то, что имам Хаттаби имел в виду именно этот метод, указывают слова ибн Теймии в книге «Даръу»:

 

وليس هذا قول الأشعري وأئمة أصحابه، فإن إثبات الصانع عندهم لا يتوقف على هذه الطريق، بل قد صرح الأشعري في رسالته إلى أهل الثغر هو وغيره، بأن هذا الطريق ليس هو طريق الأنبياء وأتباع الأنبياء، بل هي محرمة في دينهم، ولكن الأشعري لا يبطل هذه الطريق، بل يقول: هي مذمومة في الشرع، وإن كانت صحيحة في العقل، وسلك هو طريق مختصرة من هذا

 

«Это не мнение аль-Ашари и его последователей, поистине, доказательства существования Всевышнего по их мнению не зависят от этого метода. Напротив, аль-Ашари в книге “Рисаля иля Ахли-с-Сагър” и других трудах говорит, что это не метод посланников и их последователей. На самом же деле этот метод запретен в их религиях, но аль-Ашари не говорит, что этот метод неправильный, он говорит, что этот метод порицаем шариатом, даже если рационально он правильный, сам же аль-Ашари использовал более краткий метод»[6].

 

Далее ибн Таймийя говорит:

 

وكذلك الخطابي وطائفة معه، ممن يذم هذه الطريقة الكلامية التي ذمها الأشعري، يوافقون على صحتها مع ذمهم لها

 

«То же и с Хаттаби, и другими, которые порицали этот метод, как и аль-Ашари – они все согласны с тем, что этот метод действителен, несмотря на то, что он порицаем шариатом». Конец слов ибн Таймии[7].

 

Имам Карафи в книге «Аз-Захира» пишет:

 

وعن الشافعي رضي الله عنه: لو وجدت المتكلمين لضربتهم بالحديد.

قال لي بعض الشافعية وهو متعين فيهم يومئذ: هذا يدل على أن مذهب الشافعي تحريم الاشتغال بأصول الدين.

قلت له: ليس كذلك فإن المتكلمين اليوم في عرفنا إنما هم الأشعري و أصحابه، وهم لم يدركوا الشافعي ولا تلك الطبقة الأولى.إنما كان في زمان الشافعي عمرو بن عبيد وغيره من المعتزلة المبتدعة أهل الضلالة، ولو وجدناهم نحن ضربناهم بالسيف فضلاً عن بالحديد، فكلامه ذم لاؤلئك لا لأصحابنا.

وأما أصحابنا القائمون بحجة الله والناصرون لدين الله فينبغي أن يعظموا ولا يهتضموا لأنهم القائمون بفرض كفاية عن الأمة، فقد أجمعت الأمة على أن إقامة الحجة لله تعالى فرض كفاية

 

«От имама Шафии передаётся следующее: "Если я встречу мутакаллима, то я ударю его железкой (железной палкой или чем-то другим)". И один шафиит мне сказал: "Эти слова имама указывают на то, что наука основ религии (калям) запрещена в его мазхабе". Я ответил: "Это не так. На сегодняшний день под мутакаллимами имеется в виду имам аль-Ашари и его последователи, а их не было во времена Шафии и первого поколения (то есть имам Шафии не мог иметь их в виду). В его время жил Амр ибн Абид и существовали ему подобные муътазилиты и заблудшие секты. Если же мы сегодня встретим подобных людей, мы не то что ударим железкой, мы им головы отрубим. И порицание имама Шафии было адресовано именно таким людям. Что же касается последователей нашего мазхаба (ашаритов), которые защищают Его религию, то их подобает возвеличивать и не оскорблять, потому что они исполняют коллективную обязанность, так как защита религии Всевышнего Аллаха является коллективной обязанностью»[8].

 

После всего этого тот, кто хочет придерживаться убеждений саляфов, четырёх имамов и в особенности имама Шафии, пусть читает книги имама аль-Байхаки «Иътикад» и «Асмау ва Сыфат», они являются основополагающими книгами у ашаритов-муфаввидов, так же, как «Ибана», «Рисаля иля Ахли-с-Сагър» и «Тамхид» имама Аль-Бакилляни.

 

Источник: Al-aslein «الأصلين»


 


[1] «Манакибу Шафии», 1/454

[2] «Манакибу Шафии», 1/454

[3] «Манакибу Шафии», 1/457

[4] «Манакибу Шафии», 1/458

[5] «Манакибу Шафии», 1/458

[6] «Даръу Таарузи Акли ва накли», 5/290

[7] «Даръу Таарузи Акли ва накли», 5/291

[8] «Аз-Захира», 13/243

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru