Яндекс.Метрика

Мнение Ахмад Зарука о шейхе Ибн Араби, да смилуется над ними Аллах.

 

Ахмад Зарук (да смилуется над ним Аллах) – учёный маликитского мазхаба, выдающийся суфий, аскет. Перу этого учёного принадлежит немало книг как в области суфизма, фикха, так и в области вероубеждения.

 

Одна из его наиболее известных книг по вероубеждению – комментарий к книге Имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) «Каваиду Акаид». Эту работу Ахмад Зарук назвал «Игтинамуль Фаваид».

 

В этой книге учёный очень ёмко и точно разбирает вопросы основ исламского вероубеждения, а также опровергает некоторые идеи заблудших течений.

 

Итак, опровергая доктрину христиан и некоторых шиитских групп о «хулюль ва иттихад», которое заключается в том, что Аллах соединяется с каким-либо Своим творением или перемещается во что-то созданное (как, например, утверждают христиане, когда говорят, что Бог вселился в Иисуса; или некоторые шииты говорят, что Бог перемещается в тела их имамов), в защиту другого великого суфия Ибн Араби (да смилуется над ним Аллах), он пишет:

 

«Это убеждение приписали некоторой группе суфиев, таким, как Халладж, Ибн Джала, Ибн Савдакин, Ибн Киси, Ибн Сабин, Шаштари, Афиф Тильмисани, Сухраверди, аль-Актаъ, аль-Айки, Ибн Араби, Ибн Фариз и тем, кто пошёл по их следам, по причине поверхностного смысла сказанных ими слов.

 

Имам Абу Хайян, упоминая этих людей в своём тафсире «Ан-Нахр миналь Бахр», опорочил их. Комментируя слова Всевышнего: «Христиане сказали, что Масих (Иса, мир ему) – сын Аллаха», он сказал: «Из тех, кто последовал по пути христиан, утверждая о своей принадлежности к Исламу и прикрываясь внешней приверженностью тасаввуфу...», и далее привёл их имена и назвал некоторых других. Он поклялся, что сделал это лишь с целью предостеречь людей от ереси, в которую впали вышеупомянутые люди, и от многого другого.

 

Я же скажу: в этом положении следует опираться на то, что они – люди особого положения в религии. Их слова относят к тому, что соответствует сунне и общине. На них отвечают и опровергают, рассматривая в таком виде, в каком они есть, и не подвергают критике того, от кого они исходят, так как есть вероятность, что он отказался от этих слов, либо подразумевал не явный их смысл. Его не обвиняют из-за этого в неверии и в нововведении, перестраховываясь и остерегаясь нанесения вреда без права на это.

 

Да смилуется Аллах над шейхом Абу Бакром бин Фураком, который сказал: «Допускается ошибка в ведении тысяч немусульман в Ислам на основе предположения, но не допускается ошибка в выведении хотя бы одного мусульманина из Ислама на основе предположения».

 

Абу Абдиллях аль-Маккари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Вера в путь суфиев является святостью, возражение им – преступление, если ты понял (их изречения) то следуй за ними, а если нет – то оставь».

 

Спросили аль-Каври о словах Ибн Араби аль-Хатими, и тот ответил: «Эта речь – речь суфия», и «Эти общины уже в прошлом. Им – то, что они приобрели (заслужили), а вам – то, что вы приобрели. Вас не спросят за то, что совершали они».

 

Да, по закономерности Аллаха случилось так, что каждого, кто обсуждал этих людей таким (или подобным ему) образом, постигала ненависть, трудности и беды. После сохранения вероучения ахлю сунны и следования ему – без фанатизма и отрицания без права на это – предоставь всё это Господу и будешь в сохранности. Нет никого невежественнее того, кто слепо следует ереси, или отрицающего то, чего он не знает.

 

Нашего шейха Абу Абдуллаха аль-Каври спросили насчёт Ибн Араби, и он сказал: «Он лучше знает любую науку, чем её носители». Ему сказали: «Мы не об этом тебя спросили». Тогда он сказал: «Относительно него есть расхождение во мнениях – от его неверия до степени кутба». Его спросили: «И какое же из них ты предпочитаешь?». Он ответил: «Невмешательство».

 

Я же скажу: это потому, что подвергание кого-то порицанию или такфиру опасное дело…, поэтому самое безопасное от обеих крайностей – не вмешиваться в это.

 

Аль-Ираки в книге «Аджвибату Макийин» предпочёл следующее: «Их речь опровергаем или принимаем, однако не затрагиваем личность того, кто это сказал, из-за того, что есть вероятность, что он подразумевал что-то иное».

 

А Аллах знает лучше!»

 

 

Ахмад Зарук, «Игтинамуль Фаваид» 80 стр.

Перевел: Муса Багилов

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru