Яндекс.Метрика

Как понять изречение: «Тот, кто посчитал себя лучше фараона, проявил высокомерие»?

 

Вопрос: Как понять слова о том, что человек не должен считать себя лучше кого-либо, даже фараона, и кому принадлежат данные слова?

 
Ответ: Данные слова часто приводятся в книгах по тасаввуфу. Их приводят такие известные учёные, как имам Кушайри (умер в 465 году хиджры) в своём труде «Рисалат», имам аль-Асбахани (умер в 430 году хиджры) в труде «Хулятуль Авлия», Шейх Хасан Афанди (умер в 1355 году хиджры) в труде «Джухд аль-Мукиль» (да смилуется над ними Аллах) и другие.
 
Автором этих слов, как об этом пишут имамы Кушайри и аль-Асбахани, является Хамдун аль-Кассар (умер в 71 году по хиджре), о котором имам Захаби (да смилуется над ними всеми Аллах) пишет, что он являлся одним из избранных праведных людей (абдалов).
 
В его биографии имам аль-Асбахани в труде «Хулятуль Авлия» (10/231) пишет следующее:
 
وعندي أن من ظن نفسه خيرا من نفس فرعون فقد أظهر الكبر
 
«Он говорил: “... По мне, тот, кто поставил себя выше фараона, проявил высокомерие”».
 
Имам Кушайри в труде «Рисалат» пишет:
 
أن من ظن نفسه خيرا من نفس فرعون فقد أظه
 
«Хамдун сказал: “Тот, кто посчитал себя лучше фараона, проявил высокомерие”».
 
Как же правильно понять эти слова? Имеется ли в виду, что мусульманин должен считать себя хуже неверного?
 
Для ответа мы обратимся к известному учёному, обладателю звания шейх уль-Ислам, ученику имама Махали и учителю Ибн Хаджара аль-Хайтами, который являлся блестящим факихом шафиитского мазхаба – имаму Закарие аль-Ансари (умер в 926 году хиджры).
 
Он (да смилуется над ним Аллах) в комментариях к «Рисалат» имама Кушайри (1/145) пишет следующее:
 
«Слова “Тот, кто посчитал себя лучше фараона, проявил высокомерие» сказаны о том, кто посчитал себя лучше него в будущем, так как в настоящее время неверный и мусульманин равны в том смысле, что оба не знают, каков будет их исход.
 
Быть может, Аллах закончит жизнь мусульманина вероотступничеством (да защитит нас Аллах от этого), а для неверного – верой.
 
Поэтому не обманывайся и не думай, что ты лучше того, кто умер в неверии, даже если его неверие было хуже неверия кого-либо другого, например, фараона, так как он претендовал называться Господом.
 
Это всё потому, что человек не знает, чем закончится его жизнь, даже если он имеет об Аллахе хорошее предположение, что Он закончит его жизнь наилучшим образом.
 
Что касается того, что верующий (муъмин) в настоящий момент лучше неверного, то это истина, и в этом нет высокомерия. Как же иначе, если Аллах является покровителем верующих и врагом неверных? Всевышний Аллах сказал: “Аллах – покровитель уверовавших” (Бакара, 257 аят). Также он сказал: “Поистине, Аллах является врагом неверных” (Бакара, 98 аят)».
 
В примечаниях к вышеприведённым словам имама Закарии аль-Ансари имам аль-Айдарус пишет следующее:
 
«Вкратце: не следует человеку считать, что он превосходит неверного, а также кого-либо живого или мёртвого, так как, быть может, неверный скончается в вере (с иманом), а верующий – в неверии (в куфре), и кого-то Аллах приблизит к себе, а его отдалит. Это то, что касается будущего.
 
Что касается реального времени, то превосходство верующего над неверным является истиной, установленной и достоверной, как и превосходство покорного раба над грешником, хотя и в этом случае предпочтительнее уповать на Аллаха».
 
Аллах знает лучше!
 
Муса Багилов

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru