Наставление беспечному юноше. О разуме и высоком устремлении
- Категория: Манхадж
- Автор: Ибн Джаузи
- Просмотров: 1494
Раздел
[О разуме и высоком устремлении]
Иногда ребёнка с детства наделяют разумом, и он сам выбирает для себя то, в чём благо для него. Как сказал Всевышний Аллах:
وَلَقَدْ آتَيْنَا إِبْرَاهِيمَ رُشْدَهُ مِن قَبْلُ
«Ещё раньше Мы даровали Ибрахиму верное руководство».
В комментариях к этому аяту написано, что ему тогда было три года, и он в таком возрасте сказал звёздам, Луне и Солнцу то, что сказал[1] до слов:
إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и я не из числа многобожников».
Когда ребёнку исполняется пять лет, проявляется его ум и устремлённость в совершении благого, он выбирает для себя правильное решение и видит всю низость подлых дел, но может проявиться в нем и противоположное.
Как-то Умар бин Хаттаб (да смилуется над ним Аллах) шёл мимо играющих детей. Все дети в страхе разбежались, кроме Ибн Зубайра. Умар его спросил: «Почему ты не ушёл?», на что он ответил: «О правитель правоверных, дорога не так узка, чтоб я уступил её вам, и нет на мне греха, чтобы бояться вас».
Находясь в доме своего визиря, Харун Рашид спросил его сына: «Чей дом лучше: мой или ваш?» на что тот сказал: «Наш дом». На вопрос: «Почему?» он ответил: «Потому что в нём находитесь вы».
Ум и высокое устремление (химмат[2]) ребёнка узнается по его выбору. Когда дети собираются для игры, ребёнок, у которого высокие устремления, говорит: «Кто со мной?», а тот, у кого нет высоких устремлений, вопрошает: «С кем буду я?».
Наивысшим стремлением (химмат) ребёнка является получение знаний.
Раздел
[О побуждении женить своего ребёнка]
Когда ребёнок достигнет зрелости, отцу следует женить его.
В хадисе сказано: «Если согрешит сын человека, который не женил его по достижении совершеннолетия, имея на то возможность, то грех будет распределён между отцом и сыном»[3].
Удивительно, как отец не вспоминает своё состояние при созревании; то, с чем он сталкивался и претерпевал после совершеннолетия. Может быть, он совершал ошибки, и пусть знает, что его сын подобен ему.
Ибрахим аль-Харби (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Причина испорченности детей – в друзьях».
Редко встречается молодой парень, который отдаст предпочтение знаниям перед женитьбой, который знает, что он сумеет проявить терпение, и уверен за себя. Поистине, Ахмад бин Ханбаль (да смилуется над ним Аллах) женился только после сорока лет.
[1] Тут имеется в виду известный диалог, в котором Пророк Ибрахим (мир ему и благословение) логическими доводами опроверг утверждения своего народа, который говорил, что Солнце, Луна и звёзды являются богами.
[2] В русском языке нет точного эквивалента этого слова. Словарь Баранова определяет его значение так: «энергия, пыл, усердие, старание, деятельность». Но ни один из этих смыслов полностью не соответствует этому слову.
Как пишет Джурджани (да смилуется над ним Аллах) в книге «Таърифат» (257 стр.): «Химмат – это направление и стремление сердца со всей своей духовной силой к истине, чтобы достичь совершенства ради себя или ради другого человека».
Поэтому мы иногда будем писать это слово как есть – химмат, а иногда, если контекст позволит, будем употреблять наиболее близкое к нему по значению слово и в скобках указывать, что речь идёт именно о нём.