Яндекс.Метрика

Искренность в распространении знаний

 

Учёные говорят, что одной из основных причин распространения мазхаба, знаний и книг любого учёного является такое его качество, как искренность. В каждом веке существовали десятки и сотни учёных, однако известными стали лишь некоторые из них по причине их искренности.

 

К учёным, получившим широкую известность, относится Имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) – основоположник одного из четырёх мазхабов.
 

Имаму принадлежит немало изречений, которые говорят о его искренности в приобретении знаний и их распространении.  Одно из самых известных его изречений – то, которое передал его ученик имам Раби бин Сулейман[1] (да смилуется над ним Аллах):
 

 «Я слышал, как Шафии говорил:
 

وددت أن الخلق يتعلمون هذا العلم ولا ينسب إلي منه شيء


"Я хочу, чтобы люди изучали это знание[2], не относя ко мне ничего из этого"».[3]

То есть единственной целью имама при составлении книг и основании своего мазхаба было распространение знаний, чтобы люди получали от этого пользу, и его не волновало, будет упоминаться при этом его имя или нет.
 

Но мотивом для написания этой статьи стало то, что мы прочитали на странице одного из учёных нашей современности доктора Мухаммада Абу Бакра Базеба (да хранит его Аллах и приумножит его знания). В одной из заметок он пишет, что как-то наткнулся на копию рукописи книги «Тахниат ахлюль Ислам», принадлежащей перу великого учёного Ибрахима аль-Маймуни (да смилуется над ним Аллах), который умер в 1079 году по хиджре. Переписчиком этой книги был ученик автора книги по имени Абу Салим аль-Аяши (да смилуется над ним Аллах). Книга была переписана при жизни автора, о чём свидетельствует автограф самого автора книги на ней, в котором он пишет, что даёт разрешение (иджаза) переписчику.
 

Так вот, переписчик пишет следующее:
 

«Мой шейх Ибрахим аль-Маймуни рассказал мне, что он слышал от своего шейха аш-Шанвани, который рассказал следующее:
 

"Я сидел вместе с Ибн Хаджаром аль-Хайтами напротив Каабы. В это время пришёл один человек и сказал: «Шейх Мухаммад Рамли приписал себе твоё толкование (шарх) «Минхаджа». Тогда Ибн Хаджар сделал земной поклон (суджуд) в знак благодарности Аллаху и сказал: «Клянусь Аллахом, я желал, чтобы мне не приписывали ничего из этих знаний[4]. Собирая эти знания (то есть составляя книги), я преследую только одну цель –  чтобы люди получили от этого пользу. И если они получат пользу, то мне всё равно, кто приписал себе [это достижение]»".
 

Имам Мухаммад Рамли также написал толкование книги «Минхадж», назвав его «Нихаятуль Мухтадж». Оба толкования – как авторства Ибн Хаджара, так и Мухаммада Рамли – получили очень широкое распространение в исламском мире. Сам факт кражи Мухаммадом Рамли книги Ибн Хаджара является ложью. Но самое главное здесь — это позиция Ибн Хаджара, то, как он поступил в данной ситуации. У него ранее уже крали книгу в нескольких томах, после чего ни он, ни кто-либо другой больше её не видели. По прошествии времени ему сообщили, что некто приписал себе его книгу «Тухфат аль-мухтадж», распространяя её под своим именем. Имам же в ответ совершил земной поклон благодарности Всевышнему за это. Это и есть искренность, по причине которой Аллах возносит её обладателей на высокие степени и наделяет их тем, что никогда не видели глаза и не слышали уши.


Давайте сравним себя с ними: мы возмущаемся, когда некто использует текст, который мы выложили в сеть, без упоминания нашего имени, без ссылки на сайт или на канал; возмущаемся, когда используют наше видео, вырезав логотип нашего канала и т.д. При этом мы ещё надеемся на высокую степень и в конечном счёте – на место в Раю.
 

Это не означает, что можно распространять чужую информацию без ссылки на её источник. Конечно, тот, кто использует чужую информацию, должен назвать автора материала, так как использование чужого труда является аманатом. Но суть в том, что у автора должно быть намерение распространить Ислам и принести пользу окружающим, а не стать известным.
 

Да одарит нас Аллах пониманием религии, амин!



Подготовил: Муса Багилов

 

 

 


[1]Его имя Абу Мухаммад Раби ибн Сулейман ибн Дауд аль-Азди аль-Джизи, считается, что он родился в местности Джиза в окрестностях Египта.

В книгах по мазхабу имама Шафии его упоминают лишь в двух местах. Первое – это раздел «Шахадат» в книге имама Рафии «Аль-Азиз», в котором передаются слова имама Шафии о том, что чтение Корана нараспев является нежелательным действием. Второе – это цитата имама Шафии: «Волосы очищаются дублением, так же, как и кожа».

[2]Имеется в виду то, что он написал в своих книгах.

[3]См. Аль-Байхаки в «Манакибу Шафии» 1/258, Асбахани в «Хуляту авлия» 9\118 и т. д.

[4]Имеются в виду знания из книг, которые он составил.

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru