Яндекс.Метрика

Оставь то, что тебя не касается

 

Можно уверенно сказать, что интернет стал причиной большого скачка распространения Ислама и знаний о нём. Сидя дома, можно найти информацию почти в любой сфере науки. Но вместе с этим в обществе увеличилось количество пороков. Массово распространилось обсуждение людей, клевета, наговор и многое из того, что запрещено в Исламе.

 

Сегодня мы поговорим об одном из этих недугов, на первый взгляд кажущемся самым легким, но по сути являющемся основой всех этих болезней, а именно – о неумении (и нежелании) отстраняться от того, что тебя не касается.


В хадисе, переданном Абу Хурайрой, да смилуется над ним Аллах, говорится:


«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
 

من حسن إسلام المرء تركه ما لا يعنيه


"Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается"».


Этот хадис указывает на то, что мусульманину свойственно заниматься достойными, а не презренными делами, чтобы он поклонялся Всевышнему Аллаху так, будто он видит Его, ощущая в душе, что Он близок к Нему, а Он близок к нему, и это отвлечёт его от всего того, что его не касается. Так как, если он будет поклоняться ему таким образом, то он не будет заниматься тем, что его не касается.

 

Деление деяний
 

Как очевидно из этого хадиса, деяния делятся на те, что касаются человека, и те, что его не касаются. Как пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, каждый из этих пунктов либо совершается человеком, либо оставляется. В итоге деяния делятся на четыре вида:
 

1. те, что касаются человека, и он их совершает;

2. те, что не касаются человека, и он их не совершает;

3. те, что касаются человека, но он их не совершает;

4. те, что не касаются его, однако он их совершает."
 

Первые два вида деяний очень похвальны, и Ислам призывает к ним. Последние порицаемы, и Ислам остерегает человека от их совершения.
 

Этот хадис, как говорит Абу Дауд, составляет одну четверть Ислама. Но Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Я считаю, этот хадис не просто одна четверть Ислама, но, поистине, он полностью есть Ислам». То есть одного этого хадиса достаточно для полноценного соблюдения Ислама.


 

Как определить, что тебя касается, а что нет?
 

А как понять, что тебя касается, а что не касается? Где грань и каково определение этого? На этот вопрос имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, отвечает следующим образом:
 

 «То, что тебя не касается – это твой разговор о чём-то таком, что если бы ты промолчал об этом, то не впал бы в грех и не было бы тебе вреда ни сейчас, ни в будущем».
 

Далее он приводит несколько примеров.
 

Первый пример. Ты сидишь в кругу людей и рассказываешь им о своих поездках: какие горы и реки ты там увидел, что произошло с тобой там, какую хорошую еду и одежду там видел, какие учёные произвели на тебя хорошее впечатление, случаи, произошедшие с ними. Если бы ты промолчал об этом, то не впал бы в грех и не было бы тебе вреда. И если даже ты приложишь усилие и расскажешь всё это без добавления или убавления, то как минимум ты зря потратил своё время и время слушающих тебя.
 

Второй пример. Ты задаёшь кому-либо вопрос, который тебя не касается, и тем самым попросту тратишь свое время. А иногда бывают такие вопросы, последствия которых пагубны: например, ты спрашиваешь кого-то о его поклонении, держит ли он желательный пост в понедельник или в четверг. Если он ответит: «Да, я держу пост», – то ты вынудил его рассказать о своём поклонении, которое тот совершал скрыто, тем самым его поклонение может стать похожим на показуху. Даже если оно не превратится в показуху, оно как минимум потеряет степень поклонения, совершаемого скрыто, которая выше степени поклонения, совершаемого явно. Если же тот скажет: «Нет, я не держу пост», – то окажется лжецом. А если он не ответит тебе, то ты посчитаешь это унижением и проявлением гордыни с его стороны по отношению к тебе. К таким последствиям может привести один вопрос о том, что тебя не касается.
 

Третий пример – когда ты встречаешь человека, который идёт своим путём, и спрашиваешь его, куда он идёт, или человек возвращается откуда-то, а ты начинаешь расспрашивать его, откуда он идёт и так далее. Все эти вопросы и им подобные могут привести к плохим последствиям.
 

После этих примеров имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, пишет:
 

«Под тем, что тебя не касается, я не подразумеваю именно подобные вышеприведённым примерам ситуации, так как они включали в себя грех либо вред. Но истинным примером того, что тебя не касается, служит следующее предание:
 

Лукман Хаким как-то пришел к пророку Давуду, мир ему, когда тот шил себе кольчугу, которую он ещё не видел ранее. Лукман Хаким удивился этому и захотел спросить о ней, однако мудрость остановила его от этого, и он не задал свой вопрос. Когда же Давуд, мир ему, закончил свое дело и надел на себя кольчугу, то сказал: «Как же хороша эта кольчуга для войны». Тогда Лукман сказал: «Молчание – мудрость, и мало кто его соблюдает». То есть он получил желаемый ответ без вопроса. Также есть версия, что он целый год ходил к Давуду, мир ему, желая узнать для чего тот делает кольчугу, и не спрашивал его об этом.
 

Подобные этому примеры деяний, в которых нет греха и вреда, относятся к тому, что тебя не касается, и оставление чего считается признаком хорошего исповедования Ислама».


 

Причины, приводящие к этому
 

Причина, которая приводит человека к совершению того, что его не касается, как пишет Имам аль-Газали – это стремление узнать то, в чём у него нет нужды, общение для близкой дружбы или проведение времени в рассказах, от которых нет пользы.
 

 

Лекарство от этого
 

Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, разделил лекарство от этой болезни на два вида.

Первое, теоретическое – это знание, что смерть ждёт тебя впереди, что предстоит спрос за все слова, что каждый твой вздох является для тебя драгоценным, что твой язык является сетью, с помощью которой ты будешь охотиться на гурий.
 

Второе, практическое – это отдаление от людей, наполнение рта камушками, благодаря которым ты не станешь говорить лишнее и научишься говорить только то, что тебя касается. Самое лёгкое лекарство из всех этих видов – это отдаление от людей.
 

Мы настолько далеки от искренности, наши сердца стали настолько чёрствыми и мрачными, что вышеприведённый метод, а именно – держать во рту камушки, чтобы не говорить лишнее, нам кажется чем-то нереальным, а возможно, и диким. А ведь этот метод практиковали многие из праведных предшественников. Вы просто подумайте, на что они были готовы пойти, чтобы не сказать лишнее слово. Ибн Абу Дунья в книге «Сумт» (438 стр.) передаёт от Артата бин Мунзира, что некий человек сорок лет держал во рту камушки и не вынимал их за исключением времени, когда он ел, пил или спал. Сорок лет он держал во рту камушки, чтобы научиться не говорить то, что его не касается. Не два и не три дня, а СОРОК ЛЕТ!!!
 

А сейчас сравните тех, кто каждый день первым стремится написать в Фейсбуке, Вконтакте или где-то ещё пост, в котором он «опровергает» или «разоблачает» кого-то, и этих праведных предшественников. И вдобавок к этому: каждый из них боялся, что именно он попадёт в Ад.

 

Изречения праведников и случаи из их жизни
 

В конце приведём несколько изречений праведных предшественников относительно данной темы. Надеемся, что они принесут нам всем пользу.
 

Ибн Абдуль Барр приводит в книге «Тамхид» 9\199 следующее:
 

إن رجلا وقف على لقمان الحكيم وهو في حلقة عظيمة، فقال له: ألست عبد بني فلان؟ قال: بلى، قال: فما الذي بلغ بك إلى ما أرى؟! قال: قدر الله، وصدق الحديث، وتركي ما لا يعنيني


«Передаётся, что некий человек подсел к Лукману Хакиму, когда тот находился в большом кругу людей (то есть он им делал наставления, и они все его слушали). Он спросил Лукмана: "Разве ты не из рода таких-то и таких-то людей?" Лукман ответил: "Да". Он спросил: "Что же привело тебя к тому высокому положению, в котором я вижу тебя?" Лукман ответил: "Предопределение Аллаха, правдивость в речи и отстранение от того, что меня не касается"».
 

Ибн Абу Дунья в книге «Сумт» (109 стр.) передаёт следующее наставление сподвижника Умара ибн Хаттаба, да смилуется над ним Аллах, одному человеку:
 

لا تتعرض لما لا يعنيك واعتزل عدوك وأحذر صديقك من القوم إلا الأمين ولا أمين إلا من خشى الله تعالى ولا تصحب الفاجر فتتعلم من فجوره ولا تطلعه على سرك واستشر في أمرك الذين يخشون الله تعالى


«Не вмешивайся в то, что тебя не касается, сторонись своего врага, предостерегай верного друга. Не бывает друг верным, если он не боится Аллаха. Не дружи с грешником, а не то он обучит тебя какому-либо греху, не раскрывай ему тайну и советуйся о своих делах с тем, кто боится Аллаха».
 

Укайли приводит в «Зуафа» 3/1117 от Абу Хурайры, да смилуется над ним Аллах:
 

أكثر الناس ذنوبا أكثرهم كلاما فيما لا يعنيه


«Самый грешный из людей тот, кто много разговаривает о том, что его не касается».
 

Ибн Абдуль Барр также приводит в «Тамхиде» 9/200 со слов Хасана аль-Басри:
 

من علامة إعراض الله تعالى عن العبد أن يجعل شغله فيما لا يعنيه


«Признаком отречения Аллаха от своего раба является то, что Аллах занимает его тем, что его не касается».
 

Да поможет нам всем Аллах оставить то, что нас не касается, и совершать то, что нас касается. Амин!



Подготовил: Муса Багилов

 

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru