Яндекс.Метрика

Постоянство на малом грехе превращает его в большой грех.

 

Вопрос: правильно ли выражение что если проявлять постоянство на малом грехе то он превращается в большой?

 

Ответ: В шариате есть такое правило, что постоянство на малом грехе превращает его в большой грех. Поэтому ученые-факихи пишут, что одной из причин из-за которых у человека портится честь (адалат) и он становится не пригодным в качестве свидетеля в шариатском суде является постоянство на малом грехе.
 

Имам Суюти, да смилуется над ним Аллах, в «Джамиу Сагир» приводит хадис в котором говорится:
 

ما كبيرة بكبيرة مع الاستغفار ولا صغيرة بصغيرة مع الإصرار


«Не остается большой грех большим вместе с покаянием (истигфар), и малый малым вместе с постоянством на нем»
 

Имам Манави, да смилуется над ним Аллах, в комментариях к этому хадису в «Файзул Кадыр» 5\463 пишет, что он слабый.
 

Также есть известные слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах:
 

لا صغيرة مع الإصرار، ولا كبيرة مع الاستغفار


«Нет малого греха вместе с постоянством на нем, и нет большого вместе с каянием (истигфар) от него». То есть покаяние смывает большие грехи, а постоянство на малом превращает его в большойкак об этом пишет Имам Навави, да смилуется над ним Аллах[1].
 

Их передает Ибн Раджаб аль-Ханбали, да будет доволен им Аллах, в «Джамиль Улюм валь Хикам» 1\449, где он добавляет, что эти слова также передаются как слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но только в слабых передачах.
 

Но суть этих слов не заключается в том, что сам грех превращается в большой, так как грех остается тем же малым грехом, а только то, что из-за постаянства на нем ему дают решение большого греха, так это разъясняет Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, в «Тухфатуль Мухтадже» 10\215[2] Заркаши в «Бахруль Мухите» 6\155[3] и другие.
 

То есть если человек совершить малый грех один раз, то он все еще пригоден в качестве свидетеля в шариатских решениях, а если совершит большой грех, то он не пригоден в качестве свидетеля, также и тот, кто постоянствует на малом грехе не пригоден в качестве свидетеля.
 

И под постоянством на грехе имеется виду, что если человек будет совершать один и тот же грех несколько раз, или же много разных малых грехов таким образом, что это будет указывать на пренебрежение им религией. Или же если его малые грехи, будь это один грех совершенный много раз, или много разных грехов, будут преобладать его благие деяния[4].



Подготовил: Муса Багилов

 

 

 


[1] عبارة شرح مسلم (1\463) : « قال العلماء رحمهم الله : والإصرار على الصغيرة يجعلها كبيرة. وروى عن عمر وبن عباس وغيرهما رضي الله عنهم : (لا كبيرة مع استغفار ولا صغيرة مع إصرار)، معناه : أنّ الكبيرة تمحى بالاستغفار والصغيرة تصير كبيرة بالإصرار ..»
 

[2] عبارة التحفة : «الإصرار لا يصير الصغيرة كبيرة حقيقة وإنما يلحقها بها في الحكم»
 

[3] عبارة البحر المحيط : «الإصرار على الصغائر حكمه حكم مرتكب الكبيرة الواحدة على المشهور»
 

[4] عبارة قواعد الأحكام في مصالح الأنام (1\27) : « فإن قيل : قد جعلتم الإصرار على الصغيرة بمثابة ارتكاب الكبيرة، فما حد الإصرار أيثبت بمرتين أم بأكثر من ذلك؟
 

قلنا: إذا تكررت منه الصغيرة تكرراً يشعر بقلّة مبالاته بدينه إشعارَ ارتكاب الكبيرة بذلك.. رُدّت شهادته وروايته بذلك.

وكذلك إذا اجتمعت صغائر مختلفة الأنواع بحيث يشعر مجموعها بما يشعر أصغر الكبائر.»

عبارة حاشية العطار على البدر الطالع 2\189 : «وقد ضبط الشيخ عز الدين بن عبد السلام الإصرار المعدود كبيرةً بأنّ : (من تكررت منه صغيرة تكرراً يشعر بقلة مبالاته بدينه إشعار ارتكاب الكبيرة ردت شهادته وروايته، وكذا من وجدت منه أنواع من الصغائر يشعر مجموعها بما يشعر به أدنى الكبائر)، وهو ضابط حسن غير أن إشعار غلبة المعاصي بقلة المبالاة بالدين أظهر، وقد ثبت اعتبار الغلبة شرعاً فالضبط بما يستند إليها أولى اهـ. كمال.»

عبارة الموافقات (1\131): قال الغزالي: «إنّ المداومة على المباح قد تصيّره صغيرة، كما أنّ المداومة على الصغيرة تصيره كبيرة»، ومن هنا قيل: «لا صغيرة معالإصرار».»

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru