Яндекс.Метрика

О руководстве мужчин женщинами и о нушузе (ослушании жены мужу)

 

Спешите к бракосочетанию

 

Раздел о руководстве мужчин женщинами и о нушузе (ослушании жены мужу)

 

Всевышний Аллах говорит, и Его руководство наставляет мусульман:

 

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ ۚ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ ۚ وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ ۖ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا ۗ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

 

«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущество перед другими, и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства. Праведные женщины — это те, которые покорны и оберегают (свои половые органы, дом и имущество) в отсутствие мужей. А Аллах оберегает их. А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, (затем) откажитесь разделить с ними ложе, [а если и это не поможет, то] стукните их. Если же они послушны, то не ищите путей против них. Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий».

 

Этот аят был ниспослан относительно Са‘да ибн ар-Раби‘[1] – одного из старейшин ансаров. Когда его жена, которую звали Хабиба бинт Зайд, ослушалась его и он ударил её по лицу, её отец отвёл её к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Мою дочь ударил Са‘д», и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ему сказал: «Пусть получит возмещение с мужа». Она вместе с отцом пошла к мужу для возмещения. И тут Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верните их, Джибриль пришёл ко мне, и Аллах ниспослал новый аят». Далее Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы хотели одно, а Аллах захотел другое, и поистине, то, что захотел Аллах – лучше!» и отменил возмездие[2].

 

В этом аяте Всевышний Аллах говорит: «Мужчины руководят женщинами». То есть руководят ими, как правитель руководит своей паствой. Мужчина исполняет то, в чём есть польза для жены, ведёт хозяйство, обучает этике и старается оберегать жену. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Аллах над мужчиной, который хорошо относится к своей жене. Поистине, Всевышний Аллах сделал его господином над ней и её руководителем».

 

После того как Всевышний установил руководство мужчины над женщиной, он разъяснил это двумя свойствами: 1. врождённое, 2. приобретённое.

 

1. Врождённое означает следующее: «Потому что Аллах дал одним преимущество перед другими»,то есть Всевышний Аллах дал мужчинам превосходство над женщинами в следующем: в совершенстве их разума, религиозности, навыках управления, большей силой для работы и для поклонения, установлении шариатских законов, правлении, свидетельствах в судах, обязательности совершать джихад, пятничного намаза; а также в том, что только мужчины бывают пророками, халифами и имамами.

 

Мужчина имеет право жениться на четырёх женщинах, а женщине нельзя выйти замуж одновременно за четырёх мужчин. Доля наследства мужчины больше, чем у женщины, он обладает правом дать немедленный развод, выдать замуж свою подопечную и вернуть разведённую с ним жену (в течение периода идды, без её согласия). К роду мужчины относят и детей. Мужчина носит бороду и чалму. Всё это указывает на превосходство мужчин над женщинами.

 

2. Далее, согласно второму пункту, Аллах сказал: «И потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства»,то есть по причине того, что они потратились на женитьбу, отдав калым и обеспечив их. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «То, что человек расходует для сохранения себя – считается милостыней, и то, что человек расходует на свою жену, ребёнка и семью – считается милостыней».

 

Также он сказал: «Первое, что поставят на весы деяний – расходы человека на свою семью».

 

Также он сказал: «Если бы я велел кому-то совершить земной поклон помимо Аллаха, я бы повелел женщине поклониться своему мужу». (Тирмизи)

 

Далее Аллах подразделил женщин на два типа. О первом он сказал: «Праведные женщины это те, которые покорны» своим мужьям «и оберегают в отсутствие мужей» то, что должны оберегать, то есть свои половые органы, дом и имущество. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучшей из женщин является та, которая радует тебя, когда ты смотришь на неё, подчиняется тебе, когда ты повелеваешь ей (сделать что-то), и в твоё отсутствие хранит твоё имущество и себя», и далее он прочитал этот аят. (Абу Давуд)

 

Пусть тот, кому Аллах дал жену, подобную той, о которой сказано в этом хадисе, знает – это милость Аллаха, которую он получил.

 

О праведных женщинах передаётся следующая история.

 

«Как-то один нечестивец захотел совершить прелюбодеяние с целомудренной женщиной и сказал ей: "Пойди и закрой все двери дома". Она пошла и, когда вернулась, сказала: "Я закрыла все двери, кроме одной", он спросил: "Какой?". Она ответила: "Той, которая между мной и Величественным Творцом! Я не смогла её закрыть, и ты не сможешь её закрыть, она останется всё так же открытой!". Эта речь заронила в его сердце боязнь перед Аллахом, он раскаялся, возвратился к Аллаху, бросил грехи и вернулся к поклонению».

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все мирское – это преходящее (временное) благо, а лучшее из временных благ – это праведная женщина». (Муслим)

 

 

Далее в аяте говорится: «А Аллах оберегает их», то естьпообещав им большое вознаграждение за сохранение всего упомянутого в отсутствие мужей и пригрозив им жестокими муками за вероломство. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если женщина совершает пять намазов, постится в Рамазан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: "Войди в Рай через те врата, через которые пожелаешь!». Также он сказал: «Праведная женщина лучше тысячи неправедных мужчин. Для любой женщины, которая будет ухаживать за своим мужем семь дней, закроются семь дверей Ада и откроются восемь дверей Рая, и войдёт она в любую из них без спроса!» (Абдурахман бин Авф)

 

Также он сказал: «О прощении грехов женщины, послушной мужу, просят птицы на небе, рыбы в воде, ангелы на небесах, солнце и луна, пока ею доволен её муж».

 

Передаётся, что некий человек во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вышел в путь на священную войну, сказав жене: «Не выходи из дома, пока я не вернусь к тебе». После этого её отец заболел, и она отправила человека к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал ей: «Слушайся мужа». Так продолжалось долгое время, и она не переставала слушаться веления мужа и не выходила из дома. Её отец умер, и она не увидела его. Она проявила терпение. Когда же её муж возвратился, Всевышний Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) откровение, что Он простил её отцу все грехи по причине её послушания своему мужу.

 

Второй тип женщин Аллаха описал следующим образом: «А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь», то есть ослушания мужьям как в словах, так и в поступках. Покорность в словах — это её ответ на призыв мужа и подчинение его велениям, а покорность в поступках – это вставание при входе мужа в комнату, где она находится, и стремление выполнять его просьбы. Когда жена ослушивается мужа в подобных делах – это признак её ослушания (нушуз).

 

Когда же жена проявляет признаки ослушания (нушуз), «делайте наставление», то есть устрашайте словами о наказании Аллаха, например, скажите: «Бойся Аллаха, поистине, у меня есть права, которые ты должна соблюдать. Исправь свой плохой нрав и знай, что подчинение мне является твоей обязанностью».

 

Делайте им то наставление, что передаётся от Талхата бин Абдуллаха (да смилуется над ним Аллах), который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Любая женщина, которая посмотрела хмуро в лицо мужу и огорчила его этим, не перестанет испытывать на себе гнев Аллаха, пока не посмотрит на него с улыбкой".

 

Также он сказал: "Аллах не смотрит на ту женщину, которая нуждается в муже и не благодарит его".

 

Также он сказал: "У любой женщины, которая не жалеет своего мужа и подстрекает его к тому, что не в его силах, Аллах не примет благое деяние, и когда она встретится с Аллахом, Он будет в гневе на неё".

 

От Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Аллах не примет от женщины благих деяний, совершённых за 70 лет, которая скажет своему мужу “я никогда не видела от тебя блага”, даже если она постилась целый день и бодрствовала по ночам".

 

Также он сказал: "Язык женщины, которая им вредит своему мужу, Аллах удлинит до семидесяти локтей и привяжет к её шее".

 

Также он сказал: "Каждый раз, когда в этом мире женщина будет вредить своему мужу, его жена из гурий будет говорить: “Не вреди ему, да погубит тебя Аллах! Поистине, он отдан тебе на хранение, и приближается время, когда он перейдёт к нам”". (Тирмизи)

 

Если же наставление не повлияет на неё, и она будет продолжать своё, то откажи ей в ложе.

 

Об этом сказано в следующих словах Аллаха: «…откажите им в постели», то есть отдалитесь от них и уйдите в другую постель. Если же и после этого они не возвратятся (к послушанию), то устрашите их и«стукните их», но не сильно – не так, чтобы сломать кости или повредить органы[3].

 

Порядок, приведённый в данном аяте: сначала сделать наставление, потом отказаться разделить ложе, а в конце стукнуть – это в том случае, когда муж подозревает, что жена вознамерилась ослушаться его. Однако, когда она точно ослушалась – то нет вреда в несоблюдении порядка между вышеперечисленными мерами[4].

 

Знай, что ослушанием (нушуз), которое учёные посчитали одним из больших грехов, считается отказ жены мужу в супружеских правах в широком понимании (будь то в ласках или в половой близости), выход без разрешения мужа из дома, даже на похороны своих родителей, отказ выехать с мужем туда, куда он говорит, закрывание двери, когда муж захочет войти к ней, требование от мужа развода. Если она хоть на миг позволит себе что-то вышеперечисленного, то в этот день она не заслуживает питания, одежды на этот сезон и распределения ночей. Муж имеет право отказать ей в ложе, пока она не придёт в себя, даже если ослушание (нушуз) продлится несколько лет, также стукнуть её тростью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мужчину не следует спрашивать, почему он ударил свою жену»[5]. (Абу Давуд)

 

Также он сказал: «Повесьте плеть там, где её будут видеть все члены семьи, поистине, она будет для них воспитателем».

 

Также он сказал: «Если мужчина позовёт свою жену к себе на ложе, но она не придёт к нему, и он заснёт в гневе на неё, то её будут проклинать ангелы до самого утра». ( Бухари и Муслим)

 

Также он сказал: «Клянусь тем, в Чьей власти моя душа! Если мужчина позовёт свою жену к себе на ложе, но она откажет ему, то Тот, властен небесами, будет гневаться на неё до тех пор, пока муж не будет доволен ею».

 

Также он сказал: «Аллах проклял ту женщину, которая говорит мужу "приду позже", когда он зовёт её в постель, и муж засыпает до её прихода».

 

Также он сказал: «Женщина, которая вышла без разрешения мужа из своего дома, испытывает на себе Аллаха, пока не возвратится домой, или пока муж не станет доволен ею». (Привёл Аль-Хатыб в труде «Тарих»)

 

Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я гневаюсь на женщину, которая выходит из дома,таща за собой подол своей одежды, и идёт жаловаться всем на мужа (без права на это)».

 

Также он сказал: «Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным». (Абу Давуд).

 

Также можно сказать, что благоуханье Рая станет запретным для той женщины, которая стала причиной развода с мужем, так как от Абу Айюба Аль-Ансари передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный День Аллах разделит между Раем и тем человеком, который разделил супругов». Также он сказал: «Кто станет причиной расставания мужа и жены, тот будет проклят Аллахом как в этом мире, так и в Ахирате, также ему запретят смотреть на Всевышнего Аллаха». Также он сказал: «Не имеет к нам отношения тот, кто настраивает женщину против мужа или раба против господина».

 

Далее Всевышний Аллах говорит: «Если же они послушны», то есть отказались от ослушания (нушуз), «то не ищите путей против них», то есть не ищите путей причинения им вреда не по праву. «Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий»,поэтому остерегайтесь, как бы он не наказал вас, если вы вероломно отнесётесь к жёнам, потому как Аллах всесилен над вами и над жёнами, которые во власти у вас.

 

Продолжение следует, иншаАллах...

 


 


[1] Са‘д бин ар-Раби‘ бин ‘Амр ал-Хазраджи ал-Хариси — известный сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дважды присягавший ему на верность в местечке Акаба. Он знал грамоту ещё в доисламские времена и был писарем. Са‘д принял участие в битве при Бадре и пал за веру в сражении при Ухуде.

[2] Эта история приводится многими учёными-толкователями Корана при толковании данного аята. К сожалению, мы не нашли комментариев учёных к этой истории. Однако в шариате, в частности, в шафиитском мазхабе, запрещается бить по лицу. Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас будет бить, то пусть остерегается бить по лицу!». Этот хадис передал имам Муслим (№ 2612). Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) в своём комментарии к «Сахиху» Муслима (7/81) говорит: «Что касается удара по лицу, то это запрещено в отношении любого животного..., а относительно человека запрет ещё строже». Поэтому можем предполагать, что в то время ещё не было запрещено бить кого-либо по лицу, поэтому сподвижник и поступил подобным образом. А Аллах знает лучше!

[3] Тут необходимо понять, что шариат дозволил ударить жену в качестве воспитательной меры. То есть, если муж знает, что от удара не будет никакой пользы, а наоборот, положение может ухудшиться, то ему нельзя ударять жену, так как главная цель этого – воспитание, а не избиение. Об этом пишет имам Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Маджмуъ» (16/445). Также необходимо знать, что ударить жену разрешается такими предметами, как сивак или подушка, как об этом сказал сподвижник Ибн Аббас (см. комментарии Ибн Расляна к «Сахиху» Абу Давуда, 9/484). Ещё немаловажно знать, что учёные призывали мужчин не применять силовые методы, даже если им это дозволено, выдающийся учёный шафиитского мазхаба Ибн Раслян в комментариях к «Сунану» Абу Давуда (9/480) говорит: «Учёные нашего мазхаба сказали, что, хотя муж имеет право ударить жену, то всё равно лучше ему не ударять её и перетерпеть её характер, лучше простить её».

[4] Тут мы с автором можем не согласиться, так как большинство учёных шафиитского мазхаба говорят, что данные меры муж имеет право применять только тогда, когда он точно знает, что жена ослушалась. А если со стороны жены конкретного ослушания нет, то он не имеет права применять меры, приведённые в данном хадисе. Также необходимо соблюдать между ними порядок, например, нельзя отказать ей в ложе, если достаточно сделать ей наставление, также нельзя стукнуть её, пока не была применена мера с отказом от ложа. (См. книги шафиитского мазхаба, в частности, «Хашият Джамал», 4/289).

[5] Если муж наказал жену, то не следует его спрашивать и узнавать, из-за чего он так сделал, так как это может привести обнародованию семейных тайн, быть может, она не пришла к нему в постель или не сделала то, что входило в её обязанности, и так далее.

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru