Яндекс.Метрика

Шейх Мухаммад Хасан Хиту о хадисах в «Ихья» имама Газали

 

Хадисы, проводимые имамом Газали делятся на два вида:

 

Первый вид - хадисы о правовых решениях, которые он привёл в книгах по фикху как «Басит», «Васит», «Ваджиз», а также хадисы о правовых решениях, приведенные  имамом в своей книге «Ихяу улюма дин». Все ученые шафиитского мазхаба, и он в частности, приводят эти хадисы как доводы для решений.
 

Второй вид - хадисы о достоинствах деяний, которые очень часто имам Газали использует в своей книге «Ихяу улюма дин». Да, слабость некоторых из них доходит до степени выдуманности, но мы должны знать, что, во-первых, имам Газали упоминает их не в правовых решениях, а только в разделах общего этикета, ведь как известно в этикете мы можем использовать и слова неверных. Мы открыто говорим: что нет проблем передавать об этике что-либо от неверного, так как это общая польза, в этом нет ничего запретного. Хадисы, которые имам Газали упомянул в «Ихья» и по поводу которых были высказаны замечания, приведены только о достоинствах деяний, так как все ученые едины в том, что если хадис будет слабым, то его можно приводить о достоинствах деяний при наличии четырех условий:
 

1. Слабость хадиса не должна быть сильной.
 

2. При практике хадиса не должно быть убежденности в том, что этот хадис несомненно передан от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
 

3. Этот хадис по смыслу должен подходить под общие основы.
 

4. Он должен касаться только темы достоинства деяний.
 

По единогласному мнению ученых-мухаддисов можно следовать за слабым хадисом, если он будет рассказывать лишь о достоинствах деяний, если его слабость не дошла до уровня выдуманного хадиса, если этот хадис по смыслу подходит под общие основы шариата и если у того, кто практикует этот хадис, нет убежден убежденности в том, что это действие является установленной сунной. На этом единогласны все ученые.
 

Даже сам имам Бухари привел в своем сборнике хадисы без цепочки – «таъликаты», и среди которых есть слабые хадисы. Поэтому все ученые единогласно сказали, что «таъликаты» Бухари бывают двух видов:
 

1. Таъликаты, упомянутые в утвердительной форме и все они достоверные.
 

2. Таъликаты, которые неупомянуты в утвердительной форме, и, нуждаются в изучении, так как среди них есть как достоверные, так и слабые. Однако это не основные хадисы его книги.
 

Имам Джарир ат-Табари при составлении тафсира «Джамиуль Баян ан Таъвили Къуран» привел в нем много слабых и выдуманных хадисов. Это связано с тем, что у ученых есть правило: «Тот, кто привел тебе цепочку передатчиков – возложил на тебя (её изучение)», а Имам Табари привел все хадисы с цепочкой.
 

Во-первых, те слабые хадисы, которых привел имам Газали о достоинствах деяний, и те из них, которые доходят до степени выдуманных - их очень мало. И это простительно имаму Газали по сравнению с тем огромным багажом знаний, который он собрал в книге «Ихяу улюма ддин».
 

Да, имам Газали упомянул в этой книге некоторые выдуманные хадисы, но разве Ибн Маджа не привел в своей книге «Сунан» хадисы, о которых ученые сказали, что они выдуманные? Так какая между ними разница? Почему мы ищем те немногочисленные моменты, в которых он ошибся, забывая весь его труд?Это похоже на тех, кто ищет и цепляется к некоторым лексическим ошибкам факиха.
 

Во время своей речи мы стараемся изложить её правильно, без ошибок. Я стесняюсь перед Аллахом ошибаться в своей речи и презираю себя, когда нахожу ошибку в ней, но во время выступления от меня машинально исходят некоторые ошибки. Будет ли правильно для  слушающего, который, услышав эту ошибку, оставить всю лекцию и цепляться к слову, в котором я ошибся? Нет, так ведь не поступают.
 

Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, вместе с его огромным, устрашающим своим количеством, багажом знаний, которые он собрал в своих книгах - не говорят ему: «Почему ты в «Ихяу улюма ддин» привел эти несколько выдуманных хадисов о ценностях деяний?». Так не говорят.
 

Имам Муслим при составлении сборника достоверных хадисов представил его Абу Зург1а. Хадисы, которые Абу Зург1а отверг, имам вычеркнул из своего «Сахиха». То есть: те хадисы, которые по мнению Имама Муслима были достоверны, по мнению Абу Зург1а не  были достоверными. И за это люди не осуждали имама Муслима.
 

Имам Даракутни поправил сотни хадисов из «Сахих» Муслима и Бухари, то есть по мнению имама Даракутни некоторые хадисы, которые привели имамы Бухари и Муслим, были слабыми. Но люди не осудили Бухари и Муслима за то, что Абуль Хасан Даракутни исправил некоторые их хадисы.

Не вредит имаму Газали тот факт, что в его книге «Ихья» находятся  хадисы, подобные которым нашёл имам Даракутни в сборниках Бухари и Муслима.
 

Однако это не проблема хадисов: слабые ли они или выдуманные, но проблема завистников, как сказано в стихе:
 

«Если на душе твоего брата злоба к тебе, то не провоцируй его, а то выявится то, что он скрывает»

И как говорят о красивой девушке:
 

«Мы сказали о её лице, из-за злобы к ней: как же она отвратительна!»
 

Есть люди, которых сохранила нам история, а также и те, кто сохранил нам историю, очистили её страницы, украсили её образ - к ним относится имам Газали. Нет никакого вреда для подобного имаму Газали от той речи, которую поднимают некоторые люди!

 

Посмотреть видео

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru