Яндекс.Метрика

Как правильно дать имя ребенку?

 

Предыдущая часть

 

Пятое: имянаречение

 

В этом пункте несколько положений.

 

Первое: желательно дать ребенку имя в день его рождения или на седьмой день, лучше на седьмой день. Следует дать имя ребёнку до совершения акыки за него, и имя следует дать праведный человек, как это подтверждено хадисами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) об имянаречении детей его сподвижников. Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) говорит в книге «Шарх Муслим»: «Желательно поручить имянаречение праведному человеку, чтобы он выбрал ребёнку имя, которым доволен»[1].

 

Второе: желательно дать ребёнку имя, даже если он умер до имянаречения, и даже если это выкидыш. Если невозможно определить пол выкидыша, то следует дать ему имя, подходящее обоим полам, например, Нур, Салям, Джихад.

 

Третье: желательно дать ребёнку хорошее имя, следуя словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые передали и посчитали достоверными имам Ахмад, Абу Давуд и Ибн Хиббан: «В Судный день вас будут называть вашими именами и именами ваших отцов, поэтому выбирайте хорошие имена»[2].

 

Четвёртое: самые лучшие имена – Абдуллах и Абдуррахман, затем те, которые имеют значение покорности и добавлены к одному из имён Аллаха, например, Абдулкарим[3]. Относительно наречения мальчика именем Мухаммад пришла весть о том, что имя это – привилегированное, как утверждает Ибн Хаджар в книге «Тухфат»[4]. Поэтому имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) говорил относительно наречения своего сына именем Мухаммад: «Я дал ему самое любимое для меня из всех имён»[5].

 

Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Жители Медины говорят, что любой дом, в котором хотя бы один из членов семьи назван именем Мухаммад, будет благоденствовать». Имам Ибн Рушд говорил: «Возможно, они узнали это из своего опыта, или же у них есть по этому поводу какая-либо весть (от пророка или сподвижников)». Всё это приводит Хатыб Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж»[6].

 

Однако нет вреда в том, чтобы дать другое имя с хорошим смыслом.

 

Пятое: в книге «Маджмуъ»[7] передаётся мнение шафиитского мазхаба и большинства учёных, согласно которому разрешено нарекать ребёнка именем ангела, например, Джабраил, Микаил, и именами пророков, а также называть их первыми буквами некоторых сур Корана, например, Ясин или Таха. Всё это не является нежелательным, хотя некоторые учёные посчитали это нежелательным.

 

Имам Навави говорит: «Нашим доводом является имянаречение Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) своего сына Ибрахимом. Многие сподвижники при жизни Пророка и после его смерти давали своим детям имена пророков, учитывая ещё хадисы, которые мы упомянули. И это не является нежелательным, так как запрет этого Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) не подтверждён»[8].

 

Также не является нежелательным давать имя Абдуннур, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Аллах – нур (свет) небес и земли».[9] [Коран, 24:35]

 

Примечание: корифей наук Абдулхай ал-Лякнави аль-Ханафи издал фетву о том, что если дать ребёнку имя пророка, то нельзя проклинать и ругать этого ребёнка, называя его по имени, так как это является проявлением неуважения к пророкам (мир им).

 

Шестое: запрещено давать имя Всевышнего Аллаха, которое присуще только ему, например: Ар-Рахман, Аль-Куддус, Аль-Мухаймин, Халикуль Халки и т. п. Также запрещено давать такие имена, как Абдуннаби (раб пророка), Абдулкаъба (раб Каабы), Абдуддар (раб дома), Абдуали (раб Али) или Абдухусейн (раб Хусейна), как об этом сказал Ибн Хаджар. Однако с ним во мнениях разошлись Мухаммад Рамли и Хатыб Ширбини, они сказали, что это можно, но нежелательно.

 

Запрещено также называть ребёнка именем Джаруллах (сосед Аллаха) или Рафикуллах (друг Аллаха), как об этом сказал Ибн Хаджар в книге «Тухфат»[10].

 

Великолепный учёный Баджури сказал в своей книге «Хашияту шархи Ибни Касим» следующее: «Запрещено давать ребёнку имена Абдул’атыр и Абдул’али, так как имена Аллаха подтверждаются только через шариат, а в шариате эти имена не указаны как имена Аллаха[11]»[12].

 

Седьмое: следует обязательно сменить запретное имя, так как это действие относится к устранению порицаемого, как об этом сказали учёные.

 

Восьмое: нежелательно давать отвратительное имя, а также такое имя, отрицательная форма которого обычно означает злополучие, например, Баракат (благодать) или Нафиъ (полезный).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не называй своего ребёнка ни Афляхом, ни Наджихом, ни Ясаром, ни Рабахом. Воистину, когда ты спросишь: «Есть ли он здесь?» – тебе ответят: «Нет»»[13].

 

Девятое: желательно сменить отвратительное имя, а также такое имя, отрицательная форма которого обычно означает злополучие. Доводом к этому служит хадис, который передал имам Муслим: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поменял имя ’Асий (грешница) и сказал: «[Теперь] ты Джамиля (красивая)»[14].

 

Зайнаб бинт Джахш, жену Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), звали Барра (благочестивая), и люди стали говорить: «Она сама себя восхваляет». Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал её Зайнаб[15]. Этот хадис передал имам Бухари и Муслим[16].

 

Хафиз Ибн Хаджар в книге «Фатхуль Бари» говорит: «Абу Давуд сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сменил имена ‘Асий (грешник), Атала (жёсткий), Шайтан (сатана), Гураб (ворона), Хубаб (одно из имён сатаны, также этим именем называют змею), Шихаб (звезда), Харб (война) и так далее.

 

Я скажу: ‘Асий, который был упомянут выше, – это Мутиъ бин Асвад аль-Адави, отец Абдуллаха бин Мути’а. То же было и с Абдуллахом бин Харисом бин Джузу и Абдуллахом бин Амром и Абдуллахом бин Умаром, как это передали аль-Баззар и Табарани в хадисе Абдуллаха бин Хариса с надёжной цепочкой передатчиков. Подобных хадисов очень много.

 

‘Атала – это Утба бин Абдуссулами.

Шайтан – это Абдуллах.

Гураб – это Муслим Абу Райита.

Хубаб – это Абдуллах бин Абдуллах бин Убай.

Шихаб – это Хишам бин Амир аль-Ансари.

Харб – это Хасан бин Али, так как изначально Али назвал своего сына Харбом"». Конец цитаты[17].

 

Десятое: в книге «Маджмуъ»[18] передано единогласие учёных о желательности дать человеку прозвище, которое ему нравится. Нашему господину Абубакру было дано прозвище Атик, то есть освобождённый от огня, господина Умара прозвали Фаруком (разделяющим истину от лжи), господина Али – Абу Турабом (отцом земли)[19], господине Хамзе дали прозвище Асадуллах (лев Аллаха), а господину Халиду – Сайфуллах (меч Аллаха).

 

Одиннадцатое: как говорит имам Навави в книге «Маджмуъ», учёные единодушно согласны в том, что запрещено давать человеку прозвище, которое ему не нравится, будь то по его внешнему признаку, например, «слепой», «подслеповатый», «хромой», или по качествам его родителей и т.д.

 

Также он[20] говорит: «Учёные единогласны в том, что можно описать человека таким образом, чтобы тот, кто не может вспомнить его лишь по имени, смог опознать его по этим признакам»[21].

 

Двенадцатое: желательно давать уважаемым мужчинам и женщинам кунью[22], даже если у них нет детей. Кунья – это такое прозвище, как Абу Мухаммад, Абу Ахмад и т. п. Если у человека несколько детей, то в кунье используется имя старшего ребёнка.

 

Тринадцатое: нет вреда в том, чтобы давать маленьким детям кунью – на основании слов, переданных имамом Бухари от нашего господина Анаса (да будет доволен им Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр (передатчик хадиса сказал: "Я думаю, Анас сказал также, что этого брата уже не кормили грудью"). И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходил к нему, он всегда спрашивал: «О Абу ‘Умайр, что натворила птичка?»[23]. Иногда Пророк приходил к нам во время намаза и велел нам отряхнуть коврик, который бывал под ним, потом вставал на него, а мы вставали позади него и совершали намаз»[24].

 

Четырнадцатое: имам Муслим передал в своём труде «Сахих» слова нашего господина Анаса (да будет доволен им Аллах):

 

نادى رجل رجلا بالبقيع يا أبا القاسم فالتفت إليه رسول الله فقال يا رسول الله، إني لم أعنك إنما دعوت فلانا، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: تسموا باسمي ولا تكنوا بكنيتي"

 

«Один мужчина окликнул другого в местности Бакыъ: "О Абуль Касим!" И к нему обернулся Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)[25]. Тот сказал: "Посланник Аллаха, я подразумевал не тебя. Я позвал такого-то". И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Называйтесь моим именем, но не давайте мою кунью"»[26].

 

В комментариях к данному хадису имам Навави говорит: «Учёные разошлись во мнениях относительно данного вопроса на множество групп. Имам Кади Ияд и другие учёные собрали мнения всех групп:

 

Первая группа – мазхаб имама Шафии и Ахлю Захир. По их мнению, нельзя давать кунью Абуль Касим никому, будь его имя Мухаммад, Ахмад или любое другое, из-за однозначного смысла текста данного хадиса.

 

Вторая группа считает, что данный запрет отменён. Поистине, в начале эпохи Ислама было запрещено давать эту кунью кому-либо из-за этого хадиса, а потом запрет был отменён. Они еще сказали: «В наше время можно давать кунью Абуль Касим любому человеку, будь его имя Мухаммад, Ахмад или любое другое». Это мазхаб имама Малика. Кади Ияд говорит: «Этого мнения придерживались множество учёных саляфов, факихов из разных городов и в целом большинство учёных. Они говорили: "Известно, что группа учёных первого века и по сей день имеют кунью Абуль Касим, никто этого не запрещает, и многие люди поступают подобным образом"».

 

Третья группа – мазхаб Ибн Джарира, согласно которому запрет не отменён, однако считается, что то веление было высказано в качестве порицания с точки зрения этики, но не в качестве запрета.

 

Четвёртая группа считает, что запрет давать кунью Абуль Касим относится только к тем, чьё имя Мухаммад или Ахмад, и нет вреда в том, чтобы дать эту кунью тому, у кого другое имя. Это мнение группы учёных саляфов, и об этом пришёл хадис от Джабира.

 

Пятая считает, что запрещено давать кунью Абуль Касим в любом случае. Также запрещено давать человеку имя Касим, так как в последующем его отца будут называть Абуль Касим. Марван бин Хакам сменил имя своему сыну Абдулмалику, когда до него дошёл этот хадис. Сначала ему было дано имя Абуль Касим, а потом его сменили на Абдулмалик. Также подобным образом поступили некоторые ансары.

 

Шестая группа считает, что давать имя Мухаммад запрещено вовсе, независимо от того, есть у него кунья или нет. Об этом пришёл хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

 

تُسَمُونَ أوْلادَكُمْ مُحَمّداً ثم تلعنونهم

 

«Вы даёте своим детям имя Мухаммад, а потом проклинаете их?»

 

Умар (да смилуется над ним Аллах) написал в Куфу письмо со следующим содержанием: «Не давайте никому имя пророка», – и велел людям в Медине сменить имена своих сыновей, которых звали Мухаммадами. Даже было дело, что некоторые жители Медины сказали, что им это разрешил сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тогда Умар оставил их.

 

Кади Ияд сказал: «Похоже, что Умар действовал из уважения к имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы не пренебрегать этикетом по отношению к нему, как об этом было сказано ранее в хадисе: "Вы даёте своим детям имя Мухаммад, а потом проклинаете их?"

 

Сказано: причиной запрета Умара было то, что он однажды услышал человека, который говорил Мухаммаду бин Зайд бин аль-Хаттаб: "Пусть Аллах рассудит тебя, о Мухаммад!" И тогда Умар позвал Мухаммада бин Зайда и сказал: "Мне кажется, что из-за тебя проклинают посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И пока я жив, тебя больше не будут называть именем Мухаммад", – и назвал его Абдурахманом». Конец цитаты[27].

 

Полезное примечание: имам Шаърани (да освятит Аллах его душу) говорит в книге «Аль- Ухуду Аль-Мухаммадия»: «С нас взят обет возвеличивать каждого раба Аллаха, носящего имя, подобное Всевышнему Аллаху (то есть те имена, значение которых присуще не только Всевышнему Аллаху, или те, которые относят к Всевышнему, например, Абдуллах – раб Аллаха), подобное имени Его посланника, подобное имени любого пророка (да благословит их Аллах и приветствует) или же подобное имени больших любимцев Аллаха (да будет доволен ими Аллах), больше, чем мы возвеличиваем других людей, не носящих подобные имена»[28].

 

Я скажу: слова Умара, которые были приведены выше, подтверждают данное высказывание.

 

Продолжение



[1] «Шарх» Муслима, 14/124.

[2] «Муснад Ахмада», 21693; «Сахих» Ибн Хиббана, 5818; «Сунан» Абу Давуда, 4948.

[3] Переводится как «Раб Щедрого».

[4] «Тухфатуль Мухтадж», 9/373.

[5] «Тухфатуль Мухтадж», 9/373.

[6] «Мугни аль-Мухтадж», 6/141.

[7] «Маджмуъ», 8/436.

[8] «Маджмуъ», 8/436.

[9] В толковании данного аята у учёных есть множество расхождений, одно из мнений, которое передаёт имам Куртаби, гласит: «Сказал ибн Арафа: "Озаряющий небеса и землю"».

[10 ]«Тухфатуль Мухтадж», 9/373.

[11] То есть ни в Коране, ни в хадисах не упомянуты такие имена Аллаха, как Атыр или Али, поэтому нельзя приписывать их Аллаху и называть детей именами, относящимися к этим именам, так как значением имени Абдул’атыр является «раб ‘Атыра», а значением имени Абдул’али – «раб ‘Али».

[12] «Хашияту Баджури», 4/396.

[13] То есть эти имена переводятся следующим образом: Афлах – успешный, Наджих – преуспевший, Ясар – богатство, Рабах – прибыль. И когда ты приходишь и спрашиваешь дома ли такой-то, и тебе отвечают: «Нет», то некоторые люди видят в этом дурное предзнаменование, так как получается, что в этом доме нет ясара (богатства) или рабаха (прибыли). Это в обычае у людей, среди которых распространена вера в дурные предзнаменования. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил их, чтобы не возникало дурных предзнаменований.

[14] «Сахих», Муслим, 2139.

[15] То есть Пророк сменил ей имя, так как не любил, чтобы люди сами себя хвалили, поэтому в Коране говорится (53:32): «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен».

[16] «Сахих», Бухари, 6192; «Сахих», Муслим, 2141.

[17] «Фатхуль Бари», 10/441.

[18] «Маджмуъ», 10/544.

[19] Однажды, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл в дом своей дочери Фатимы, которая являлась женой сподвижника Али, он не нашёл там Али и спросил, где он, на что Фатима ответила: “Мы повздорили, он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём”. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел одному человеку: “Посмотри, где он”. Через некоторое время этот человек вернулся и сказал: “О посланник Аллаха, он спит в мечети”. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл туда и увидел, что накидка Али спала с него, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стал стряхивать с него пыль, приговаривая: “Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!” (см. «Сахих Бухари», 441 хадис)

[20] То есть имам Навави.

[21] «Маджмуъ», 10/544.

[22] Кунья — часть арабского имени, которая начинается со слов Абу (для мужчин) и Умм (для женщин) и заканчивается именем сына или дочери, к примеру: Абу Мухаммад (отец Мухаммада), Умму Ахмад (мать Ахмада), или же Абу Хадиджа (отец Хадиджи), Умму Фатима (мать Фатимы).

[23] У этого мальчика была птичка, с которой он играл, а когда она умерла, ему стало грустно. И по этой причине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) шутил с ним, чтобы он не грустил.

[24] «Сахих», Бухари, 6203.

[25] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обернулся к нему, подумав, что зовут именно его, так как Его кунья также была Абуль Касим.

[26] «Сахих», Муслим, 2131.

[27] Шарх сахих Муслима 14/112

[28] Хашият Буджайрами 5/256

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru