Как нужно есть и распределять мясо акыки
- Категория: Фикх
- Создано 29.01.2019 14:17
- Автор: Амджад Рашид
Время акыки
В этом разделе есть несколько положений.
Первое: совершить акыку желательно после полного отделения ребенка от матери. Если ребёнок умрёт сразу после рождения, и в этот момент человек, который должен содержать ребёнка, материально в состоянии совершить акыку, то для него это желательно.
Второе: среди учёных возникло разногласие относительно действительности акыки, если она совершена после достоверного закрепления плода в утробе матери, но до его полного отделения от неё. Большинство учёных пришли к мнению, что она действительна, и Ибн Хаджар в книге «Тухфат» посчитал правильным мнение о том, что основу сунны человек соблюдёт. Он сказал: «Она действительна потому, что основой акыки является знание о наличии ребёнка в утробе, а в данном случае это известно».
Третье: желательно совершить акыку на седьмой день после рождения ребёнка, день рождения при этом считается первым из семи дней. Если не получилось совершить акыку в этот день, то её совершают на четырнадцатый день, если и тогда не получилось, то на двадцать первый день, и так – каждые семь дней. Однако нет вреда в несоблюдении такой последовательности.
Четвертое: человеку, за которого не совершили акыку до его совершеннолетия, желательно самому совершить акыку за себя.
Качество акыки
Необходимо, чтобы во время акыки были соблюдены все условия, которые предъявляются к животному для курбана: вид животного, его возраст и качество.
Что касается вида, то это должен быть «наам» (скот) – верблюд, крупный рогатый или мелкий рогатый скот.
Как говорит имам Навави в книге «Маджмуъ», единогласно считается, что акыка, так же, как и курбан, не считается действительной, если зарезать какое-либо другое животное кроме вышеперечисленных. Учёный имам Баджури в книге «Хашият» говорит, что его учитель разрешал беднякам зарезать петуха в качестве акыки, и что великолепный учёный аль-Майдани, который был одним из поздних имамов нашего мазхаба, также разрешал это. Он также говорит: «Это является мазхабом ибн Аббаса (да смилуется над ним Аллах)».
Я скажу: тут имеется ввиду что человек получит просто баракат акыки, а что касается воздаяния за сунну и снятия требований акыки, то их он не получит. Если же имам Баджури имел в виду, что этим он получит воздаяние за сунну акыки, то это опровергается вышеприведёнными словами имама Навави, в которых он отрицает разногласие относительно действительности жертвоприношения какого-либо животного кроме «наама». А как известно, относительно акыки действуют те же шариатские решения, что и относительно курбана, за исключением некоторых немногочисленных вопросов, к которым данная тема не относится. А утверждение, что это является мазхабом ибн Аббаса, может быть недостоверным, если же оно достоверно, то, как мы и сказали выше, человек получит просто баракат, а не вознаграждение за сунну. А Аллах знает лучше.
Что касается возраста животного для акыки, то это должен быть годовалый баран, двухгодовалая коза или корова или же верблюд-пятилетка.
Что касается качеств, то необходимо, чтобы животное было здорово и не имело таких недостатков, как хромота, слепота, выколотый глаз.
Желательные действия во время закалывания
Первое: лучше совершить акыку после восхода солнца.
Второе: желательно говорить во время закалывания следующие слова:
بسم الله والله أكبر اللهم لك وإليك، اللهم هذه عقيقة فلان
«Бисмиллях, валлаху акбар, алахумма ляка ва илайа, аллахумма хазихи акыка (фулан)[1]».
Третье: желательно не ломать кости животного, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это, как об этом будет сказано чуть позже, ради хорошего предзнаменования – чтобы кости ребёнка были в здравии. Стоит отделить каждую кость в месте сочленения суставов, но если даже кость поломали, то в этом нет нежелательности, однако это будет считаться хиляфуль авла[2].
Четвертое: нежелательно пачкать голову ребёнка кровью акыки, так как это действие из доисламского периода. Желательно протереть голову ребенка каким-нибудь благовонием, к примеру, водой с шафраном.
Как нужно есть и распределять мясо акыки
И тут имеется несколько положений.
Первое: если акыка была совершена в качестве выполнения назру (обета), то это мясо запрещается есть, и обязательно следует полностью раздать его беднякам. Что касается желательной акыки, перед которой не совершалось назру, то мусульманину вменяется в обязанность отдать любую её часть, какой бы малой она ни была, а остальное можно есть самим. Мясо беднякам и нищим лучше отправить домой, а не звать их есть это мясо к себе. Однако даже если тот, кто совершил акыку, сварит мясо и пригласит к себе бедняков и нищих, то это тоже дозволено. Необходимо, чтобы бедняки и нищие были мусульманами, так как это является условием при жертвоприношении.
Второе: желательно сварить мясо акыки со сладостями, такими как изюм или мед, потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) любил сладости и мед, как об этом сказано в достоверном хадисе. Всё это – к хорошему предзнаменованию, что нрав ребенка будет приятным.
Третье: желательно отдать женщине, принимавшей роды, правую ногу акыки в сыром виде. Если отдать левую ногу, то сунна все равно осуществляется, однако лучше отдать правую. Имам Байхаки в книге «Ас-Сунан аль-Кубра» приводит хадис: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно акыки, которую совершила Фатима в честь своих сыновей Хасана и Хусейна (да будет доволен ими всеми Аллах): "Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте и угощайте мясом других и не ломайте кости этого животного"».
Мудрость этого совета – в благом предзнаменовании, что ребёнок будет ходить на своих ногах.