Яндекс.Метрика

Шариатское решение и размер акыки

 

Предыдущая часть

 

Шариатское решение относительно акыки

 

В этом разделе есть несколько положений.

 

Первое: ранее мы узнали о законности акыки. Для шафиитов она является желательной, но не обязательной, это мнение большинства учёных из числа сподвижников и их последователей. Доводом к этому служит хадис Абу Давуда:

 

من أحب أن ينسك عن ولده فليفعل

 

«Кто хочет принести в жертву животное за своего ребёнка, пусть сделает это»[1].

 

Имам Шафии сказал: «Неумеренность в акыке проявляют двое: тот, кто говорит, что она обязательна, и тот, кто говорит, что она является нововведением»[2].

 

Я скажу: об обязательности акыки говорят Хасан аль-Басри и Давуд аз-Захири, а о том, что она является нововведением, говорит имам Абу Ханифа (да смилуется над ними всеми Аллах).

 

А доводом против них, доказательством законности и желательности акыки, служат хадисы, которые мы ранее привели.

 

Второе: акыку, по мнению муътамад[3], желательно совершить как в честь мальчика, так и в честь девочки, на основании хадисов, в которых явственно упоминается девочка, к примеру, на основании следующего хадиса от нашей госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах). Аль-Баззар и Абу Шейх передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), а он – от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что Пророк сказал:

 

إن اليهود تعق عن الغلام كبشا، ولاَ تعق عن الجاريةفعقوا عن الغلام كبشين، وعَن الجارية كبشاً

 

«Иудеи приносят в жертву в честь мальчика одного барана, но не приносят жертву в честь девочки, вы же приносите в жертву в честь мальчика двух барана, а в честь девочки – одного»[4].

 

Третье: имам Навави сказал в книге «Маджмуъ»: «По мнению шафиитов, сделать акыку лучше, чем раздать деньги по цене этого барана, подобное сказали имам Ахмад и Ибн Мунзир»[5].

 

Размер акыки

 

И тут несколько положений.

 

Первое: желательно в честь мальчика резать двух баранов, а в честь девочки – одного. Доводом к этому служит хадис, который передал Абу Давуд от Айши (да будет доволен ею Аллах) и в котором она говорит:

 

أمرنا رسول الله يَة أن نعق عن الغلام بشاتين متكافئتين، وعن الجارية بشاة

 

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам принести в жертву в честь мальчика два равных барана, а в честь девочки – одного барана»[6].

 

Второе: если принести в жертву в честь мальчика одного барана и ограничиться этим, то этого достаточно – на основании того, что передано Абу Давудом и Байхаки от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах):

 

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَقَّ عَنِ الْحَسَنِ، وَالْحُسَيْنِ كَبْشًا كَبْشًا

 

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву в честь Хасана одного барана и в честь Хусейна – одного барана»[7].

 

Третье: можно зарезать корову или верблюда в честь семерых детей. Также можно семерым человекам зарезать одну корову или верблюда – не имеет значения, все они хотят совершить акыку, или некоторые хотят совершить акыку, а некоторые – просто получить мясо, подобно тому, как это разрешено в жертвоприношении на Курбан-байрам.

 

Четвертое: среди учёных нашего мазахаба есть разногласие относительно принесения в жертву одного барана с намерением совершить акыку и курбан – достаточно этого или нет? Ибн Хаджар запрещает это и говорит: «Он не получит ни одно из них», а Мухаммад Рамли дозволяет это и говорит: «Он получит в таком положении и акыку, и курбан», и это мнение даёт человеку послабление (облегчение).

 

Выдающийся учёный имам Баджури извлёк из этих слов имама Рамли вывод о дозволенности резать одного барана за нескольких детей. Однако имам Навави в книге «Маджмуъ» говорит, что в таком случае акыка не будет действительной. Вот его текст: «Если у человека родятся два ребёнка, и он зарежет в честь обоих одного барана, то акыка не будет действительной»[8]. И на это мнение опираются, а то, что сказал учёный Баджури, является его толкованием (бахс), которое противоречит тому, что передаётся в нашем мазхабе (манкул), и, соответственно, толкование не отменяет передачу, как об этом сказали учёные[9].

 

Пятое: животное для акыки покупают из средств человека, который содержит ребёнка, или же кто-либо приносит его в качестве дара. Однако нельзя покупать его на средства самого ребёнка, так как акыка является желательным действием и относится к добровольным пожертвованиям, а имущество ребёнка нельзя расходовать на добровольные пожертвования[10].

 

Продолжение


 


[1] «Сунан» Абу Давуда, 2842.

[2] «Маджмуъ», 8/447

[3] Мнение, на которое опираются в мазхабе.

[4] «Мусанд аль-Баззар», 8857.

[5] «Маджмуъ», 8/433.

[6] «Сунан» Абу Давуда, 2834.

[7] «Сунан» Абу Давуда, 2841; «Ас-Сунан аль-Кубра» имама Байхаки, 19267.

[8] Маджмуъ 8/429.

[9] В итоге получается, что нельзя одного барана приносить в жертву от несколько детей. Один баран рассчитан за одного ребенка.

[10] Так как в добровольных пожертвованиях должно быть намерение, а намерение ребенка не рассматривается до совершеннолетия.


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru