Яндекс.Метрика

Акыка - жертвоприношение по поводу рождения ребёнка

 

Предыдущая часть

Четвёртое: акыка

 

Акыка – это животное, которое приносят в жертву в честь новорождённого.

 

Имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) посчитал нежелательным называть животное «акыка», потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любил отвратительные предзнаменования[1]. Он говорил, что следует называть его «насика» или «забиха»[2]. Ибн Хаджар в книге «Тухфатуль Мухтадж» сказал: «Эта нежелательность не утверждена шариатом, так как в хадисах пришло упоминание жертвенного животного словом "акыка", однако это слово нежелательно с точки зрения этики, так как "акыка" предвещает о непослушание. И поэтому следует остерегаться этого слова, так как оно указывает на то, что не подобает»[3].
 

Имам Байхаки (да смилуется над ним Аллах) привёл в своей книге «Сунан аль-Кубра» следующее: «Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили относительно акыки, и он сказал: "Аллах не любит непослушание"» – как будто ему не понравилось это название – далее Он сказал: "Тот, у кого родится ребёнок и кто захочет зарезать в его честь животное, пусть зарежет в честь мальчика два равных барана, а в честь девочки – одного барана».
 

Основа акыки
 

Жертвенное животное за новорождённого узаконенно достоверными хадисами.

К ним относятся следующие:

 

1. хадис, который передал имам Бухари от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

مع الغلام عقيقة ، فأهريقوا عنه دماً وأميطوا عنه الأذى

 

«За новорождённого мальчика следует приносить жертву. Выпускайте за него кровь и устраните от него то, что ему навредит»[4];

 

2. хадис, переданный имамом Тирмизи от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

 

الغلام مرتهن بعقيقته، تذبح عنه يوم سابعه، ويحلق رأسه، ويسمّى

 

«Мальчик связан залогом в виде акыки: животное режется за него на седьмой день его жизни, ему бреют голову и нарекают именем»[5].
 

Смысл фразы «связан залогом в виде акыки» в том, что ребёнок не заступится в Судный день за своих родителей, как сказал имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах). Это подтвердил и Ибн Хаджар в книге «Тухфатуль Мухтадж». Он говорит: «Имам Хаттаби сказал: "Комментарий имама Ахмада является самым красивым из того, что было сказано об этом". Некоторые же посчитали слова имама Ахмада маловероятными и неуместными. Однако в них нет ничего неуместного, так как в таких ситуациях нет места личному мнению. И учитывая высокую степень имама Ахмада и его знание сунны, он сказал это только после того, как до него дошла весть об этом (от посланника Аллаха). Особенно учитывая тот факт, что имам Халими передал подобный комментарий от ранних учёных, живших до имама Ахмада»[6].
 

Мудрость акыки, как говорят учёные, в проявление веселья и радости от рождения ребёнка и в распространении родословной.

 

Продолжение 
 



[1] Это к тому, что «акыка» в арабском языке указывает на слово «укук» – «непослушание», и если назвать жертвенное животное «акыка», то получается плохое предзнаменование, а именно – предвестие, что ребёнок не будет слушать своих родителей.

[2] В переводе оба слова означают жертвенное животное.

[3] «Тухфатуль Мухтадж», 4/88, раздел о хадже.

[4] «Сахих» Бухари, 5472.

[5] «Сунан» Тирмизи, 1522.

[6] Тухфатуль Мухтадж 9/369

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru