Яндекс.Метрика

Совершение намаза вслух и про себя

 

В одном из благородных хадисов Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

 

صلّوا كما رأيتموني أصلّي

 

«Молитесь так же, как вы видели молящимся меня». (Бухари)

 

Этот и подобные ему хадисы являются основой, на которую опираются учёные-факихи в вынесении любых решений касательно намаза. Любое шариатское решение относительно тех или иных действий и методов совершения намаза имеет под собой основание в виде благородных хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Решение относительно чтения некоторых намазов вслух, а других – про себя, также имеет основу – действия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Ученый шафиитского мазхаба Сулейман аль-Буджайрами (да смилуется над ним Аллах) в своем «Хашияте»[1] пишет что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вначале пророческой миссии читал Коран вслух во всех намазах. Когда же многобожники начали издеваться и оскорблять Аллаха и Его посланника был ниспослан аят:

 

وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا

 

«Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом а выбери среднее между этим». (сура аль-Исра).

 

После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начал читать Коран во время намазов дневного и предвечернего про себя, а в остальных намазах вслух.

 

 

Что мы имеем в виду под чтением намаза вслух и про себя?

 

Чтение намаза вслух – это чтение суры аль-Фатиха в первых двух ракаатах намаза – будь то четырёхракаатного, трёхракаатного или двухракаатного – таким образом, чтобы тот, кто стоит рядом, слышал твоё чтение.

 

Что касается чтения намаза про себя, то это чтение аль-Фатихи таким образом, чтобы его слышал лишь тот, кто его читает.

 

 

Какие обязательные намазы читают вслух, а какие нет

 

К обязательным намазам, которые желательно читать вслух, относятся:

  1. вечерний намаз (магриб),
  2. ночной намаз (иша),
  3. утренний намаз (субх),
  4. пятничный намаз (джума).

К обязательным намазам, которые желательно читать про себя, относятся:

  1. обеденный намаз (зухр),
  2. послеобеденный намаз (аср).

То есть намазы, совершаемые в дневное время суток, читают про себя, а в ночное время суток их читают вслух. Ночное время суток – это промежуток времени между заходом и восходом солнца.

 

 

Какие желательные намазы читают вслух, а какие нет

 

Желательные намазы также делятся на два вида: те, которые читают вслух, и те, которые читают про себя.

 

К желательным намазам, которые желательно читать вслух, относятся:

  1. оба пятничных намаза (ид аль-фитр и ид аль-адха),
  2. намаз просьбы о дожде,
  3. намаз затмения луны – неважно, после восхода солнца произошло затмение или ночью,
  4. таравих,
  5. витр, который совершается в месяц Рамадан.

А все остальные намазы, будь то намаз-зуха или желательные намазы, которые совершаются до или после обязательных намазов – читают про себя.

 

К исключению относятся желательные намазы, которые не обусловлены ничем, их называют сунна-мутлак. То есть это намазы, которые можно совершать в любое время суток, кроме трёх определённых периодов времени, в которые их нежелательно совершать. Намерение на такой намаз делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный желательный намаз». И когда эти намазы совершают в ночное время суток, то есть после захода солнца до его восхода, то желательно читать их иногда вслух, а иногда про себя.

 

 

Следует ли читать возмещаемые намазы вслух?

 

Что касается возмещаемых намазов, то их тоже можно разделить на обязательные и желательные[2].

 

При возмещении обязательных намазов необходимо обратить внимание на время, когда их возмещают. Любой обязательный намаз, который возмещают в дневное время суток, читают про себя, а намаз, возмещаемый в вечернее время суток, читают вслух.

 

Например, если человек возмещает ночной намаз днём, то он читает его про себя, а если он возмещает обеденный намаз ночью, то его он читает вслух.

 

Что касается желательных намазов, то их можно разделить на два вида:

  1. те, которые желательно читать вслух, не принимая во внимание время их возмещения. Это оба праздничных намаза, таравих, витр в месяц Рамадан – их желательно читать вслух – как совершая своевременно, так и возмещая, в какое время суток их бы ни возмещали;
  2. те, которые желательно читать про себя, вне зависимости от того, в какое время их возмещают. Это желательные ратибат-намазы, которые совершаются до и после обязательных намазов, а также намаз-витр, совершаемый вне второй половины месяца Рамадан.

 

Да одарит Аллах нас пониманием религии и неуклонным следованием ей, амин!

 

Подготовил: Муса Багилов

 

Материалы по теме:

 

Почему в некоторых намазах желательно читать Коран вслух, а в некоторых шепотом?

 

Нежелательное время для совершения намаза

 

 


[1] عبارة البجيرمي على الخطيب 2/63: «والحكمة في الجهر في موضعه أنّه لما كان الليل محلّ الخلوة ويطلب فيه السهر.. شرع الجهر فيه طلباً للذّة مناجاة العبد لربّه، وخصّ بالأوّليين لنشاط المصلّي فيهما، والنهار لما كان محلّ الشواغل والاختلاط بالناس طلب فيه الإسرار لعدم صلاحيّته للتفرغ للمناجاة، وألحق الصبح بالصلاة الليلية لأنّ وقته ليس محلا للشواغل عادة. اهـ. ع ش على م ر.

 

وعبارة اج: والأصل فيما ذكر «أنّ النبي - صلى الله عليه وسلم - كان يجهر بالقراءة في الصلوات كلّها في الابتداء، فكان المشركون يؤذونه ويسبّون من أنزله ومن أنزل عليه فأنزل الله {ولا تجهر بصلاتك ولا تخافت بها} [الإسراء: 110] » الآية. أي لا تجهر بصلاتك كلّها ولا تخافت بصلاتك كلها {وابتغ بين ذلك سبيلا} [الإسراء: 110] بأن تجهر بصلاة الليل وتخافت بصلاة النهار، فكان يخافت في الظهر والعصر لأنّهم كانوا مستعدين في هذين الوقتين، ويجهر في المغرب لشغلهم فيه بالأكل والعشاء، والصبح لكونهم رقوداً، وفي الجمعة والعيدين لأنّ إقامتهما كانت بالمدينة وما كان للكفار فيها من قوة.

 

وهذا العذر وإن زال بغلبة المسلمين فالحكم باقٍ لأنّ بقاءه يستغنى به عن بيان السبب لأنّه خلف عنه عذر آخر هو كثرة اشتغال الناس في هاتين الصلاتين دون غيرهما، وقد انعقد الإجماع على الجهر فيما ذكر اهـ.».

 

[2]  قال النووي رحمه اللهفي المجموع (3/357):«وأمّا الفائتة: فإن قضى فائتة الليل بالليل.. جهر بلا خلاف، وإن قضى فائتة النهار بالنهار.. أسر بلا خلاف، وإن قضى فائتة النهار ليلا أو الليل نهارا.. فوجهان: أصحّهما أنّ الاعتبار بوقت القضاء في الإسرار والجهر».

 

عبارة النهاية 1/493: «أمّا الفائتة.. فالعبرة فيها بوقت القضاء؛ فيجهر من غروب الشمس إلى طلوعها ويسرّ فيما سوى ذلك، وعلم من ذلك أنّه لو أدرك ركعة من الصبح قبل طلوع الشمس ثمّ طلعت.. أسرّ في الثانية وإن كانت أداء وهو الأوجه. نعم يستثنى صلاة العيد فيجهر في قضائها كالأداء كما قاله الإسنوي».

 

عبارة البجيرمي بعد إيراد كلام الرملي 2/ 65: «أي: لأنّها شرعت جهرية في وقت السرّ فناسب في قضائها الجهر لأجل أن يحاكي القضاء الأداء، فلو قضى صلاة الضحى ليلاً أو وقت صبح.. جهر كما هو الظاهر من كلامهم؛ لأنّ الليل ووقت الصبح محلّ الجهر، ولا يرد ركعتا الفجر ووتر غير رمضان ورواتب المغرب والعشاء لأن الإسرار ورد فيها في محل الجهر فيستصحب على العكس من العيد».


عبارة القليوبي 1/175: «(تنبيه) يسن الجهر لغير مأموم في صبح وأولتي المغربين والجمعة والعيدين وخسوف القمر والاستسقاء وكذا التراويح ووتر رمضان، وإن وصله وركعتا الطواف ليلا أو وقت صبح والمقضية ليلا أو وقت صبح لأن العبرة فيها بوقت القضاء على المعتمد، ويسر في غير ذلك ولو راتبة الصبح والعشاء والمغرب».

 

عبارة المجموع 3/391: «فرع في حكم النوافل في الجهر: أمّا صلاة العيد والاستسقاء والتراويح وخسوف القمر.. فيسنّ فيها الجهر بلا خلافٍ، وأمّا نوافل النهار.. فيسنّ فيها الإسرار بلا خلاف، وأمّا نوافل الليل غير التراويح.. فقال صاحب (التتمة): يجهر فيها، وقال القاضي حسين وصاحب (التهذيب): يتوسط بين الجهر والإسرار. وأمّا السنن الراتبة مع الفرائض.. فيسرّ بها كلّها باتفاق أصحابنا، ونقل القاضي عياض في شرح مسلم عن بعض السلف بالجهر في سنّة الصبح، وعن الجمهور الإسرار كمذهبنا».

 

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru