Яндекс.Метрика

Чтение суры «аль-Фатиха» после дуа

 

Предлагаем вниманию читателя фетву великого учёного Ибрахима Алиджи (да смилуется над ним Аллах), который являлся учителем шейха Мухаммада аль-Яраги (да освятит Аллах его душу).

 

«بسم الله الرحمن الرحيم.

رفع إليّ سؤال من علماء تارغو، حاصله:وما اشتهر بين العلماء والجهال في جميع البلدان من قراءة سورة الحمد في آخر الدعاء هل له أصل في كتاب معتمد أم لا؟

الجواب :  إنّ له أصلاً في كتاب بل في كتب معتمدة:قال النووي في «الإيضاح» في دعاء الاستخارة: «يسنّ افتتاح هذا الدعاء وختمه بالحمد والصلاة».وقال الشيخ ابن حجر في «المختصر» وحاشيته، والرملي في«الغرر»، وعبد الرؤوف في شرح مختصر «الإيضاح» بالحمد والصّلاة والسّلام .وزاد عبد الرؤوف فيه : «وكذا سائر الدعوات، أي: إذا كانوا خارج الصلاة».

فإن قلت : هل يكفي قراءة سورة الفاتحة بدل الحمد في ختم الدّعاء؟

قلتُ : هي من أفراد الحمد ، وذلك لا يخفى على أحد ؛ لأنّ الحمد هو الثّناء الجميل مع قيده المذكور في الكتب.

فإن قلتَ : كان في الفاتحة غير الثناء أيضاً؟

قلتُ : قال الفقهاء المتأخّرون يغتفر في التابع ما لا يغتفر في الأصل.

فإن قلتَ : إنّ العوام يقدّمون الصلاة على سورة الحمد هل يكون على خلاف الوارد أم لا ؟

قلتُ : المقصود عدم خلوّ آخر الدّعاء عنهما ؛ ليكون أرجى للقبول لا خصوص ترتيبهما كما هو ظاهر ، فتأمّل .»

 

«Именем Аллаха милостивого ко всем на этом мире, и лишь к уверовавшим – на том.

 

Ко мне поступил вопрос от учёных селения Тарго со следующим смыслом: имеет ли под собой основание хотя бы в одной основополагающей книге чтение суры “аль-Фатиха” в конце дуа, которое распространено во всех городах среди учёных и простолюдинов?

 

Ответ: поистине, у этого есть основание не в одной, а во множестве основополагающих книг. Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге “аль-Изах” в разделе дуа истихара говорит: «Желательно начинать и заканчивать это дуа хвалой (выражением “Альхамдулиллах”) и салаватом».

 

Ибн Хаджар в книге “Мухтасар” и в субкомментарии к ней, а также Рамли в книге “Гурар” и Абдуррауф в комментариях к книге “Изах” сказали, что желательно начать и закончить дуа хвалой, салаватом и салямом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ещё Абдуррауф добавил: «Таким же методом (начинают и заканчивают) другие дуа, которые читают вне намаза».

 

Если ты спросишь, достаточно ли прочесть суру “аль-Фатиха” вместо хвалы (выражения “Альхамдулиллах”) в конце дуа, я отвечу: ни для кого не секрет, что “аль-Фатиха” является хвалой, так как хвала – это красивое восхваление и так далее, как это написано в книгах.

 

Если ты скажешь что “аль-Фатиха” содержит не только хвалу, я отвечу, что поздние учёные-факихи говорят: В следствии прощается то, что не прощается изначально[1].

 

Если ты спросишь, не противоречит ли сунне то, что простолюдины сначала читают салават, а потом аль-Фатиху, я отвечу: главное – не их последовательность, а присутствие их обоих в конце дуа, так как это даёт надежду, что дуа будет принято.

 

Поразмысли над этим».

 

Перевел: Муса Багилов



[1] то есть, ученые установили правило фикха, которое гласит: то, что не прощается изначально (в нашем примере - это чтение чего-то другого вместо хвалы), прощается в последствии, то есть, если в начале будет хвала, а потом с этой хвалой прочитать то, что не является хвалой, то это не препятствует получению вознаграждения за соблюдение сунны в данном примере.
 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru