Яндекс.Метрика

Этикет чихания и что говорить при чихании

 

Как известно, произнесение выражения «альхамдулиллах» после чихания является сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А в ответ тому, кто произнёс эти слова после чихания, желательно сказать «ярхамукаллах».

 

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

إذَا عَطَسَ أحَدُكُمْ فَلْيَقُل‏:‏ الحَمْدُ لِلَّهِ، وَلْيَقُلْ لَهُ أخُوهُ أوْ صَاحبُهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فإذَا قالَ لَهُ‏:‏ يَرْحَمُكَ اللَّهُ، فَلْيَقُلْ‏:‏ يَهْدِيكُمُ اللَّهُ وَيُصْلِحُ بالَكُمْ‏»‏ قال العلماء‏:‏ بالكم‏:‏ أي شأنكم‏

 

«Если кто-либо из вас чихнёт, пусть скажет "альхамдулиллах", а его брат [по вере] пусть ответит ему: "Ярхамукаллах". А если он скажет ему "ярхамукаллах", пусть [чихнувший] скажет [ему в ответ]: "ЯхдикумуЛлаху ва юслих балякум"».
 

Выражение «альхамдулиллах» означает «хвала Аллаху».

А смысл выражения «ярхамукаллах» – «да помилует тебя Аллах».

 

Выражение «яхдикумуЛлаху ва юслих балякум» означает «да укажет вам Аллах правильный путь, и приведёт Он в порядок все дела ваши».

 

Мудрость просьбы милости
 

Как пишет имам Ибн Хаджар[1] смысл просьбы о милости Аллаха для чихнувшего в том, что чихание может спровоцировать паралич лица и другие подобные болезни, поэтому следует просить для него милости у Аллаха, чтобы Он сохранил его в том же здравии и обличье.
 

Если чихнул немусульманин
 

Если рядом с вами чихнул немусульманин, то ему в ответ следует сказать «яхдикаллах» – «да наставит тебя Аллах» или подобное этому выражение, но не следует просить милости для него, как это делается для брата-мусульманина[2].

 

Если чихнул ребёнок

 

Также не следует говорить «ярхамукаллах», если чихнувший является ребёнком, вне зависимости от того, умеет он отличать хорошее от плохого или нет. Ему желательно сказать «баракаллаху фика/фики» – «да благословит тебя Аллах», или «аншаакаллаху иншаан салихан», то есть «пусть Аллах вырастит тебя благочестивым» и т. п.[3]

 

Под ребёнком тут имеется в виду тот, кто не достиг половой зрелости.
 

Напоминание чихнувшему сказать «альхамдулиллах»

 

Желательно также напомнить чихнувшему произнести выражение «альхамдулиллах». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

مَنْ سَبَقَ العَاطِسَ بِالْـحَمْدِ أَمِنَ مِنَ الشَّوْصِ

 

«Тот, кто опередил чихнувшего выражением "альхамдулиллах", будет защищён от болезней зубов, ушей и живота».[4]

 

Если же он не произнесёт эти слова, напомнили ли ему об этом или нет, то нежелательно (макрух) просить милости для него выражением «ярхамукаллах».[5]

 

Если есть сомнение, произнёс чихнувший эти слова или нет, то следует сказать: «Да смилуется Аллах над тем, кто воздал Ему хвалу», или: «Да смилуется Аллах над тобой, если ты воздал Ему хвалу», или сказать ему: «Скажи альхамдулиллах», – и если он сказал это, то следует просить милости Аллаха [6] для него.

 

Если человек чихнул несколько раз
 

Если человек чихнул несколько раз подряд, то по сунне следует просить милости для него после каждого чихания, если он чихал не более трёх раз. А если он чихнул больше трёх раз, то сунной является сказать «шафакаллах» – «да исцелит тебя Аллах» и т. п. Это в том случае, если он чихает подряд, а если с промежутками, то есть не подряд, то после каждого раза следует просить милости[7] для него.
 

Передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

 

سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول‏:‏ «‏إِذَا عَطَسَ أَحَدُكُمْ فَلْيُشَمِّتهُ جَلِيسُهُ، وَإِنْ زَاد على ثَلاثَة فَهُوَ مَزْكُومٌ، وَلا يُشَمَّتُ بَعْدَ ثَلاثٍ‏»‏‏

 

«Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть тот, кто рядом с ним, произнесёт слова благопожелания (то есть "ярхамукаллах"). Если человек чихнёт более трёх раз, значит он простужен, и после третьего раза благопожелание ему не произносят"».[8]

 

Если человек чихнул во время намаза
 

На высокую степень этой сунны указывает и то, что если молящийся чихнул во время намаза, то ему также желательно произнести выражение «альхамдулиллах» так, чтобы он слышал себя, то есть не мысленно и не слишком громко. А тот, кто услышит его, пусть попросит для него милости у Аллаха выражением «ярхамукаллах».[9]

 

Однако если молящийся чихнул во время чтения фатихи и произнёс выражение «альхамдулиллах», то он должен заново прочитать фатиху, так как оно нарушает непрерывность чтения фатихи.[10]

 

Прикрывать рот во время чихания
 

И последнее: чихнувшему желательно не повышать голос и закрывать рот рукой или чем-то другим.[11]

 

Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
 

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чихал, он прикрывал рот рукой (или одеждой), тем самым приглушая звук».[12]

 

Всё, что мы привели, было взято из книги «Аль-Азкар» Имама Навави и книги «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами, вместе с хашиятом Ширвани.

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 


 


[1]عبارة التحفة 9/230: العطاس - حركةٌ مزعجةٌ ربَّـما تولد عنه نحو لَقْوَةٌ، فناسب أن يدعى له بالرحمة المتضمّنةِ لبقائه على سمته وخلقته، والمانعةِ من شماتة عدوّه به.

[2]عبارة المغني 6/18: وتشميت الكافر بيهديك الله ونحوه لا بيرحمك الله

[3]عبارة التحفة: ولصغير بنحو: أصلحك الله، أو: بارك فيك -

عبارة الشرواني:وظاهره: ولو غير مميز فليراجع... كأنشأك الله إنشاء صالحا اهـ ع ش -.

[4]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ تذكيره الحمد للخبر المشهور «من سبق العاطس بالحمد أمن من الشوص» أي: وجع الضرس، واللوص أي: وجع الأذن، والعلوص وهو وجع البطن.

[5]عبارة التحفة 9/230: ويكره قبل الحمد. عبارة الشروانيّ: ظاهره ولو لصغير وعلى تسليمه ينبغي اختصاصه بالمميز، فليراجع... فلا يعتد به ويأتي به ثانيا بعد الحمد اهـ ع ش

[6]فإن شكّ قال 9/230: يرحم الله من حمده أو يرحمك الله إن حمدته - وتحصل بها سنة التشميت اهـ ع ش -.

[7]عبارة التحفة 9/230: وتكرير التشميت إلى ثلاث ثم بعدها يدعو له بالشفاء - كعافاك الله أو شفاك الله اهـ ع ش -، وقيده بعضهم بما إذا علمه مزكوما؛ وحذفوه لأن الزيادة على الثلاث مع تتابعها عرفا مظنة الزكام ونحوه.

يظهر أنها لو لم تتابع كذلك يسن التشميت بتكررها مطلقاً.
 

[8] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни 251 и Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/391/2
 

[9]عبارة التحفة 2/148: يسن لمصل عطس أو سلم عليه أن يحمد بحيث يسمع نفسه... وبحث ندب تشميت مصل عطس وحمد جهرا

[10]عبارة التحفة 2/41: وإن (تخلل ذكر) أجنبيّ لا يتعلّق بالصلاة كـ«الحمد» للعطاس... (قطع الموالاة)

عبارة علي الشبراملسي في حاشيته على النهاية 2/47 : لكن إذا وقع ذلك في الفاتحة قطع الموالاة

[11]عبارة التحفة 9/230: ويسنّ للعاطس وضع شيء - يده أو ثوبه أو نحوه اهـ مغني - على وجهه وخفض صوته ما أمكنه - وأن يحمد الله عقب عطاسه اهـ مغني
 

[12] Этот хадис приводят Ахмад 2/439, Абу Дауд 5029 и ат-Тирмизи 2745, который сказал: «Это хороший достоверный хадис».
 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru