Яндекс.Метрика

Чтение «Ассаляту Джамиа» в пятничный день

 

Всевышний Аллах вменил в обязанность каждому мусульманину совершение пятикратного намаза каждый день. А для уведомления о наступлении времени намаза вменено чтение азана.

 

Подобно тому, как для уведомления о наступления времени обязательного намаза желательно читать азан, так же и для уведомления о наступлении времени совершения желательного намаза желательно произнести фразу «Ассаляту Джамиа». Она читается не для каждого желательного намаза, а только для тех, которые желательно совершить с джамаатом, как, например, таравих намаз или праздничные ид-намазы.
 

Однако в Дагестане распространено чтение слов «Ассаляту Джамиа» в пятничный день, и называют её «Салах». Их читают где-то до момента наступления времени намаза. И причина их чтения заключается в том, чтобы побудить людей к подготовке к пятничному намазу.
 

Эта практика пришла не из сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и об этом не написано в книгах по фикху. Поэтому нельзя быть убежденым в том, что эта практика является сунной и что её необходимо практиковать, так как если её практиковать с таким убеждением, то это станет запретным действием, которое нужно немедленно прекратить.
 

Относительно практики этого действия – без убеждения в том, что это сунна – дагестанские учёные разошлись во мнениях. Мы можем выделить только двух учёных, которые написали об этой практике. Первый из них – авторитетный учёный, факих, автор книги «Фатава аль-Чохи» Мухаммад Али аль-Чохи; второй – учёный, факих и автор фетв Муртазаали аль-Чирюрти (да смилуется над ними Аллах). К сожалению, биографию Муртазаали аль-Чирюрти и информацию о нём мы не нашли до сих пор.
 

Мухаммад Али аль-Чохи (да смилуется над ним Аллах) очень раскритиковал эту практику и назвал её запретным нововведением. В своём сборнике фетв (22-23 стр.) он пишет, что такие учёные, как Салман из Тлоха и Таййиб из Харахи (да смилуется над ними Аллах) выступали против этой практики. Также он пишет, что учёный Саид Араканский (да смилуется над ним Аллах) запретил эту практику в своё время, однако после его смерти люди возобновили её.
 

Но другой учёный, автор фетв Муртазаали аль-Чирюрти (да смилуется над ним Аллах) в своих фетвах (29 стр.) назвал эту практику хорошим новшеством и привёл ряд доводов о её дозволенности.

Далее мы коротко приведём доводы обеих сторон.
 

Доводы Мухаммада Али аль-Чохи:
 

1. желательно читать «Ассалатуль Джамиа» только для желательных намазов, которые совершаются коллективно, но не для пятничного намаза;
 

2. авторитетные учёные Дагестана в своё время запрещали эту практику, в частности, Саид Араканский назвал её плохим новшеством, а того, кто практикует его – впавшим в грех;
 

3. положение людей относительно пятничного намаза – такое же, как в случае с обычным намазом. То есть так же, как для обеденного намаза, людям не напоминают о приближении времени намаза чтобы они готовились к нему, не нужно никого побуждать готовиться к пятничному намазу. И это нельзя сравнивать с двумя азанами на утренний намаз, так как для утреннего намаза желательно прочитать два азана: один до наступления времени, чтобы люди успели проснуться и подготовиться к нему, а второй – с наступлением времени намаза. Ночью люди спят, и это мешает им услышать своевременный азан, поэтому было введено чтение ещё одного азана до наступления времени молитвы, чтобы люди встали и подготовились. А в пятничный день нет обстоятельства, которое препятствовало бы подготовке к намазу, поэтому сравнивать пятничный намаз с утренним неверно.
 

Доводы Муртазаали аль-Чирюрти (да смилуется над Аллах) таковы:
 

1. в книге «Аль-Фатава аль-Кубра» (1\131)[1] Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет, что муэдзины ввели в практику чтение салавата и салама Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после азана для обязательных намазов, кроме утреннего и пятничного. Для этих азанов они читают салават перед азаном. Впервые это было введено в практику в Египте во времена правления Салахуддина аль-Аюби по его повелению. Причиной этого стало то, что, когда был убит правитель Махзул,его сестра повелела муэдзинам говорить в честь его сына: «Мир чистому имаму». И после него халифов продолжали приветствовать таким образом, до тех пор, пока Салахуддин не аннулировал это и не ввёл взамен благословение и приветствие Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Хаджар прокомментировал эту практику следующим образом: «Какое же прекрасное дело он совершил! Да воздаст Аллах ему добром!»;
 

2. имам Ибрахим аль-Баджури (да смилуется над ним Аллах) в своём комментарии к «Абу Шуджа» (2\472)[2] упоминает практику чтения аятов из Корана и салават до пятничного намаза с целью побудить людей подготовиться к этому намазу;
 

3. учёный ханафитского мазхаба Ибн Абидин (да смилуется над ним Аллах) в своём комментарии к «Дурруль Мухтар» (1\390)[3] пишет, что в Дамаске в его время была практика чтения салама Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) до чтения азана для пятничного намаза, и эту практику они называли «тазкир», то есть напоминание.
 

Суть доводов, приводимых учёным Муртазаали, сводится к тому, что Салахуддин аль-Аюби (да смилуется над ним Аллах) ввёл чтение салавата в пятничный день до азана, и ибн Хаджар хорошо отозвался об этом новшестве. И по аналогии с тем, как хорошо отозвались факихи о практике чтения салама и аятов до пятничного намаза, чтобы люди подготовились к намазу, чтение «Ассалату Джамиа» в пятницу, практикуемое в Дагестане, также одобряемо. Потому что её читают, чтобы люди вспомнили о пятничной молитве и занялись подготовкой к её совершению.
 

Как мы видим из вышеупомянутых доводов, Мухаммад Али аль-Чохи не был согласен с мнением, что в пятницу можно что-то читать в качестве побуждения людей подготовиться к пятничному намазу, в отличие от Муртазаали аль-Чирюрти.
 

Однако стоит отметить, что не только имамы Ибрахим Баджури и Ибн Абидин (да смилуется над ними Аллах) писали о чтении салама и аятов в пятничный день, дабы побудить людей к подготовке к намазу. Об этом пишут Абдухамид Ширвани (3/483)[4], Али Шабрамулси (3\231)[5], Мухаммад Махфуз ат-Тармаси (5\882)[6], Мухаммад Амин аль-Курди(184 стр.)[7] и другие.
 

Заключение: Эта практика имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная сторона: из наших наблюдений и практики мы можем сказать, что чтение этих слов служит напоминанием о приближении времени пятничного намаза. Хотя Мухаммад Али аль-Чохи пишет, что в плане напоминания пятничный намаз ничем не отличается от обеденного намаза, и как обеденный намаз не нуждается в напоминании, так и пятничный не нуждается в нём, другие факихи посчитали по-другому. И тех, кто допускал в пятницу чтение аятов, азкаров и салама для напоминания, много, как мы ранее об этом писали.

 

К примеру, если даже человек не успеет совершить обеденный намаз с наступлением его времени, он может отложить его до конца времени его совершения и совершить ближе ко времени следующего намаза. А пятничный намаз нельзя так совершать. Если человек не успеет совершить его за имамом в начале периода совершения намаза, то он пропустит этот намаз и больше не сможет его возместить.


Отрицательная сторона этой практики – некоторые люди могут подумать, что эта практика является обязательной или желательной. Но мы должны знать, что эта практика не пришла из сунны и верить в это нельзя, так как такое убеждение, как пишет большинство учёных, в частности, Мухаммад Тахир аль-Карахи (да смилуется над ним Аллах), превращает эту практику в запретное новшество.
 

Также мы не нашли истоков этой практики: кто впервые и в каком году ввёл этот обычай и почему для напоминания были выбраны именно эти слова, а не те же, что использовались в Дамаске и в других городах, будь то чтение салавата, аятов или истигфара.
 

Если у человека нет убеждения в желательности или обязательности данной практики, и он практикует её в качестве напоминания о приближении пятничного богослужения, то в этом нет ничего порицаемого. Было бы хорошо, если бы каждый имам в своём населённом пункте хотя бы раз в год информировал свой джамаат о том, что данная практика не из сунны, а лишь напоминание и ничего больше.
 

А Аллах знает лучше!

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 


 

[1]عبارة الفتاوى الفقهيّة الكبرى 1\131: «(فائدة) قد أحدث المؤذّنون الصلاة والسلام على رسول الله عقب الأذان للفرائض الخمس إلا الصبح والجمعة، فإنّهم يقدّمون ذلك فيهما على الأذان..، وكان ابتداء حدوث ذلك في أيّام السلطان الناصر صلاح الدين أيوب وبأمره في مصر وأعمالها..، فنعم ما فعل، فجزاه الله خيراً..»


[2]
قال أبو شجاع: «ولا يخرج من الاعتكاف المنذور إلّا لحاجة الإنسان أو عذرٍ» انتهى.


عبارة الباجوري عليه 2\472: «قوله (أو عذر) ومنه: نسيان الاعتكاف، والخوف، والأذان. ومثل الأذان: التسبيح آخر الليل وما يفعل قبل أذان الجمعة من قراءة الآية والسلام، لجريان العادة بذلك، لأجل التهيّؤ لصلاة الصبح والجمعة بذلك، فيلحق بالأذان» انتهى


[3]
وقال في «الدرّ المختار شرح تنوير الأبصار»: «(فائدة): التسليم بعد الأذان حدث في ربيع الآخر سنة سبعمائة وإحدى وثمانين في عشاء ليلة الاثنين، ثم يوم الجمعة، ثم بعد عشر سنين حدث في الكلّ إلا المغرب، ثم فيها مرتين، وهو بدعةٌ حسنةٌ.» انتهى.


عبارة «الردّ المحتار» لابن عابدين عليه 1\130: «إنّ ابتداءه كان في أيام السلطان الناصر صلاح الدين بأمره..، وهو المسمّى في دمشق تذكيراً كالذي يفعل قبل أذان الظهر يوم الجمعة.

قوله: (وهو بدعة حسنة) قال في «النهر» عن «القول البديع»: والصواب من الأقوال أنّها بدعةٌ حسنةٌ»


[4]
عبارة حاشية الشرواني 3\483: «عبارة شيخنا (ومثل الأذان التسبيح آخر الليل المسمى بالأولى والثاني، وما يفعل قبل أذان الجمعة من قراءة الآية والسلام لجريان العادة بذلك لأجل التهيؤ لصلاة الصبح وصلاة الجمعة»


[5]
عبارة حاشية الشبراملسي 3\231: «قوله (للأذان) وينبغي أن مثل الأذان ما اعتيد من التسبيح المعروف الآن، ومن أولى الجمعة وثانيتها لاعتياد الناس التهيؤ لصلاة الصبح أو الجمعة بذلك، فيلحق بالأذان »


[6]
عبارة حاشية الترمسي 5\882: «وبحث أنّ مثله –أي مثل الأذان في الإذن في الخروج من المسجد للمعتكف –ما اعتيد من التسبيح المعروف ولو من أولى الجمعة وثانيتها، لاعتياد الناس التهيّؤ لصلاة الصبح أو الجمعة بذلك، فيلحق بالأذان»


[7]
عبارة تنوير القلوب (ص 184): «وأمّا التذكار المعروف بالأولى والثانية الحاصل قبل الوقت يوم الجمعة فإنّه لما فيه من الدعوات والاستغاثات والصلوات والتسليمات على النبيّ صلّى الله تعالى عليه وسلّم بدعةٌ حسنةٌ لما فيه من تنبيه للغافلين والمشتغلين بمعايشهم، لأنّ الأذان الشرعيّ مختصر والناس محتاجون لمنبّه ليستعدّوا للصلاة قبل دخول الوقت فيكون في الوقت فسحةٌ عظيمةٌ لحضورهم، وإن كانت المبادرة مطلوبةً منهم ابتداءً، إلّا أنّهم قد يسهون ويلهون، فإذا بلغهم الخبر تذكّروا الطلبَ وكفى بذلك فائدةً»

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru