Яндекс.Метрика

Шейх Мухаммад Али аль-Чохи о достоинстве «Мавлида» (2-я часть)

 

Предыдущая часть

 

----------

 

Из этого: то, что передается с книги «Хамис», его текст[1]:

 

«Приверженцы Ислама не перестают праздновать месяц Его рождения, да благословит Его Аллах и приветствует. Организовывают банкеты, раздают различные милостыни в эти ночи, выявляют радость, увеличивают наследство и проявляют усердие в чтении мавлида. И из-за бараката этого [мавлида] на них проливается всеобщая милость.

 

Из особенностей этого [мавлида], которые было испытано - то, что он служит причиной безопасности [от бед] на целый год, и быстрой радостной вестью о достижении желанной цели». Конец текст книги «Хамис»[2].

 

К этому относится и то, что привел ученый Ибн Касим аль-Уббади в своем «Хашияте» на «Тухфат» Ибн Хаджара в разделе валимата (о праздновании свадьбы). Его текст[3]:

 

Полезное примечание: в «Фатава» Суюти в разделе валимата пишется:

 

Вопрос: как относится Шариат к проведению мавлида в месяце Раби уль-Авваль? Одобряемо ли это или порицаемо? И будет ли воздаяние тому, кто устраивает мавлид?»

 

Ответ: Основа мавлида, который представляет из себя собрание людей, чтение Корана, повествование о знаменательных событиях, произошедших на рассвете пророческой миссии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и о знамениях, которые можно было наблюдать в ночь его рождения, затем  угощение собравшихся, после чего они расходятся без каких-либо дополнительных действий - относится к благим новшествам, за которое люди получают вознаграждение, так как в этом есть возвеличивание степени Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и выражение радости по поводу его рождения.

 

Далее он упомянул, что первым, кто это сделал, был правитель Ирбиля Музаффар, и то, что на его мавлиде присутствовали великие личности из ученых и суфиев и то, что Хафиз Абу Хаттаб бин Дахья составил для него книгу о мавлиде под названием: «ат-Танвир фи мавлиди Башири ан-Назир».

Далее он рассказал, что Таджуддин Умар бин Али ал-Ляхми ас-Сакандари, известный как «аль-Факихани», один из поздних маликитских учёных, утверждал, что проведение мавлида порицаемое новшество, и составил об этом книгу «аль-Мавриду филь калам аля амали мавлид».

Далее он упомянул, что спросили Шейхуль Ислама Хафиза Абу Фазля Ахмада бин Хаджара о проведении мавлида, и он ответил:

 

«В основе празднование мавлида является нововведением, которое не передано ни от одного из праведных предшественников (саляф салих), однако, вместе с этим оно заключает в себе много положительного и обратного. Следовательно, если при праздновании дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остерегаться всего запретного, то следует относиться к мавлида, как к благому новшеству. В противном случае, мавлид порицается».

 

Далее он говорит: «Воистину, я нашёл основу для дозволенности совершения мавлида в достоверных источниках Сахих аль-Бухари и Муслима. И это то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по прибытии в Медину увидел, что иудеи соблюдают пост в день Ашура. Он спросил о причине соблюдения ими поста в этот день. Они сказали, что в этот день Аллах утопил Фараона и спас Пророка Мусу, мир ему, и в знак хвалы Всевышнему они держат пост в этот день.

 

Из этого хадиса следует, что если кого-то Аллах наделил в какой-то день какой-либо милостью или избавил от какой-либо беды, то ему разрешено совершить воздаяние хвалы Всевышнему. И он может совершать воздаяние хвала за эту милость именно в этот же день каждого года.  Воздаяние же хвалы Аллаху происходит посредством разных видов богослужения, подобно совершению земного поклона (сужда), соблюдению поста, раздачи милостыни, чтением Корана. А разве есть более великая милость, чем появление в этот день на свет Пророка, да благословит его Аллах и приветствует – Пророка милости?!

 

Согласно сказанному, следует проявлять усердие в выборе определенного дня, чтобы это соответствовало истории, произошедшей с Пророком Мусой, мир ему, в день Ашура. Тот же, кто не обращает внимания именно на этот день, совершает его в любой день всего месяца [Рабиуль Авваля]. Некоторые даже распустились в этом до того, что совершают его в любой день года...

 

Это то, что связано с основой мавлида.

 

А всё, что касается совершаемого во время празднования мавлида, то следует ограничиться совершением таких вещей, посредством которых выявляется воздаяние хвала Аллаху. Также и то, что было перечислено выше: это чтение Корана, угощение едой, раздача милостыни, воспевание стихов, восхваляющих Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или вселяющее аскетизм, отдаляющее от мирского, побуждающее сердца к совершению благого или полезного для мира иного.

 

Что же касается таких проявлений как пение, пустословие и тому подобное, то следует сказать: то, что является дозволенным из этого и соответствует выражению радости в этот день - нет ничего плохого в совершении этого; а то, что запретно или нежелательно, то от этого необходимо воздержаться. И такое же решение относительно того, что не противоречит сунне (хиляф авля)». Конец слов Ибн Хаджара.

 

Далее упомянул, что Хафиз Шамсудин бин Насыруддин Димашки в своей книге: «Мавраду ас-сади фи мавлидиль хади» сказал, что достоверно передается, что Абу Лахабу облегчается наказание в Аду каждый понедельник из-за того, что он обрадовался рождению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и освободил [рабыню] Сувайбу. Затем продекламировал стихи:

 

«Если этому неверному, который опорочен в Коране и которому обещаны вечные муки, наказание облегчается каждый понедельник только из-за того, что он обрадовался рождению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что ждёт мусульманина, который верует в Единого Бога и всю свою жизнь радуется рождению Пророка?!». Конец слов Димашки.

 

Воистину он привел много доводов относительно восхваляемости совершения мавлида соблюдая все его условия, и то, что тот, кто его совершает, будет вознаграждён. Вместе с этим он привел опровержение тем, кто противоречит этому мнению. Все это он включил в свою книгу, которую назвал: «Хуснуль максид фи амалиль мавлид».

 

Да вознаградит его Всевышний Аллах тем, чего он достоин.

 

В этой книге он не раз разъяснил деление новшеств на все его виды. И все это к тому, что мавлид не перестает быть восхваляемым новшеством, за которое люди будут вознаграждены». Конец текст Ибн Касима Уббади[4].

 

Продолжение



 



[1]
 «ولا يزال أهل الإسلام يحتفلون بشهر مولده صلى الله تعالى عليه وسلّم ، ويعملون الولائم ، ويتصدّقون في لياليه بأنواع الصدقات ويظهرون السرور ، ويزيدون في الميراث ، ويعتنون بقراءة مولده الكريم صلى الله تعالى عليه وسلّم ويظهر عليهم من بركاته فضلٌ عميمٌ ، وممّا جرّب من خواصه أنّه أمان فى ذلك العام، وبشرى عاجلة بنيل البغية والمرام» انتهى.

 

[2]«Тарихуль Хамис фи Ахвали анфаси Нафис», Хусейн бин Мухаммад Бакри (ум. 966 хх), 1/223

 

[3] «فائدة : في فتاوى الحافظ السيوطيّ في باب الوليمة : سئل عن عمل المولد النبويّ في شهر ربيع الأوّل ما حكمُه من حيث الشرع ؟ وهل هو محمودٌ أو مذمومٌ ؟ وهل يثاب فاعلُه أو لا ؟
 

قال : والجواب عندي أنّ أصلَ عمل المولد الذي هو اجتماع الناس ، وقراءة ما تيسّر من القرآن،  ورواية الأخبار الواردة في مبدأ أمر النبي صلى الله عليه وسلّم ، وما وقع في مولده من الآيات ، ثم يمدّ لهم سماط يأكلونه ، وينصرفون من غير زيادة على ذلك.. من البدع الحسنة التي يثاب عليها صاحبها لما فيه من تعظيم قدر النبي صلى الله عليه وسلّم ، وإظهار الفرح والاستبشار بمولده الشريف .
 

ثم ذكر أنّ أوّل من أحدث فعل ذلك الملكُ المظفّر صاحبُ أربيل ، وأنّه كان يحضر عنده في المولد أعيان العلماء والصوفية ، وأنّ الحافظَ أبَا الخطاب بن دحية صنّف له مجلّدًا في المولد النبويّ سماه : «التنوير في مولد البشير النذير» .
 

ثم حكي أنّ الشيخ تاج الدين عمر بن علي [اللخمي السكندري المشهور بـ] «الفاكهاني» من متأخّري المالكيّة ادّعى أنّ عملَ المولد بدعةٌ مذمومةٌ ، وألّف في ذلك كتابًا سماه : «المورد في الكلام على عمل المولد» ثم سرده برقته ، ثم نقده أحسن نقد ، ورده أبلغ ردٍّ ، فللّه درّه من حافظ إمام.
 

ثم ذكر أنّه سئل شيخ الإسلام [حافظ العصر أبو الفضل] أحمد بن حجر عن عمل المولد ، فأجاب بما نصّه : «أصل عمل المولد بدعةٌ لم ينقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة ، ولكنّها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدّها ، فمن تحرّى في عملها المحاسن وتجنّب ضدّها.. كان بدعةً حسنةً ، ومن لا.. فلا» ، قال : «وقد ظهر لي تخريجُها على أصلٍ ثابتٍ وهو ما ثبت في الصحيحين من أنّ النبي صلى الله عليه وسلم «قدم المدينة فوجد اليهودَ يصومون يومَ عاشوراء ، فسألهم ، فقالوا : (هذا يوم أغرق الله فيه فرعون ، ونجى فيه موسى ، فنحن نصومه شكرا لله تعالى) . فيستفاد منه فعل الشكر لله على ما منّ به في يوم معيّن من إسداء نعمةٍ ودفع نقمةٍ ، ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كلّ سنة ، والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة ، وأيّ نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي صلّى الله تعالى عليه وسلّم الذي هو نبيُّ الرحمةِ في ذلك اليوم ؟!
 

وعلى هذا فينبغي أن يتحرى اليوم بعينه حتى يطابق قصّة موسى في يوم عاشوراء ، ومن لم يلاحظ ذلك لا يبالي بعمل المولد في أيّ يوم من الشهر بل توسع قومٌ فنقلوه إلى يوم من السنة وفيه ما فيه .

هذا ما يتعلّق بأصل عمله.
 

وأمّا ما يعمل فيه فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من نحو ما تقدّم ذكره ؛ من التلاوة ، والإطعام ، والصدقة ، وإنشاد شيء من المدائح النبويّة والزهدية المحرِّكة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة .
 

وأما ما يتّبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال : ما كان من ذلك مباحًا بحيث يتعيّن للسرور بذلك اليوم.. لا بأس بإلحاقه به ، ومهما كان حرامًا أو مكروهًا.. فيمتنع . وكذا ما كان خلاف الأولى» اهـ» اهـ
 

ثم ذكر أنّ الحافظ بن ناصر الدين في كتابه المسمى بـ «ورد الصادي في مولد الهادي» قد صحّ أنّ أبَا لهب يخفّف عنه عذابُ النار في مثل يوم الاثنين لإعتاقه ثويبة سرورًا بميلاد النبي صلى الله عليه وسلم ، ثم أنشد :
 

إذا كان هذا كافرا جاء ذمه *** وتبت يداه في الجحيم مخلدا

 

أتى أنه في يوم الاثنين دائما *** يخفف عنه للسـرور لأحمدا

 

فما الظن بالعبد الذي كان عمره *** بأحمد مسرورا ومات موحدا

 

انتهى .
 

وقد أطال في إيضاح الاحتجاج لكون المولد محمودًا مثابًا عليه بشرطه مع إيضاح الردِّ على من خالف في ذلك بما ينبغي استفادته ، وجعل ذلك كلّه مؤلّفًا سماه : «حسن المقصد في عمل المولد» فجزاه الله تعالى ما هو أهله . وكرّر في ذلك المؤلّف بيانَ انقسام البدعة إلى الأحكام كلِّها حتى لا ينافي كونُ عمل المولد بدعةً كونَه محمودًا مثابًا عليه» . انتهى
 

[4]«Хашиятуль Уббади аля Тухфатиль Мухтадж», Ибн Касим аль-Уббади (ум. 992 хх), 7/529

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru