Яндекс.Метрика

Можно ли переносить намаз на следующий если заезжаешь в город?

 

Один из часто возникающих вопросов в сафаре: Можно ли перенести обеденный намаз на предзакатный или вечерний на ночной, если есть возможность совершить их сразу, перенеся второй намаз на первый?

 

Например: некто едет из Грозного в Махачкалу. Не доезжая до Махачкалы наступило время вечерней молитвы, но он переносит её на ночную молитву, хотя и знает, что в Махачкалу он доедет только после наступления ночной. Можно ли так делать?

 

На этот вопрос Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, ответил, что несмотря на  дозволенность этого будет лучше не переносить этот намаз на следующий, а совершить его своевременно.

 

Подробно об этом написал Ахмад Шатири, да смилуется над ним Аллах, в своем хашияте на «Бугъяту Мустаршидин» 2/274[1] :

 

«Вопрос: Если отложить первый [намаз], то разрешено ли ему зайти в город до их совершения или нельзя? Так как при входе в город первый намаз будет возмещаемым, учитывая тот факт, что он мог до входа в город совершить его своевременно, совмещая [обе намаза во время первого намаза].

 

Ответ: Ибн Хаджар в «Хашияту Изах»[2] и «Фатава»[3] предпочёл мнение о дозволенности входа в город в этой ситуации, несмотря на то, что первый намаз будет возмещаемым, так как нет греха в откладывании намаза, если есть на это причина. Однако, лучше совершить их до входа [в город], чтоб избежать разногласие [в этом вопросе].»

 

А Аллах знает лучше!

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 


 


[1] عبارة «حاشية بغية المسترشدين» (ص 274): «مسألة : لو أخّر الأولى هل يجوز له دخول البلد قبل فعل الصلاتين أم لا ؛ لأنّه إذا دخل صارت الأولى قضاء مع قدرته على فعلها أداء بالجمع قبل دخوله؟

رجّح ابن حجر في حاشية الإيضاح و«الفتاوى» جواز الدخول حينئذ وإن صارت الأولى قضاء ؛ إذ لا يأثم بتأخير الصلاة عن وقتها إلّا إن أخرجها لا لعذر ، نعم الأفضل فعلهما قبل الدخول خروجًا من الخلاف . اهـ مؤلّف»

 

[2] عبارة «حاشية الإيضاح» (ص 66): «وبحث وجوبه –أي الجمع–فيما لو نواه تأخيرًا وشارف وصوله دار إقامة في وقت الثانية ، فإنّه إن ترك الجمع ودخل بلده صارت الأولى قضاء مع قدرته على فعلها أداء بالجمع قبل دخوله ، فتعيّن الجمع حينئذ ، وفيه نظر لأنّها وإن صارت قضاء لكنّه قضاء لا إثم فيه ، لأنّ شرط ما فيه إثم أن يخرجهما عن وقتها لا لعذر ، وهذا يخالفه ، فالأوجه أنّه أفضل لا واجب»

 

[3] عبارة ابن حجر في فتاويه (1/231): «وسئل - رضي الله عنه - عن المسافر إذا أراد الجمع تأخيرًا ثمّ أراد دخول مقصده والحالة هذه قبل فعل الظهر فهل يجوز له ذلك أم لا؟

فأجاب بقوله بأنّ الأوجه أنّه يجوز له دخول مقصده قبل فعل الظهر كما قدّمته مبسوطًا وأشرت ثَمّ إلى أنّ المسألة مبسوطةٌ أيضًا في حاشيتي على إيضاح النووي والله أعلم».

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru