Яндекс.Метрика

Немного о запретном сафаре

 

В наше время, наверно, нет мусульман, которые хотя бы раз в жизни не были в сафаре. И каждый раз, как мы попадаем в сафар, мы пользуемся теми или иными облегчениями, которые нам подарил наш шариат. Мы знаем условия сокращения и переноса намаза, но мало кто обращает внимание на одно из основных условий пользования этими облегчениями в сафаре - на то, что сафар должен быть дозволенным, то есть сафар не должен быть для совершения запретного.

 

К подобным запретным действиям относятся: сафар ради ограбления, ради совершения прелюбодеяния, ради участия в запретных играх, будь то азартные игры или бои без правил.
 

Также к запретным целям сафара относится путешествие только ради просмотра разных городов, достопримечательностей и т.д.

 

Например, сафар в Париж ради того, чтоб посмотреть на Эйфелеву башню, или в Дубай, чтоб посмотреть на их красоты, является запретным. По мнению учёных причиной запрета такого сафара заключается в том, что в этом есть пустая трата времени и сил. Если же посредством такого путешествия человек расслабляется, отдыхает, или совмещает с ним лечение и т.п. из дозволенного, то такой сафар не будет греховным, и, он может пользоваться облегчениями в сафаре, как на это указал Ибн Хаджар в своих фетвах[1].
 

Возникает вопрос: а что, если человек едет в сафар отдохнуть, расслабиться или посмотреть на разные города и поразмыслить над творениями Аллаха?
 

Что касается сафара для отдыха, то ученые шафиитского мазхаба разделились в этом вопросе на два мнения: одна группа учёных считает такой сафар дозволенным, а другие запрещают и относят его к сафару ради просмотра городов. Среди ученых, считавших сафар для отдыха дозволенным, является Ибн Хаджар аль-Хайтами, и он обусловил это тем, что сафар ради отдыха является целевым и полезным, так как отдых разгружает мозг человека от всего негативного и ненужного. К тем, кто не дозволил такой сафар, относятся имамы Рамли и Хатыб Ширбини[2].
 

Что касается сафара ради просмотра городов с целью размышления над творениями Всевышнего, над его Мудростью, над тем, как Он создал этот мир так гармонично, в порядке и красиво – то такой сафар тоже дозволен, и он относится к сафару ради отдыха, как на это указал Шейх ат-Тармаси, да смилуется над ним Аллах[3].
 

Итог:
 

1- Сафар ради просмотра городов, достопримечательностей и т.д. является запретным, и тому, кто путешествует ради этого, не разрешено пользоваться облегчениями, которые предоставлены путнику.
 

2- Сафар ради отдыха считается дозволеным по мнению Ибн Хаджара (а его мнение в Дагестане считается предпочтительным над мнениями других факихов в шафиитском мазхабе), и путнику, который вышел в путь ради отдыха, разрешается воспользоваться облегчениями сафара.
 

3- Сафар ради просмотра городов с целью размышления над творениями Всевышнего является дозволеным, и тому кто вышел в такой путь разрешено пользоваться облегчениями в сафаре.

 

А Аллах знает лучше.

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 

 

 


[1] عبارة الفتاوى الفقهية الكبرى (1/232) : «.. التنزّه غرض صحيح ، يقصد في العادة للتداوي ونحوه ، كإزالة العفونات النفسيّة ، واعتدال المزاج وغير ذلك ، بخلاف مجرّد رؤية البلاد إذا خلا عن ذلك ، كأن قصد السفر لبلد كذا لينظر بناءها من ماذا أو هل هي صغيرة أو كبيرة ونحو ذلك ، فإنّه بالعبث أشبهُ ، فمن ثمّ جاز للأوّل القصرُ لصحّة غرضه ، بخلاف الثاني وإن كان له مقصد معلومٌ لفسادِ غرضِهِ؛ لأنّ فيه إتعابُ نفسِهِ ودابّتِهِ من غير فائدة».

 

[2] عبارة التحفة مع حاشية الشرواني (2/383) : «وكذا لمجرّد تنزّه على الأوجه ، لأنّه غرض مقصودٌ ، إذ هو إزالةُ الكدورة النفسيّةِ برؤية مستحسن يشغلها به عنها ، ومن ثمّ لو سافر لأجله قصر أيضا - خالفه «النهاية» و«المغني» ، فاعتمدا أنّه لا فرق بين التنزّه ورؤية البلاد، فإن كان واحدٌ منهما سببًا لأصل السفر.. فلا يقصر ، أو للعدول إلى الطويل.. فيقصر -، بخلاف مجرّد رؤية البلاد ابتداءً ، أو عند العدول ، لأنّه غرضٌ فاسدٌ، ولزوم التنزّه.. لا نظر إليه على أنّه غير مطّرد»

 

[3] عبارة حاشية الترمسي (4/82) : أمّا ما في «الإحياء» من إيهام الجواز.. فمحمول على قصدٍ بسفره تهذيبَ نفسه وخروجها عن مألوفها ، أو مزيد الاعتبار برؤية البلاد المختبفة ، أو نحو ذلك من المقاصد الصحيحة في تحقيق السلوك الذي امتازوا به على غيرهم ، ولا شكّ أن هذه أغراض صحيحة ، أفاده في «الإيعاب» فليتنبّه .


 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru