Нежелательное время для совершения намаза
- Категория: Фикх
- Создано 19.02.2017 08:33
- Автор: Админ.
Очень часто поступают вопросы об отрезках времени, в течение которых совершение намаза является нежелательным. В связи с тем, что у многих мусульман неправильное понимание данного вопроса, мы посчитали необходимым написать эту маленькую заметку.
Довод на нежелательность совершения намазов в это время
Доводом на нежелательность совершения намазов в некоторые отрезки времени служит хадис, переданный Имам Муслимом в своем сборнике:
От Укбы ибн Амира аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал:
ثلاث ساعاتٍ كان رسول اللّه صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلّي فيهنّ، أو أن نقبر فيهنّ موتانا: حين تطلع الشّمس بازغةً حتّى ترتفع، وحين يقوم قائم الظّهيرة، وحين تضيّف الشّمس للغروب حتّى تغرب
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нам совершать намазы и хоронить мёртвых в 3 отрезка времени: с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднимется; когда солнце находится в центре неба, пока оно не отклонится; когда солнце приблизится к закату до момента, как оно зайдет полностью».
Нежелательность совершения намаза.
Здесь надо понимать, что нежелательность совершения этих намазов относится к «карахат ат-тахрим», то есть близкое к запретному, поэтому за совершение его бывает грех[1].
Еще один важный момент: несмотря на то, что совершение намаза в это время является нежелательным, он все равно не будет засчитан[2].
Периоды, в которых нежелательно совершение намаза.
Таких периодов три:
Первое: с момента совершения утреннего намаза до восхода солнца на размер копья.
Второе: во время стояния Солнца в Зените, кроме пятничного дня.
Третье: с момента совершения послеобеденного (аср) намаза до захода солнца.
Какие намазы нежелательно совершать в эти периоды
В вышеуказанные отрезки времени нежелательно совершение лишь некоторых намазов, а именно:
1- Желательные намазы, которые совершаются без каких-либо причин. Их называют сунна-мутлак.
2- Желательные намазы, причина совершения которых реализуется после намаза, а не до него.
Например, к намазам, причина совершения которых реализуется после намаза, относятся:
1- Намаз-истихара, так как сперва совершается намаз, а затем совершается истихара.
2- Намаз для вступления в хадж, так как сперва совершается намаз, а потом человек вступает в хадж.
И т.д..
А к намазам, причина которых опережает намаз, относятся:
1- Намаз после омовения, так как сперва делается омовение, а потом намаз.
2- Намаз-тахият, то есть сперва человек заходит в мечеть, а потом совершает намаз.
3- Намаз затмения солнца, так как сперва бывает затмение, а потом совершается намаз.
И т.д..
Возмещение намазов в эти отрезки времени.
Не является нежелательным возмещение намазов, будь то обязательных или желательных. Но намеренно откладывать возмещение намазов на эти отрезки, зная что в них порицается совершение намазов, является недозволенным. И в таком случае возмещение намазов будет не действительно.
Не запрещено совершение «джаназа намаза» в эти отрезки времени, а также совершение «саджда шукра» и «саджда тилявата», потому что их причина опережает само поклонение.
Нежелательность совершения молитв в перечисленные периоды времени не касается территории Харама города Мекки (независимо от того, в мечети или нет). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
يا بني عبد مناف لا تمنعوا أحدا طاف بهذا البيت وصلى أية ساعة شاء من ليل أو نهار
«О дети Абду Манафа! Не преграждайте никому совершать обход Каабы и совершения молитвы (в мечети) в любое время дня и ночи». Хадис передал Тирмизи и другие.
Хвала Аллаху Господу миров!
Подготовил: Муса Багилов
[1]عبارة إعانة الطالبين: اﻟﻔﺮﻕ ﺑﻴﻦ ﻛﺮﺍﻫﺔ ﺍﻟﺘﺤﺮﻳﻢ ﻭﻛﺮﺍﻫﺔ ﺍﻟﺘﻨﺰﻳﻪ, ﺃﻥ ﺍﻟﺄﻭﻟﻰ ﺗﻘﺘﻀﻲ ﺍﻟﺈﺛﻢ, ﻭﺍﻟﺜﺎﻧﻴﺔ ﻟﺎ ﺗﻘﺘﻀﻴﻪ.
عبارة إعانة الطالبين: ﺍﻟﻔﺮﻕ ﺑﻴﻦ ﻛﺮﺍﻫﺔ ﺍﻟﺘﺤﺮﻳﻢ ﻭﺍﻟﺤﺮﺍﻡ, ﻣﻊ ﺃﻥ ﻛﻠﺎ ﻳﻘﺘﻀﻲ ﺍﻟﺈﺛﻢ: ﺃﻥ ﻛﺮﺍﻫﺔ ﺍﻟﺘﺤﺮﻳﻢ ﻣﺎ ﺛﺒﺘﺖ ﺑﺪﻟﻴﻞ ﻳﺤﺘﻤﻞ ﺍﻟﺘﺄﻭﻳﻞ, ﻭﺍﻟﺤﺮﺍﻡ ﻣﺎ ﺛﺒﺖ ﺑﺪﻟﻴﻞ ﻗﻄﻌﻲ ﻟﺎ ﻳﺤﺘﻤﻞ ﺍﻟﺘﺄﻭﻳﻞ, ﻣﻦ ﻛﺘﺎﺏ ﺃﻭ ﺳﻨﺔ ﺃﻭ ﺇﺟﻤﺎﻉ ﺃﻭ ﻗﻴﺎﺱ.
[2] عبارة إعانة الطالبين: لا ﺗﻨﻌﻘﺪ ﺍﻟﺼلاﺓ ، ﻭﺫﻟﻚ ﻟﺄﻥ ﺍﻟﻨﻬﻲ ﺇﺫﺍ ﺭﺟﻊ ﻟﺬﺍﺕ ﺍﻟﻌﺒﺎﺩﺓ ﺃﻭ ﻟﺎﺯﻣﻬﺎ ﺍﻗﺘﻀﻰ ﺍﻟﻔﺴﺎﺩ ، ﺳﻮﺍﺀ ﻛﺎﻥ ﻟﻠﺘﺤﺮﻳﻢ ﺃﻭ ﻟﻠﺘﻨﺰﻳﻪ ، ﻭﻳﺄﺛﻢ ﻓﺎﻋﻠﻬﺎ.