Об оплате услуг связи в терминале
- Категория: Фикх
- Создано 16.09.2016 16:53
- Автор: Ахмад-хаджи Годоберинский
Оплата в терминале услуг какого-либо оператора связи, непосредственно ему или его представителю, или дилеру, в размере, соответствующим времени для разговоров по телефону, относится к купле-продаже услуг связи. Это не является обменом денег за деньги и не относится к риба с этой стороны.
Этой сделке подобна и оплата интернета, которая также является куплей-продажей услуги. В этих обоих сделках продают, в первом случае, возможность разговора по телефону определенное время за определенные деньги, а во-втором, возможность пользоваться интернетом. Если оплачивать эти услуги через терминал большой суммой, по-нашему мазхабу есть вероятность, что сделка не будет действительной, так как можно купить эти услуги и у их представителей, сказав «купил-продал».
Если же услуги телефонной и интернет связи оплачиваются не крупной суммой, тоэто будет дозволенным по мазхабу имама аш-Шафии, так как наш мазхаб дозволяет обходиться без произнесения «купил-продал» в небольших сделках. Также к этому относится покупка воды и напитков в уличных автоматах, покупка игрушек для детей в специальных автоматах и т.п.
Тем не менее, если учитывать, что в других мазхабах нет запрета на такого рода сделки, то можно сказать людям, что в таких оплатах нет проблем. В противном случае есть возможность оказаться из числа тех, кто затрудняет жизнь людям. Шариат делает облегчение в вещах, в которых есть беды и трудности для всех людей.
Люди получают много польз на сегодняшний день от использования различных аппаратов, как получение больших сумм денег из терминала, без выражений (типа «купил-продал» и т.п.) и другие. Так как в этом есть большое удобство для мусульман, дозволено не объявлять запретным то, что дозволено в одном из четырёх мазхабов, пока это дело не будет поднято перед шариатскии судьей (кадий). Если не поступить так, то это может оказаться лишением мусульман возможностей и облегчений, которые получили люди в наше время.
Про такую мудрость сказано: «Разногласие имамов во второстепенных вопросах является милостью для Уммы».
Ахмад-хаджи Исаев,
«Иршадуль Аввам» 2 том