Яндекс.Метрика

Портится ли намаз, если лоб выйдет за границу коленей в сидячем положении?

 

Как известно, в шафиитском мазхабе опираются на две большие личности – это Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами и Шейхуль Ислам Мухаммад Рамли, да смилуется над ними Аллах. Между ними есть разногласие во множестве вопросов фикха, и нам, последователям этих имамов, полезно знать о них, так как этим мы можем сохранить их разногласие и выйти из хиляфа.

 

Один из таких вопросов: нарушается ли намаз, если молящийся, находясь в сидячем положении, наклонится вперед таким образом, что его лоб выйдет за границу коленей.

 

Разногласие в этом вопросе возникло из-за того, что подобный наклон является минимальной формой земного поклона того, кто совершает намаз сидя, и, следовательно, это является рукном, совершение которого не в своем месте портит намаз.

 

Имам Рамли в «Нихаят»[1] пишет, что данное действие нарушает намаз того, кто совершает его сидя, но в сборнике фетв он не конкретизирует у кого именно нарушается намаз: у совершающего его сидя или стоя.

 

А Ибн Хаджар в «Тухфат»[2] без детализации в общем виде пишет, что данное действие нарушает намаз любого, кто наклонится вперед, находясь в сидячем положении, было ли это сделано для таваррука, ифтираша или просто так.

 

Ученые, которые пришли после этих двух шейхов, также пишут, что это нарушает намаз по мнению Ибн Хаджара и не нарушает по мнению имама Рамли. Из них: Мухаммад Махфуз Тармаси в своем хашияте на «Манхаджу Кавым»[3], Абдулхамид Ширвани в хашияте на «Тухфат»[4], Джамалуддин аль-Ахдаль в «Умдатуль Муфти валь Мустафти» 1/109, Баишн в «Бушра Карим»[5], Курбан Али аль-Бурджи в своих примечаниях на «Тухфат», также об этом разногласии упомянуто в «Фатхуль Али», «Фатава аль-Басри» и в других книгах.

 

Некоторые ученые, следуя за мнением Имама Рамли, говорили, что человеку, который забыл сделать таваррук или ифтираш и вспомнил об этом, лучше его сделать, даже если его лоб выйдет за границы его колен, так как по мнению Рамли это не портит намаз. А другие же говорили, что этого делать нельзя, так как данное действие нарушает намаз по мнению Ибн Хаджара.

 

А нам, простым мукаллидам, можно следовать за любым из этих ученых, но выйти из разногласия (а в нашем случае это постараться чтоб лоб не выходил за границы колени) будет ближе к богобоязненности, как об этом нередко пишут ученые.

 

А Аллах знает лучше!

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 

 


[1] وهل تبطل صلاة من يصلي قاعدا بالانحناء في غير موضع الركوع إلى حد ركوعه أم لا.

قال أبو شكيل: لا تبطل إن كان جاهلا وإلا بطلت

[2] ومنه - اي المبطل للصلاة- أن ينحني الجالس إلى أن تحاذي جبهته ما أمام ركبتيه، ولو لتحصيل توركه أو افتراشه المسنون؛ إذ المبطل لا يغتفر للمندوب، بخلاف الانحناء لقتل نحو حية؛ لأنه لخشية ضرره صار بمنزلة الضروري، وسيأتي اغتفار الكثير للضرورة، فأولى هذا اهـ

[3] قال الشرقاوي: «فلو عنّ له السجود بعد افترش وإن توقف على انحناء بقدر ركوع القاعد، لتولّده من مأمور به وفاقًا للرملي وخلافًا لابن حجر»

[4] (قَوْلُهُ وَمِنْهُ أَنْ يَنْحَنِيَ إلَخْ) فِيهِ نَظَرٌ سم عِبَارَةُ الْكُرْدِيِّ وَرَأَيْت فِي فَتَاوَى الْجَمَالِ الرَّمْلِيِّ لَا تَبْطُلُ صَلَاتُهُ بِذَلِكَ إلَّا إنْ قَصَدَ بِهِ زِيَادَةَ رُكُوعٍ انْتَهَى وَقَالَ الْقَلْيُوبِيُّ لَا يَضُرُّ وُجُودُ صُورَةِ الرُّكُوعِ فِي تَوَرُّكِهِ وَافْتِرَاشِهِ فِي التَّشَهُّدِ خِلَافًا لِابْنِ حُجْرٌ انْتَهَى اهـ

[5] وخالفه (م ر)، وغيره في كون هذا لانحناء المذكور مبطلاً،

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru